» » План работы экологического отряда "эковек". Социально-образовательный проект "Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы" Программа работы экологического отряда в школе

План работы экологического отряда "эковек". Социально-образовательный проект "Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы" Программа работы экологического отряда в школе

Предварительный просмотр:

Отрядная песня экологического отряда «Радуга»

«Мы природу сбережем»

1куплет.

МЫ природу сбережем-3раза.

Это наш родимый дом-3раза

Без нее не проживете-2раза

Без нее не проживем

И об этом вы поете-2раза

И об этом мы поем.

Припев.

Прямо босиком по земле пройдем,

Красоту беречь будем.

Ведь природа всё, всё нам отдает,

Пожалейте вы ее, люди!

2 куплет.

Будут бабочки порхать – 3раза

Будут птички щебетать – 3раза

Без нее не проживете – 2 раза

Без нее не проживем

И об этом вы поете- 2раза

И об этом мы поем.

Припев.

Нас природа радует

Разноцветной радугой

И это вы запомните, ребята!

Предварительный просмотр:

Паспорт экологического отряда «Радуга»

Руководитель: Величко Татьяна Сергеевна – учитель биологии

Название: Школьный экологический отряд «Радуга»

Девиз: « Природа – в наших руках, если радуга есть в облаках! »

Эмблема:

Система приема в объединение: Личное желание учащихся, личное заявление, посвящение.

Цель: формирование экологической компетенции школьников.

Направления работы:

  • заседания совета отряда;
  • исследовательская работа;
  • лекторская работа;
  • ведение экологической рубрики в школьной газете «19 Меридиан»;
  • участие в конференциях различного уровня;
  • организация и проведение школьных экологических акций;
  • организация экологических мероприятий в рамках школы;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;

Формы и методы, используемые в отряде:

  • исследовательская работа;
  • экскурсии по краю и России;
  • экологические акции;
  • круглые столы;
  • экологические праздники;
  • выступление лекторских групп;
  • выпуск экологических газет, листовок, статей;
  • школьные конкурсы фотографий, плакатов и рисунков;
  • научно-практические конференции;

Правила членов экологического отряда «Радуга»

1. В отряде ребята живут без Я, как друзья. Всем на удивление одно местоимение – "МЫ".

2. Коллективно обсуждать и решенье принимать:

Делать где? Зачем и что? Как? Когда? Во сколько? Что?

3. Каждое дело – с пользой, иначе зачем?

4. Каждое дело – людям, иначе зачем?

5. Каждое дело – творчески, иначе зачем?

6. Закон точности – не терпит опозданий.

7. Закон справедливости – справедливость превыше всего.

8. Закон помощи – помоги другим, и тебе помогут.

9. Чем больше трудностей, тем больше бодрости.

Устав школьного экологического отряда «Радуга»

Членом школьного экологического отряда может быть любой обучающийся класса, любящий природу, желающий внести свой посильных вклад в дело охраны природы.

Члены экологического отряда обязаны:

  • принимать участие в охране окружающей среды;
  • соблюдать требования природоохранного законодательства;
  • знать, соблюдать и передавать другим нормы экологической этики и морали;
  • изучать и приумножать природные богатства родного края;
  • постоянно повышать уровень своих знаний о природе и экологической культуры населения.

Члены экологического отряда имеют право:

  • вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
  • принимать участие в экологических акциях и праздниках разного уровня;
  • излагать свое мнение на заседаниях, в прессе и конференциях;
  • защищать права и интересы населения, развивать экологическую грамотность и культуру;
  • оказывать посильную помощь государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;
  • требовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны.

Член экологического отряда всегда должен помнить:

  • природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
  • от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

Предварительный просмотр:

« Утверждаю»:

Директор МБОУ СОШ №19

Т.М. Томак

Приказ №___от __________

Положение

о школьном экологическом отряде

МБОУ СОШ №19 ст. Марьянской

I. Общие положения

1.1 Настоящее положение определяет порядок создания, организацию деятельности, задачи и условия осуществления деятельности экологического отряда, а также устанавливает права и обязанности участников данного отряда.

1.2 Экологический отряд МБОУ СОШ №19 станицы Марьянской является добровольным объединением учащихся, их родителей и учителей, образованным для изучения и охраны природы.

1.3 Экологический отряд действует на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности, согласно Уставу МБОУ СОШ №19 и в соответствии с законодательством РФ.

1.4 Экологический отряд является открытой школьной организацией, действует на территории станицы Марьянской Красноармейского района и имеет своё название и символику (эмблему).

1.5 Целью экологического отряда является развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечение учащихся, их родителей и учителей к изучению природы и её охране, а также к решению социально значимых проблем.

1.6 Основными задачами экологического отряда являются:

  • изучение природы и истории родного края;
  • применение на практике знаний вопросов экологии и путей их решения;
  • освоение навыков исследовательской деятельности;
  • овладение нормами экологической культуры;
  • развитие потребности в самообразовании и укреплении своего здоровья;
  • формирование интереса к углубленному изучению окружающего мира;
  • организация экологическое просвещение для учащихся и населения;
  • приобретение навыков экологически грамотного поведения;
  • создание экологической тропы на территории МБОУ СОШ №19;
  • проведение работы по пропаганде знаний в области окружающей среды;
  • организация практических мероприятий по улучшению и благоустройству населенных пунктов;
  • принятие участия в районных, краевых, российских экологических акциях и проектах.

1.7 Участники экологического отряда осуществляют безвозмездную, благотворительную деятельность.

1.8 Работа экологического отряда осуществляется в свободное время учащихся.

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • природоохранная;
  • практическая;
  • исследовательская;
  • просветительская деятельность и т.д.

II. Участники экологического отряда

2.1 В экологический отряд может вступить любой обучающийся, который добровольно изъявил желание работать в составе отряда. Состав отряда 10-15 человек.

2.2 Участниками отряда могут быть учащиеся в возрасте от 10 до 16 лет.

2.3 На общем собрании избирается командир экологического отряда, который организует деятельность данного отряда.

2.4 Весь состав экологического отряда имеет равные права на любую деятельность в рамках положения, право голоса в обсуждении любого вопроса и принятий решения.

III. Содержание деятельности

3.1 Для достижения своих целей экологический отряд имеет право действовать всеми легальными методами, согласно законодательству РФ, включая ниже перечисленные:

  • Изучение истории своей станицы, района, края, изучение и охрана растений и животных, их естественных местообитаний, восстановление нарушенных.
  • Распространение знаний и информации об исторических местах, о природе, действиях, представляющих угрозу существованию растений, животных, человека, о способах их охраны.
  • Организация и проведение мероприятий, имеющих своей целью популяризацию идей охраны природы и исторических памятников – сборов, съездов, встреч с интересными людьми, учёными и др.
  • Осуществление законных действий, имеющих целью предотвратить деградацию природных территорий.
  • Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению и экологии, охране безопасности и жизнедеятельности людей.
  • Публикация научно-исследовательских и научно-популярных работ учащихся и педагогов школы.
  • Подготовка, издание и распространение буклетов, газет, альбомов и других материалов по темам экологии.
  • Организация конкурсов, выставок поделок, рисунков.
  • Проведение экологического мониторинга, экологических акций, экодесантов, экспедиций, походов выходного дня.
  • Организация экологического туризма.
  • Сотрудничество с другими организациями станицы, района, края, а также участие в экологических мероприятиях различного уровня, в совместных проектах, обмене информацией.

IV. Обязанности участников экологического отряда

4.1 Участники экологического отряда обязаны:

  • знать и соблюдать цели, задачи и принципы своего отряда;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять общепризнанные принципы и нормы поведения, требования к охране окружающей среды;
  • совершенствовать свои знания по вопросам охраны окружающей среды, уровень подготовки к проводимым практическим экологическим мероприятиям;
  • четко и добросовестно выполнять свои обязательства;
  • проводить работу по пропаганде знаний в области окружающей среды;
  • организовывать практические мероприятия по улучшению и благоустройству станицы;
  • принимать участие в районных, краевых, российских экологических акциях и проектах.

V. Права участников экологического отряда

5.1 Участники экологического отряда имеет право:

  • осуществлять свою деятельность исходя из своих устремлений, способностей и потребностей;
  • вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления экологической деятельности в отряде;
  • получать вознаграждение и признательность за свою деятельность;
  • пользоваться атрибутикой отряда, утвержденной в установленном порядке;
  • создавать необходимые условия труда, обеспечивающие безопасность и защиту законных прав и интересов во время работы;
  • добровольно выходить из состава экологического отряда.

VI. Права командира экологического отряда

6.1 Командир экологического отряда имеет право:

  • предлагать участникам отряда изменять виды деятельности;
  • требовать от участников отряда отчёта за проделанную работу;
  • поощрять труд участников экологического отряда.

VII. Обязанности командира экологического отряда

7.1 Командир экологического отряда:

  • организует деятельность участников отряда;
  • отвечает за сохранность и использование имущества, переданного экологическому отряду в пользование;
  • обеспечивает в рамках своей компетенции создание безопасных условий труда и быта для участников экологического отряда;
  • способствует личностному творческому росту участников экологических отрядов, развитию и максимальной реализации их общественной активности, формированию внутриотрядной организационной культуры;
  • организует продуктивный и творческий досуг участников экологического отряда.

VIII. Организация работы экологического отряда

8.1. Непосредственными организаторами работы являются педагог-организатор или заместитель директора по УВР, который осуществляет организационные мероприятия по функционированию экологических отрядов.

IX. Поощрение участников экологического отряда

9.1 Объявление благодарности приказом по школе.

9.2 Награждение грамотой.

9.3 Вручение подарка, сувенира.

9.4 Награждение от официальных лиц.

9.5 Поощрение денежными премиями, путевками.

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Зам. директора по ВР

Иржаховская Е.В. ______

«__»________2014г.

Программа

экологического отряда «Радуга»

на 2014-2015 учебный год

Руководитель отряда: Т.С. Величко,

учитель английского языка и биологии

МБОУ СОШ № 19 ст. Марьянской

Красноармейского района

Пояснительная записка

Школьный экологический отряд «Радуга» является общественной независимой организацией. Приём в члены отряда осуществляется на добровольных началах для обучающихся 5 «Б» класса МБОУ СОШ № 19 станицы Марьянской на общешкольной линейке.

Целью деятельности школьного экологического отряда «Радуга» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся школы.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

Планирование ряда экологических событий, направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;

Создание условия для участия учащихся в охране окружающей среды;

Воспитание любви и бережного отношения к природе;

Улучшение трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников;

Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности по благоустройству сельских территорий;

Воспитание бережного отношения к природным богатствам своего края, рационального природопользования, эстетического оформления территории села и конкретно школьной территории;

Формирование навыков ведение исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека;

Развитие самостоятельности в действиях по улучшению экологической обстановки.

Программа деятельности школьного экологического отряда «Радуга» рассчитана на 1 год и включает три направления природоохранной работы :

Просветительская;

Общественно-полезная;

Учебно-познавательная.

В основу программы положены принципы:

  • возможности личного участия в образовательном процессе обучающихся младше себя;
  • возможность личного участия в выявлении экологических проблем, принятия и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
  • обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;
  • теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
  • отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

План деятельности экологического отряда «Радуга»

по направлениям

на 2014-2015 учебный год

  1. Просветительская природоохранная деятельность

№ п/п

Участники

Сроки

Ответственные

Обсуждение плана работы ЭО, выбор командира отряда, девиза, формы

5 «Б» класс

сентябрь

Величко Т.С.

Публикация результатов работы ЭО в школьной газете «19 Меридиан»

Творческая группа ЭО

2 раза в месяц

Редакция газеты

Величко Т.С.

Лекция «Влияние транспорта на окружающую среду»

5 «Б» класс

Октябрь

Величко Т.С.

Зелёный альманах «Царевна ли лягушка?»

5 «Б» класс

Ноябрь

Величко Т.С.

Разработка виртуальной экскурсии «Жизнь обитателей сада и огорода»

5 «Б» класс

Декабрь

Величко Т.С.

Экологический праздник в рамках предметной недели естественных наук

5 «Б» класс

Январь

Величко Т.С.

Подготовка лекторских групп для выступления на классных часах, согласно экологическому календарю

5 «Б» класс

Февраль

Величко Т.С.

Конкурс мультимедийных презентаций по теме «Вода – источник жизни»

5 «Б» класс

Март

Величко Т.С.

Тематическая линейка ко Дню птиц

1 – 4

классы

Апрель

Величко Т.С.

Тематическая линейка ко Дню Земли

1 – 4

классы

Апрель

Величко Т.С.

Встреча с работниками эколого-биологического центра ст. Полтавской

5 «Б» класс

Май

Величко Т.С.

  1. Общественно-полезная природоохранная деятельность

№ п/п

Название экологических событий

Участники

Сроки

Ответственные

Заготовка семян сорных растений для подкормки птиц зимой

1 – 5

классы

Сентябрь-октябрь

Величко Т.С.

Изготовление кормушек для зимующих птиц

1 – 5

классы

Октябрь -ноябрь

Величко Т.С.

Экологическая операция: «Птичья столовая»

Декабрь - февраль

Величко Т.С.

Разработка маршрута экологической тропы на территории МБОУ СОШ №19 и за пределами ст. Марьянской

5 «Б» класс

Март

Величко Т.С.

Организация экологического субботника по очистке территории МБОУ СОШ № 19

1 – 11

классы

Апрель – май

Величко Т.С.

Очистка берегов р. Кубань

5 «Б» класс

Апрель – май

Величко Т.С.

Посадка саженцев красного дуба периметру спортивной площадки МБОУ СОШ № 19

5 «Б» класс

Май

Величко Т.С.

  1. Учебно-познавательная природоохранная деятельность

№ п/п

Название экологических событий

Участники

Сроки

Ответственные

Викторина «Лекарственные растения вокруг нас»

5 «Б» класс

Октябрь

Величко Т.С.

Праздник «Легенды о цветах»

1-4 классы

Ноябрь

Величко Т.С.

Разработка мультимедиа-презентации для проведения эколого-биологической викторины «Виртуозы маскировки»

10-11 классы – участники викторины

Разработка презентаций: январь

Викторина: февраль

ЭО – ведущие

9-10 кл – разработчики презентаций, Величко Т.С.

Практическая работа «Размножение с\х растений семенами»

5 «Б» класс

Март

Величко Т.С.

Интеллектуальная игра «В мире животных»

6-7 классы

Апрель

Величко Т.С.

Практическая работа «Моделирование пищевых связей в саду и огороде»

5 «Б» класс

Май

Величко Т.С.

Перечень методической и учебной литературы:

Литература для педагогов:

  1. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками». – Волгоград, 2009
  2. Фадеева Г.А. «Химия и экология».- Волгоград, 2005
  3. Формирование экологической культуры жителей города / Народная школа № 5,2004
  4. Экологический турнир / Последний звонок №12, 2002
  5. Урок экологии в тридевятом царстве / Педсовет № 5, 2006
  6. Экологическая сценка / Педсовет №9, 2008
  7. День птиц / Педсовет № 1, 2005
  8. Синичкин день / Педсовет № 7,2005
  9. Свалка по имени Земля / Педсовет №11, 2005
  10. Частушки на экологическую тему / Педсовет № 7, 2009
  11. Всемирный день Земли / Педсовет № 2, 2010
  12. Экологическая сказка о том, как колобок в лес убежал / Педсовет № 3, 2009
  13. Экологическая сказка / Педсовет № 6, 2003
  14. Экологические игры / Пед. творчество № 9, 2007
  15. Экологические сказки / Педсовет № 11, 2004
  16. Здравствуйте пернатые, Наш дом – планета Земля / Педсовет № 8, 2008
  17. Экология в филологии / Педсовет №11, 2007
  18. Экологическая игра «Лик Земли» / Последний звонок № 12, 2007
  19. Димитриев А.Д. «Экология Чувашской Республики».- Чебоксары, 1996
  20. На крыльях весну принесли / Последний звонок № 1, 2005
  21. Война как фактор ухудшения среды обитания, игровые задачи по экологии / Последний звонок № 8, 2005
  22. Земля – наш общий дом / Последний звонок №12,2005

Литература для воспитанников:

  1. Методические разработки внеклассных мероприятий.
  2. Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение: введение в биологию и экологию» 5 класс.- М.: 2009
  3. Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений», 6 класс - М.: Вентана-Граф, 2008
  4. Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. и др «Экология животных», 7 класс - М.: Вентана-Граф, 2001
  5. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья», 8 класс -М.: Вентана-Граф, 2004
  6. Швец И.М., Добротина Н.А. «Биосфера и человечество», 9 класс - М.: Вентана-Граф, 2004
  7. Чернова Н.М., Галушкин В.М., Константинов В.М. «Экология», 10-11 класс - М.: Просвещение 2007
  8. Энциклопедия для детей «Биология» - М.: 2002
  9. Энциклопедия для детей «Человек» - М.: 2002
  10. Джинни Джонсон «Животные (млекопитающие, птицы, рыбы). – М.: АСТ, 2001
  11. Детская энциклопедия «Животные». –М.: Махаон, 2006
  12. Акимушкин И.И. «Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся».- М.: Мысль, 1999
  13. Жизнь животных: в 7т./ под редакцией Ю.И.Полянского. –М.: Просвещение, 1987
  14. Иллюстрированная энциклопедия рыб / под ред. П.А. Моисеева. – Прага: Артия, 1982
  15. Огнев А.В. «Змеи в домашнем террариуме».- М.: Аквариум, 2002
  16. Хрестоматия по зоологии для 6-7 классов / сост. С.А. Молис. –М.: Просвещение, 1971
  17. Удивительное в жизни животных / под ред. проф. А.с. Константинова и проф. Н.И. Лариной.- Саратов, 1966 Алексеев Александр Александрович

    Андрианова Ксения Павловна

    Бобко Анастасия Ивановна

    Бурмистрова Диана Андреевна

    Буряк Сергей Сергеевич

    Воробьёв Алексей Александрович

    Гапеева Екатерина Олеговна

    Гондарь Даниил Юрьевич

    Данильченко Алёна Сергеевна

    Зобкова Алёна Николаевна

    Зубков Игорь Сергеевич

    Калинич Александр Андреевич

    Крикун Сергей Владимирович

    Левченко Алла Юрьевна

    Маковецкий Максим Максимович

    Маргарян Артур Арменович

    Мухина Юлия Геннадьевна

    Поданева Татьяна Владимировна

    Подзоров Артем Юрьевич

    Пузикова Ксения Николаевна

    Ромащенко Валерия Александровна

    Савин Владимир Михайлович

    Селезнёв Дмитрий Алексеевич

    Скаженик Анна Сергеевна

    Трегуб Виктория Александровна

    Фещенко Мария Сергеевна

    Фёдоров Сергей Андреевич

    Чепурко Никита Алексеевич

    Руководитель экологического отряда «Радуга» – учитель биологии МБОУ СОШ №19, классный руководитель 5 «Б» класса – Величко Татьяна Сергеевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23 имени С.В.Добрина города Липецка

    Экологический отряд « Зеленый мир»

    Количество участников – 25 человек

    Руководитель отряды – Панченко Мария Николаевна

    Адрес - 398902, г.Липецк, ул.Ударников, 21 тел. 41 99 35 E mail : sc 23- lip @ mail . ru

История создания отряда

Отряд "Зеленый мир" работает в Школе № 23 с 2003г. Первыми участниками были обучающиеся 5-х классов МОУ СОШ № 23г. города Липецка во главе с Поляковой Людмилой Алексеевной. Число юных экологов постепенно росло: с 15 человек в 2003 году до 25 человек в 2010 году.

С 2006 года отряд имеет свою символику, это зеленые галстуки как символ Зеленого мира окружающей природы.

Члены отряда регулярно участвуют в конкурсах разного уровня, занимая призовые места.

Сегодня отряд насчитывает 25 обучающихся 8-10 классов.

Активно проводится исследовательская и просветительская деятельность.

2.Паспорт отряда "Зеленый мир"

Название: Школьный отряд "Зеленый мир"

Количество членов: 25 человек

Система приема в объединение: Личное желание обучающихся, личное заявление, посвящение.

Цель: формирование экологической компетенции школьников.

Первыми участниками были обучающиеся 5-х классов МОУ СОШ № 23г. города Липецка во главе с Поляковой Людмилой Алексеевной. Число юных экологов постепенно росло: с 15 человек в 2003 году до 25 человек в 2010 году.

Формы и методы, используемые в отряде:

    исследовательская работа с природными объектами (водоемы, лесные массивы, пришкольная территория);

    экскурсии в краеведческий музей;

    встречи со специалистами – экологами;

    практические работы в школьной лаборатории;

    экологические акции;

    круглые столы;

    экологические праздники;

    выступление лекторских групп;

    выпуск экологических газет, листовок, статей и брошюр;

    школьные конкурсы фотографий и рисунков;

    научно - практические конференции;

Девиз: Охранять природу – значит охранять Родину

Традиции:

    посвящение в юные экологи;

    экологические праздники:

    • "День Земли"

      "День птиц"

      "День первоцвета"

    выездные заседания на природе;

Устав отряда "Зеленый мир"

    Юным экологом может быть любой обучающийся 8 - 11 класса, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.

    Юные экологи обязаны:

    • принимать участие в охране окружающей среды;

      соблюдать требования природоохранного законодательства;

      знать, соблюдать и передавать другим нормы экологической этики и морали;

      изучать и приумножать природные богатства родного края;

      постоянно повышать уровень своих знаний о природе и экологической культуры населения.

    Члены отряда имеют право:

    • вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;

      принимать участие в экологических акциях и праздниках разного уровня;

      излагать свое мнение на заседаниях, в прессе и конференциях;

      защищать права и интересы населения, развивать экологическую грамотность и культуру;

      оказывать посильную помощь государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;

      требовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны.

    Юный эколог всегда должен помнить:

    • природа - это живая, чувствительная, очень сложная система;

      от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

3.План работы экологического отряда на 2010 – 2011 учебный год

1.Организационное заседание, планирование мероприятий на год.

2.Анализ результатов летней практики.

3.Участие в выставке « Дары осени»

4. Издание школьной экологической газеты

Октябрь

1.Работа над проектами и исследованиями.

2. Акция « зеленая зона» (облагораживание пришкольной территории)

Декабрь

1.Акция « Вместо елки – букет

2.Разработка проекта озеленения пришкольной территории.

3. Издание школьной экологической газеты

4. Работа клуба « Мы за здоровы образ жизни!»

Январь

1.Школьный конкурс фотографий « Природа родного края»

2.Оформление стенда « Природа родного края»

3.Проведение работ по озеленению рекреаций школы.

4.Лекции в классах начальной и средней школы.

5.Издание школьной экологической газеты

6. Работа клуба « Мы за здоровы образ жизни!»

Февраль

1.Издание школьной экологической газеты

2.Изготовление листовок на экологическую тематику.

3. Работа клуба « Мы за здоровы образ жизни!»

Март

1.Проведение мероприятия, посвященного Дню птиц в начальной школе.

2. Участие в экологическом конкурсе « Зеленая планета»

4. Работа клуба « Мы за здоровы образ жизни!»

Апрель

1.Участие в акции « Внимание, первоцвет!»

2. Проведение открытого мероприятия « Первоцветы весной»

3. Участие в мероприятиях в рамках Дней защиты от экологической опасности.

4. Экологические субботники.

5. Работа клуба « Мы за здоровы образ жизни!»

Май

1.Работа школьного пресс- центра

2. Проведение радиолинейки, посвященной Дню Земли.

3.Акция « Чистый четверг» (помощь ветеранам и престарелым жителям поселка Сырский рудник)

4. Участие в мероприятиях в рамках Дней защиты от экологической опасности.

5. Работа клуба « Мы за здоровы образ жизни!»

Июнь

1.Работы по озеленению пришкольной территории.

2. Подведение итогов учебного года.

4.Содержание и результативность деятельности экологического отряда.

4.1. Участие в мероприятиях по датам экологического календаря.

Проведена радиолинейка и акция

« Курить не модно!»

1 Декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом

Проведены беседы в старших классах школы и оформлена выставка рисунков и плакатов на данную тематику.

В этот день в школе проведена акция « В каждой капле воды – жизнь». Для учащихся 5- 8 проведена игра – викторина « Вода – чудесный дар природы»

Проведено внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы

« Птицы моего родного края», проведена акция по изготовлению и развешиванию на территории школы кормушек и скворечников.

В этот день проведена радиолинейка « Здоровье – бесценный дар человека»

Оформлен информационный стенд, направленный на распространение экологических знаний среди учащихся школы. Проведен межпредметный вечер – конкурс «Экология и …». Целью данного мероприятия являлось повышение экологической грамотности учащихся, формирование личного отношения школьников к экологическим проблемам.

Проведена радиолинейка.

Проведена акция по уборке парка на территории поселка Сырский Рудник, пришкольной территории и прилегающей к школе территории.

4.2. Проведение практических мероприятий по улучшению экологической ситуации на территории поселка и школы.

Акция « Посади дерево»

Цель: озеленение пришкольной территории с целью улучшения микроклимата на данной территории. Проводится в апреле, октябре с целью лучшей приживаемости растений.

В акции принимают участие учащиеся 9-10 классов.

Акция « Территория здоровья»

Цель: благоустройство пришкольной территории, создание благоприятного микроклимата.

Проводится ежегодно (осень, весна) в зависимости от погодных условий.

Акция « Внимание, первоцвет!»

Цель: формирование экологической культуры школьников, знакомство с разнообразием первоцветов, произрастающих на территории Липецкой области.

Акция « Зеленая зона»

Цель проведения: формирование экологической культуры школьников, воспитание бережного отношения к окружающей территории, развитие навыков работы на пришкольном участке.

Акция « Кормушки»

Цель: формирование экологической компетентности учащихся при изучении видового разнообразия птиц, зимующих на территории Липецка, изготовлении кормушек и заготовка корма.

4.3. Пропагандистская и просветительская деятельность по охране окружающей среды.

1. Выпуск экологической газеты « Сыроежка».

2. Проведение общешкольных и классных мероприятий экологической направленности.

3. Участие в городских акциях и конкурсах.

Учащиеся, входящие в состав экологического отряда приняли участие в конкурсе на лучший скворечник, в котором заняли первое место.

Участвовали в городском конкурсе « Знатоки природы»

Фотогалерея.

Наш отряд


Выставка фотографий Школьный конкурс « Весенний « Мои домашние питомцы» букет»



Классный час,

посвященный Дню борьбы со СПИДом» Акция « Территория здоровья»

Акция « Посади дерево»

Акция « Посади дерево»

Открытый урок « Первоцветы.

Растения весной»


Выступление агитбригады Оформление тематического стенда

Выступление на заседании школьного экоцентра

Отчёт о работе экологического отряда «Радуга»

за 2017-2018 учебный год

Общие данные:

МБОУ «Карагайская СОШ №2».

Экологический отряд « Радуга»

Количество участников - 18 человек

Дата создания отряда - сентябрь 2016 года

Руководитель отряды - Новикова Анастасия Алексеевна

Цель: Привлечь внимание обучающихся к актуальным проблемам экологии.

Задачи: - Воспитывать наблюдательность у учащихся, интерес к природе и бережное отношение к живой и не живой природе на планете природным богатствам страны, дарам лесов, озер, рек.

Познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях.

Приобщить обучающихся к природоохранной и просветительской деятельности.

Формы и методы, используемые в отряде:

Экскурсии в краеведческий музей;

Встречи со специалистами - экологами;

Экологические акции;

Экологические праздники;

Выпуск экологических газет, листовок, статей и брошюр;

Школьные конкурсы фотографий и рисунков;

Научно - практические конференции;

Девиз: «Только вместе , только дружно, п омогать природе нужно!»

Экологический отряд работает по трём направлениям

- просветительское;

- общественно-полезное;

- учебно-познавательное.

Приняли участие в мероприятиях школьного экологического проекта «Экологический календарь».

Проведена выставка рисунков и викторина. (1 место).

22 Марта - Всемирный день воды

В этот день в школе проведена акция « В каждой капле воды - жизнь». Для учащихся 1-4 проведена игра - викторина « Вода - чудесный дар природы». (2 место)

13 декабрь - День бурого медведя. (1 место в экологической квест-игре)

1 апреля - Международный день птиц.

Проведена интеллектуально-экологическая игра «Птичья неделя » (2 место).

Пропагандистская и просветительская деятельность по охране окружающей среды.

1. Выпуск экологической газеты «Радуга».

2. Проведение экоуроков:

«Хранители воды» «Вода России. Чистые реки», «День Байкала».

3. Сбор макулатуры (2 место)

4. Участие в краевой тематической олимпиаде «Рысёнок» (2 и 3 места)

5. Муниципальная акция «Покормите птиц»

Акция-конкурс «Каждой пичужке - наша кормушка» (3 место)

Интеллектуально-творческая игра «Птичий переполох» (3 место).

6. Участие в межмуниципальной конференции «Экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы» (сертификат участников).

7. Участие во Всероссийском тематическом турнире «Мир вокруг нас» (диплом участника).

Цели и задачи достигнуты.

Приложение

СОСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА

«ЗЕЛЁНЫЙ ПАТРУЛЬ»

п/п

Фамилия и имя члена отряда

Класс

Командир отряда-

Утверждаю

Директор школы:_________

Положение

о школьном экологическом отряде

«Зелёный патруль»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

I. Общие положения

1. Экологический отряд МБОУ Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа является добровольным объединением учащихся, их родителей и учителей, образованным для изучения и охраны природы.

2. Экологический отряд действует на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности, согласно школьному Уставу и в соответствии с законодательством РФ.

3. Экологический отряд является открытой школьной организацией, действует на территории села Сарсаз Багряж Заинского района и имеет свою символику.

4. Цель экологического отряда: привлечение учащихся, их родителей и учителей к активному изучению природы и ее охране.

5. Задачи экологического отряда:

а) изучение истории и природы своего края;

б) применение на практике знаний вопросов экологии и путей их решения;

в) овладение нормами экологической культуры;

г) вовлечение учащихся школы и общественности села в практическую работу по сохранению природы;

д) участие в районных, российских экологических программах и проектах.

6. Организатором школьного экологического отряда является администрация МБОУ Сарсаз-Багряжская основная общеобразовательная школа

7. Экологический отряд «Зелёный патруль» - это группа детей 5-8 классов, объединенных общей идеей любви к природе и стремящихся внести свой практический вклад в охрану окружающей среды.

II. Содержание деятельности

Для достижения своих целей экологический отряд имеет право действовать всеми легальными методами, согласно законодательству РФ, включая ниже перечисленные:

1. Изучение истории своего села, изучение и охрана растений и животных, их естественных местообитаний, восстановление нарушенных.

2. Распространение знаний и информации об исторических местах, о природе, действиях, наносящих угрозу существованию растениям, животным, человеку, способах их охраны.

3. Организация и проведение мероприятий, имеющих целью популяризацию идей охраны природы и исторических памятников - сборов, съездов, встреч с интересными людьми, учеными и др.

4. Осуществление законных действий, имеющих целью предотвратить деградацию природных территорий.

5. Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению и экологии, охране безопасности и жизнедеятельности людей.

6. Публикация научно-исследовательских и научно-популярных работ учащихся и педагогов школы.

7. Подготовка, издание и распространение буклетов, газет, альбомов и других материалов по темам экологии.

8. Организация конкурсов, выставок поделок, рисунков.

9. Проведение экологического мониторинга, экологических акций, экодесантов, экспедиций, походов выходного дня.

10. Организация экологического туризма.

11. Сотрудничество с другими организациями села, района, области, а также участие в экологических мероприятиях различного уровня, в совместных проектах, обмене информацией.

III. Члены экологического отряда

1. Членом эколого-краеведческого отряда может стать любой человек (ребенок или взрослый), солидарный с целями и задачами организации и желающий поддержать ее работу.

2. Все члены экологического отряда имеют равные права избирать и быть избранным на любую деятельность в рамках Устава; право голоса в обсуждении любого вопроса и принятии решения.

3. Желающий вступить в экологический отряд должен сделать устное заявление в Совет отряда. Прием происходит на собрании Совета отряда.

IV. Структура отряда

1. Учащиеся - члены отряда, командир отряда, Совет отряда.

2. Командир и Совет отряда осуществляют руководство деятельностью отряда, распределение объема работы, соблюдение режима и графика работы.

3. Состав Совета: ____________ директор школы

ЗДВР

Учитель биологии

командир отряда (назначается и переизбирается)

Совет следит за выполнением планов работы, за режимом труда и отдыха. Выходит на общее собрание с предложениями по улучшению деятельности отряда.

V. Права и обязанности

ПРАВА:

Каждый участник имеет право:

Проводить экологическую работу в классе, школе.

ОБЯЗАННОСТИ:

Каждый участник отряда обязан:

Быть личным примером для сверстников;

Оказывать помощь в труде сверстникам;

Принимать активное участие в озеленении и благоустройстве прилегающих территорий;

Соблюдать правила внутреннего распорядка, технику безопасности, нормы санитарии, установленные в экоотряде;

Агитировать в члены отряда сверстников, друзей по месту жительства;

Освещать деятельность отряда в СМИ.

План работы экологического отряда

на 2014-2015 уч.год

Цель: формирование у учащихся нравственной и гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды своего края

Задачи:

    Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Формирование экологической культуры подрастающего поколения.

    Улучшение трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников.

    Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности по благоустройству сельских территорий.

    Воспитание бережного отношения к природным богатствам своего края, рационального природопользования, эстетического оформления территории села и конкретно школьной территории.

    Распространение передового опыта образцового содержания территории сельского поселения.

    Развитие самостоятельности в действиях по улучшению экологической обстановки.

Экологическим отрядом «Зелёный патруль» организовываются экологические десанты по благоустройству школьной территории, по очистке посадочных полос и старого сада, по благоустройству села (оказание помощи сельской администрации в содержании в соответствии с санитарными требованиями сельских улиц, колодцев, паркового комплекса в центре поселения), по очистке территории пруда, экологические операции «Первоцвет», «Живи, елка!», «Птичья столовая», «Родник».

Членами отряда ведется реконструкция станций на экологических тропах, продолжается исследовательская работа по формированию материалов экосистем большой и малой тропы. Члены экологического отряда «Зелёный патруль» работают над выпуском информационных бюллетеней экологической направленности «Живая вода», «Наши зеленые друзья», готовятся к проведению Недели сада, дней защиты окружающей среды, Декады озеленения. Большое внимание уделяется разработке творческих экологических проектов. В течение всего учебного года члены экологического отряда принимают активное участие в эколого-патриотической акции «Алая гвоздика» (уход за памятником и братским захоронением воинов Великой Отечественной войны).

Социальный эффект данных мероприятий: формирование благоприятного имиджа школы, села, удовлетворение культурных и эстетических потребностей широких слоев населения, нормализация экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в селе; улучшение состояния здоровья населения; формирование нравственной и гражданской ответственности школьников за экологическое состояние окружающей среды своего края, бережное отношение к природе, улучшение экологического образования и культуры подрастающего поколения.

Разделы,

содержание работы

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Планирование деятельности

Планирование деятельности

2014

сентябрь

Эколого-просветительская работа

Социальный эффект:

сформированность нравственной и гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды своего края;

бережное отношение к природе, улучшение экологического образования и культуры подрастающего поколения

Выпуск информационных бюллетеней экологической направленности

Февраль

2015

Руководитель пресс-центра

Проведение Недели сада.

Апрель

2015

Командир экологического отряда

Проведение дней защиты окружающей среды.

Апрель

2015

Проведение Декады озеленения.

Апрель

2015

Командир экологического отряда

Выпуск фотогазеты

Апрель

2015

Руководитель пресс- центра

Участие в эколого-патриотической акции «Алая гвоздика» (уход за памятником и братским захоронением воинов Великой Отечественной войны)

В течение всего периода

Ответственный за акцию «Алая гвоздика»

Экологические десанты

Социальный эффект: нормализация экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в микрорайоне поселения

Апрель

2015

Руководитель пресс- центра

Экологическая операция «Первоцвет»

Апрель

2015

Ответственный за экологическую операцию «Первоцвет»

Экологическая операция: «Живи, елка!»

Декабрь 2014

январь

2015

Ответственный за экологическую операцию «Живи, елка!»

Экологическая операция: «Птичья столовая»

ноябрь декабрь

2014

январь

февраль

март

2015

Ответственный за экологическую операцию «Птичья столовая»

Экологическая операция: «Родник»

Апрель

2015

Продолжить оборудование станций на экологических тропах, продолжение исследовательской работы по формированию материалов экосистем большой и малой тропы

В течение всего периода

Ответственный за исследовательскую деятельность

Благоустройство сельского поселения

Социальный эффект: формирование благоприятного имиджа школы, села, удовлетворение культурных и эстетических потребностей широких слоев населения;

нормализация экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в селе; улучшение состояния здоровья населения; формирование благоприятного имиджа школы и села

Экологические десанты по благоустройству села (оказание помощи сельской администрации в содержании в соответствии с санитарными требованиями сельских улиц, колодцев, паркового комплекса в центре поселения)

Апрель-июнь

2015

Командир экологического отряда

Экологические десанты по очистке посадочных полос и старого сада

Апрель-июнь

2015

Командир экологического отряда

Экологические десанты по очистке территории пруда

Апрель-июнь

2015

Ответственный за операцию «Родник»

Экологический десант по благоустройству родников на территории села

Апрель-июнь

2015

Ответственный за операцию «Родник»

Участие в благоустройстве школьной территории

Апрель-июнь

2015

Ответственный за благоустройство школьной территории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности (Экологический отряд)

(указать учебный предмет)

Уровень образования (класс) 5 классы

(основное общее образование с указанием классов)

Количество часов 68

Учитель: Кондакова Ольга Олеговна

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию разработана на основе:

- Закон « Об образовании РФ»

Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114.)

Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)

Федеральный закон о животном мире (ст.35)

Федеральный закон об охране атмосферного воздуха (ст.14.)

Федеральный закон об экологической экспертизе (ст.6.)

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Федеральный закон об ООПТ (ст. 3)

Постановление правительства РФ « О нормативах выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»

Водный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ

Федеральный закон о радиационной безопасности

Базисный учебный план по воспитательной работе МБОУ «Школа №58» (на 2016-2017 учебный год).

Актуальность программы

Если бы каждый человек на клочке земли
Своей сделал все, что он может, как прекрасна,
Была бы Земля наша».
А.П. Чехов

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Именно в младшем возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним.

Детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, в творении рук человеческих

Экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу

Чтобы решить экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе. Поэтому немаловажно для растущего человека понятие « малая родина»: его родной дом и школа, родители и друзья, природа родного края. Любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.

Целью деятельности школьного экологического отряда « Потомки Левенгука» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся 5 классов.

Для достижения этих целей необходимо решить ряд задач :

Спланировать ряд педагогических событий направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;

Создать условия для участия обучающихся в охране окружающей среды;

Сформировать навыки ведения исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.

Программа деятельности школьного экологического отряда « Потомки Левенгука» рассчитана на 1 год и включает в себя 68 учебных часов.

Методы реализации программы:

Вовлечение в деятельность;

Стимулирование;

Доверие;

Сотрудничество;

Соревнование;

Метод переключения

Экологическое исследование;

Дискуссия;

Поручение;

Создание воспитательной ситуации;

Поощрение

Формы:

Экологическое занятие;

Творческая деятельность;

Организация школьных выставок;

Практическая работа;

Экологические вечера;

Конкурс;

Экскурсия;

Наблюдения;

Просмотр видеофильмов, презентаций;

Общешкольное мероприятие и др.

Ожидаемые результаты:

Предполагается получить результаты в области воспитания, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциация мышления.

Утверждено приказом

Директора школы

№______от_________г.

Директор школы:

Е.А.Егорова

Положение об экологическом отряде МБОУ "Школа №58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова С.Н." М МБОУ "Школа №58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова С.Н."

Паспорт отряда « Потомки Левенгука».

Название: Школьный экологический отряд « Потомки Левенгука»

Количество членов: 15 человек

Система приема в объединение: Личное желание обучающихся, посвящение.

Девиз: Мы природу защищаем,

Каждый куст оберегаем.

Мы «потомки Левегука»,

Нас влечет к себе наука.

Эмблема отряда:

Состав отряда:

п/п

Класс

Фамилия, имя учащегося.

1. Общие положения

1. 1. Экологический отряд МБОУ "Школа №58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова С.Н." является добровольным объединением учащихся, образованным для изучения и охраны природы.

1.2. Экологический отряд действует на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности, согласно школьному Уставу и в соответствии с законодательством РФ.

1.3. Эколого-краеведческий отряд является открытой школьной организацией.

2. Цели и задачи

2.1. Формирование экологического сознания обучающихся.

2.2. Привлечение обучающихся к благоустройству, озеленению, сохранению территории школы и территорий, закрепленных за школой. Охрана природных богатств, приобщение к коллективному труду. Применение на практике биологических знаний и овладение методами выращивания растений, управление их ростом и развитием.

2.3. Воспитание эстетических чувств, любви к природе, творчества обучающихся.

2.4. Участие в городских, краевых, российских экологических программах и проектах.

2.5. Формирование навыков ведения исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.

3. Права и обязанности

3.1. Права

Каждый участник имеет право:

Проводить экологическую работу в классе, школе;

Принимать активное участие в общественной жизни отряда, обсуждении вопросов, выносящихся на его собрании;

Выступать с предложениями по вопросам производственной, научно-исследовательской, культурно - досуговой деятельности;

Фантазировать. Изобретать. Творить.

Обсуждать любые вопросы, связанные с деятельностью отряда.

3.2. Обязанности

Каждый участник отряда обязан:

Быть личным примером для сверстников;

Оказывать помощь в труде сверстникам;

Принимать активное участие в озеленении и благоустройстве прилегающих территорий;

Принимать активное участие во всех запланированных экологических мероприятиях, проводимых как в школе так и за ее пределами.

Соблюдать правила внутреннего распорядка, технику безопасности, нормы санитарии;

Освещать деятельность отряда;

- реализовать свои способности и таланты;

Охранять природу и научить этому других.

4. Структура отряда

4.1. Обучающиеся - члены отряда, педагог-организатор.

4.2. Педагог-организатор осуществляет руководство деятельностью отряда, соблюдение режима и графика работы, распределяют объем работы; следит за выполнением объема работы производственной и опытнической деятельности, за выполнением планов культурно - досуговой работы, за режимом труда и отдыха. Выходит на общее собрание с предложениями по улучшению деятельности отряда.

5 . Направление деятельности

5.1. Научно-познавательная работа:

Изучение лесных сообществ; растительности Рязанской области, видов загрязнений и др.

Разработка производственных планов; планов культурной - досуговой деятельности;

Знакомство с техникой безопасности, санитарии и внутреннего распорядка;

5.2. Трудовая деятельность:

Выращивание посадочного материала;

Озеленение пришкольного участка;

Выполнение работ, связанных с очисткой школьного участка и прилегающих к нему территорий;

Благоустройство территории школы и закрепленных за школой территорий;

Создание различных выставок;

Участие в акциях;

Проведение праздников, связанных с экологией;

Организация и участие в школьных экологических вечерах, круглых столах и др.

5.3. Информационная деятельность:

Пропагандирование деятельности отряда, создание агитационных экологических листовок, экологических буклетов и др.

Инициирование и организация природоохранных мероприятий по благоустройству и озеленению.

6. Нормативно-правовые документы

Положение об организации экологического отряда

План деятельности экологического отряда

Агитационный материал

План деятельности экологического отряда.

п/п

Сроки реализации

Тема занятий

Количество часов

Познавательная деятельность

Теоретич.

Практич.

Введение (3 часа)

сентябрь

Что такое экология?

Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов.

сентябрь

История взаимодействия человека и природы.

Здание – как окружающая среда человека, знакомство с простейшими методиками экологической экспертизы здания, выполнение экспертизы школьного здания.

сентябрь

Тематическая экскурсия в городскую детскую библиотеку. Знакомство с экологической литературой и выдающимися экологами.

Познакомиться с экологической литературой и деятельностью экологов

Азбука экологии (61 час)

сентябрь

Экосистема природная и искусственная

сформировать представления об экосистемах; раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем, расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы

сентябрь

Распространение живых организмов и среда их обитания.

Сформировать представление о факторах распространения организмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность

сентябрь

Цепи питания: кто кого ест.

Практическая работа: составление цепей питания различных экосистем.

Продолжить формирование умений работать с раздаточным материалом;

развивать интеллектуальные способности и творческое мышление учащихся, познакомить учеников с классификацией животных по типу питания; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов; рассмотреть цепи питания животных; закрепить знания о разнообразии животных

Знакомство с растительным и животным миром Рязанской области

Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Рязанского края, необходимостью его охраны, активизировать познавательную деятельность, расширить кругозор

Экскурсия в парк « В лесном царстве»- сбор природных материалов.

Познакомить детей с парковой растительностью, активизировать познавательную деятельность, расширить кругозор

«В мастерской лесных гномов» - изготовление поделок из природных материалов.

Познакомить детей с различными природными материалами и принципами работы с ними. Развивать творчество и воображение учащихся. Воспитать точность и аккуратность при изготовлении поделок из природного материала, художественный вкус, любовь и интерес к различным народным ремеслам, бережное отношение к природе и ее богатствам

Оформление весенней выставки « Осенняя фантазия»

Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений.

Активизировать познавательную деятельность учащихся. Сформировать оптимальные отношения со средой обитания, развить и усовершенствовать умения и навыки по сохранению природной среды, воспитать экологическую культуру

Информационный час « Экологические проблемы моего города»

Воспитать чувство любви к родной земле. Расширить кругозор, наблюдательности, сформировать чувство сопричастности к своему времени, личной ответственности за происходящее вокруг.

Выпуск и распространение листовок « Наведи чистоту в своем дворе!!!». Агитация школьников и их родителей на субботник по очистке ближайших дворов.

Субботник « Наведи чистоту в своем дворе!!!»

Значение природы для человека и место человека в природе

Выпуск экологического буклета « Экология слова»

Беседа. Лекарственные и ядовитые растения.

Сформировать знания о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных; углубить знания об ядовитых растениях; воспитать бережное отношение школьника к собственному здоровью, к окружающему миру; показать многообразие лекарственных растений своей местности.

По страницам красной книги Рязанской области.

Познакомить с растениями, занесенными в красную книгу Рязанской области

Экскурсия « Городская станция юннатов»

Посетить мини-зоопарк, оранжерею, учебно-опытный участок. Познакомиться с интересными представителями флоры и фауны. Расширить кругозор, наблюдательности.

Экологический вечер « Брось природе спасательный круг»

Повышение экологической культуры школьников
Познакомить с экологическими проблемами г. Рязани, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, разбудить чувство ответственности за свои поступки.

Виртуальная экскурсия « По заповедным местам планеты»

Познакомить учащихся с некоторыми формами охраны природы – заповедниками и заказниками. Показать красоту родной природы, воспитывать любовь, чувство ответственности и бережного отношения к природе.

Прогнозирование погоды. Знакомство с метеостанциями. Приметы будущей погоды в поведении растений и животных.

Сформировать знания о погоде, причинах влияющих на её измерение, типах погоды и её предсказаниях. Развить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Февраль - март

Выпуск экологической газеты « Вестник природы»

Развить творческие способности учащихся.

Изготовление кормушек для птиц

Апрель- май

Экскурсия в « Окский заповедник»

Экологическое внеклассное мероприятие. Круглый стол « Природа- наша жизнь».

Сформировать понятие о глобальном загрязнении окружающей среды, влияние на здоровье человека, экологической безопасности населения, воспитание бережного отношения к здоровью, природе

26 апреля- день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. Беседа, просмотр видеофильма.

Рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии; о людях принимавших участие в ликвидации этой аварии, способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности. Развить позитивную активную жизненную позицию; Воспитать чувство сострадания, уважения.

Беседа « Чудесный мир птиц»

Расширить знания детей о птицах.

Воспитывать заботливое отношение к ним. Развить интерес у учащихся, творческие способности; расширить кругозор учащихся о многообразии птиц, умений узнавать птиц в природе. Воспитать бережное отношение ко всему живому на планете

Поход в парк. Наблюдение за весенними птицами.

Облагораживание школьной территории. Выращивание и посадка саженцев на школьном участке.

Заключение (2 часа)

Игра « Экологический калейдоскоп»

Литература:

    Глушко О.В. Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 2000 г.

    Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 2002 г.

    Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. – М.: ЦСЮК, 2001 г.

    Чижевский А.Е. Экология у нас дома. Программа по экологическому образованию детей. – Брянск, ИСАР, 2001 г.

    Харченко А.Л. Полевая экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 2000г.

    Арустамов Э. А. и др. Природопользование: Учебник. – 7 –е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

    Гурова Т. Ф., Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М.: Издательство Оникс, 2005.

    Гальперин М. В. Экологические основы природопользования: Учебник. М.: ФОРУМ, ИНФРА – М, 2003.

    Сладков Н. В лес по загадки.- Л.: Детск. Лит.,1993.

    Ухатин Н. Друзья птиц.- М.:Детск.лит.,1996.

    Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир, т.1. - М.:
    Мир, 1993.-424 с.

    Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир, т.2. - М.: Мир, 1993.-336 с.

Экологические праздники:

Январь

Февраль

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий
2 февраля - День сурка (США)
19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита)
19 февраля - День орнитолога
27 февраля - Международный день полярного медведя

Март

1 марта - Всемирный день кошек
3 марта - Всемирный день дикой природы
14 марта - Международный день действий против плотин
15 марта - Международный день защиты бельков
20 марта - День Земли
21 марта - Международный день леса
22 марта - Международный день Балтийского моря
22 марта - Всемирный день водных ресурсов (День воды)
23 марта - Всемирный метеорологический день и День работников Гидрометеорологической службы России

Апрель

1 апреля - Международный день птиц
7 апреля - Всемирный день охраны здоровья
15 апреля - День экологических знаний
15 апреля–5 июня - Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
18–22 апреля - Марш парков
19 апреля - День подснежника
22 апреля - Всемирный день Земли
24 апреля - Всемирный день защиты лабораторных животных
26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
28 апреля - День борьбы за права человека от химической опасности (День химической безопасности)
Последняя среда апреля - Международный день собак-поводырей

1–10 мая - Весенняя декада наблюдений птиц
3 мая - День Солнца
15 мая - Международный день климата
15 мая–15 июня - Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов
20 мая - День Волги
22 мая - Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли)
24 мая - Европейский день парков
25 мая - День Нерпенка (Иркутская область)
Май (третье воскресенье) - Всемирный день памяти жертв СПИДа
31 мая - Всемирный день без табака

Июнь

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
5 июня - День эколога
6 июня - Международный день очистки водоёмов
8 июня - Всемирный день океанов
15 июня - День создания юннатского движения в России
17 июня - Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой
27 июня - Всемирный день рыболовства

Июль

4 июля - Международный день дельфинов – пленников
11 июля - Международный день народонаселения
23 июля - Всемирный день китов и дельфинов

Август

6 августа - Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия (День Хиросимы)
16 августа - Международный день бездомных животных
18 (31) августа - Лошадиный праздник

Сентябрь

11 сентября - День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF)
15 сентября - День рождения Гринпис
16 сентября - Международный день охраны озонового слоя
21 сентября - Международная Ночь летучих мышей
22 сентября - День без автомобилей, Европейский день пешеходов
27 сентября - Международный день туризма
27 сентября - Международный день кроликов
- Всемирный день журавля
Сентябрь (второе воскресенье) - День Байкала
Сентябрь (третье воскресенье) - День работников леса
Сентябрь (последнее воскресенье) - День амурского тигра и леопарда
Неделя в сентябре - Всемирная акция «Очистим планету от мусора»
Сентябрь (последняя неделя) - Всемирный день моря

Октябрь

Первые выходные октября - Международные дни наблюдения птиц
1 октября - Всемирный день вегетарианства
4 октября - Всемирный день защиты животных
5 октября - День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. - Всемирный союз охраны природы)
6 октября - Всемирный день охраны мест обитания
14 октября - День работников заповедного дела
16 октября - Всемирный день продовольствия
31 октября - Международный День Черного моря
Октябрь (вторая среда) - Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий
Октябрь (последний четверг) - Международный день без бумаги

Ноябрь

1 ноября - Международный день вегана
6 ноября - Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов
9 ноября - День антиядерных акций
11 ноября - Международный день энергосбережения
12 ноября - Синичкин день
15 ноября - День вторичной переработки
17 ноября - День черного кота (Италия)
24 ноября - День моржа
29 ноября - День создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП)
30 ноября - Международный день домашних животных

Декабрь

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом
3 декабря - Международный день борьбы с пестицидами
5 декабря - Международный день волонтеров
10 декабря - Международный день акций за принятие Декларации прав животных
11 декабря - Международный день гор
15 декабря - День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП)