» » «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина. Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…» Есенин Я покинул дом родной анализ

«Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина. Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…» Есенин Я покинул дом родной анализ

После получения диплома, Сергей Есенин отказывается от возможности стать учителем в родной сельской школе и решается уехать в Москву, в поисках новой жизни. Только вот, автор совершенно не подозревал о том, что видит родные края в последний раз.

Со временем, все кардинально измениться. Московская жизнь и работа в газете не давали ему возможности посетить родителей, которые остались в селе. После революции ситуация резко поменялась и расклад жизни в селе достаточно сильно изменился. Поэтому, в 1918 году автор создает стихотворную работу «Я покинул родимый дом…». Она насквозь пропитана грустью и печалью, которые разрывали душу Есенина.

В строках стихотворения Есенин пишет о том, как же быстро можно лишиться детской мечты, как легко твоя же страна делает тебя изгоем. В первых строках, автор пишет о том, как он покинул любимые места на родине, как он оставил «голубую» Русь. На самом деле, поэт жил на территории России все это время. Эти строки говорят читателю о том, что автор больше не увидится с прежним родным краем. Все настолько изменилось вокруг, что даже родители Есенина, по его мнению, выглядели совершенно иначе.

Ему все-таки удалось побывать в селе, где он родился и учился. Отец его поседел от старости, а мать была грустна даже при встрече, ведь дурные мысли про судьбу ее сына не выходили из головы. Такой визит окончательно разрушил все детские мечты автора о светлом и прекрасном крае, в котором он жил. Теперь он однозначно понял, что не скоро сюда вернется.

Прошло около пяти лет, как Есенин снова заехал в Константиново. Изменились не только места, а и люди. Знаменитому и талантливому поэту там не было места. События после революции кардинально поменяли жизнь его родного села. Автор даже и догадываться не мог, что революция такими масштабными шагами покатится по его родине, по родной земле.

В стихотворение мы знакомимся с образом старого клена. Сергей Есенин сравнивает себя с этим растением. Ведь он, как и само дерево, стоит на защите старой России. Она была наполнена душевностью, человечностью, она накопила в себе вековые традиции и обычаи, которые разрушились в один миг. Теперь же страну переполняет злоба, вокруг гражданская война. Есенину так больно наблюдать за всеми происходящими событиями. Ведь прежних людей, добрых и совестливых, больше не будет.

Образ "голубой Руси" для поэта тесно связан с селом Константиновка, где он родился, с крестьянскими избами, народными песнями, сказками и красивейшей природой. Именно эта тема раскрывается в стихотворении "Я покинул родимый дом". Краткому анализу его будет посвящена эта статья.

История создания

Анализ стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом" мы начнем с обращения к библиографической составляющей. Поэт действительно рано уехал из любимой деревни. Это случилось в 1912 году, когда семнадцатилетний Сергей окончил учительскую школу. Он не захотел преподавать. Его манила столица, поэт мечтал устроиться на работу в газету. Однако отрыв от родных корней дался Есенину тяжело.

Первое время он бредил домом, но на визит в село не было времени. Поэт поступил в университет, трудился в типографии. Прошло несколько лет, прежде чем он смог посетить родную Константиновку. В 1818 году появились на свет строки "Я покинул родимый дом". С. Есенин сумел передать в них неувядающую любовь к родителям, деревенским пейзажам и не отпускающую его тоску.

Композиция

Анализ стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом" позволяет разбить его на две части. Первая из них посвящена малой родине поэта, дорогим сердцу пейзажам, воспоминаниям об отце и матери. Здесь все пронизано теплой грустью, сожалением о том, что родители стареют без него.

Вторая часть более тревожна. На смену деревенской гармонии приходит звенящая пурга. Тем не менее у поэта теплится надежда, что через долгое время ему удастся вернуться домой. Появляется образ клена, с которым лирический герой ассоциирует себя. Старое дерево становится его продолжением, охраняющим дорогие места. Близкие могут утешить свою тоску рядом с кленом, так как своей "головой" тот напоминает кудри поэта.

Образы

"Голубая Русь" присутствует в обеих частях стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом". Анализ творчества поэта показывает, что этот образ является центральным для всего раннего периода. Затем на смену "Голубой Руси" придет Русь "советская", "стальная". Но свыкнуться с ней Есенину не удастся.

Голубой цвет - это чистое небо и водная гладь, это необъятные дали. Для поэта это также символ святости, одухотворенности, умиротворения. Образ Руси неразрывно связан именно с деревенским укладом, сельскими пейзажами. В стихотворении природа и люди тесно переплетаются. Мать находит утешение в "березняке над прудом", седина отца сравнивается с яблоневым цветом, луна распласталась на водной глади "золотой лягушкой".

Уезжая в город, Есенин оказывается оторван от этой гармонии и своих корней. Здесь человек и природа разобщены. Тревожную атмосферу передает образ "звенящей пурги". Остро ощущается одиночество. Находясь вдалеке, лирический герой беспокоится за сохранность "Голубой Руси". Он оставляет на малой Родине свое Альтер-эго - старый одноногий клен, который призван сторожить миропорядок в его неизменном виде.

Выразительные средства

Анализ стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом" показывает, что написано оно анапестом. Рифмовка мужская, перекрестная. Из стилистических средств используются восклицание и инверсия в третьей строфе, что придает этим строкам особую эмоциональность. Поэту удалось выразить свою горечь от разлуки с родными местами, обеспокоенность происходящими в стране переменами (образ пурги), желание уберечь от них дорогую сердцу деревню.

Из лексических средств выразительности мы находим эпитеты ("родимый дом", "старая грусть", "Голубая Русь"), метафоры ("золотою лягушкой луна", "листьев дождь"). Присутствуют в произведении и сравнения (седины с цветущими яблонями, клена с лирическим героем). Близость человека и природы подчеркивают олицетворения (пурга поет, у клена имеются голова и нога, березняк "теплит"). Поэт придумывает собственные формы слов, чтобы точнее передать свои мысли и эмоции: "яблонный", "теплит".

Лирическое "Я"

Мы можем назвать автобиографическими строки "Я покинул родимый дом". Характеристика лирического героя позволяет понять чувства самого поэта, вынужденного жить вдали от родного села. Как и в других произведениях, внутренний мир человека сопоставляется с природными явлениями. Есенин остро ощущал свою "узловую завязь" с гармоничным окружающим миром, деревьями, животными. Через картины природы ему открывалась сложность бытия, превратность судьбы человека.

Настоящее Есенин изобразил в виде поющей, звенящей пурги. Образ снежной круговерти, метели будет доминировать в его творчестве 1924-1925 годов, передавая состояние мятущейся души. Но уже сейчас мы слышим эти отголоски. Пурга передает ощущение неустроенности, тревожности. Революция, изменившая все, сравнивается со стихией, перед которой человек бессилен. Есенин понимает, что период нестабильности продлится долго.

Спасением становятся образы "Голубой Руси", "родимого дома", которые так ярко оживают в воспоминаниях поэта. В этом сказочном мире обитают отец и мать, олицетворение безусловной любви, нежности, защиты. Пока существуют родители, у человека есть две незыблемые опоры на жизненном пути. Но они стареют. Есенин предчувствует крах "Голубой Руси", хрупкость мира детства. Поэтому и выставляет охрану: старый клен, так похожий на него самого золотой головой.

Основная идея

Анализ стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом" позволяет понять его главную мысль. Человек не может существовать без корней. Места, где мы выросли, родные люди, знакомые с детства традиции становятся нашей духовной опорой во взрослом возрасте. Без них мы оказываемся одинокими и беззащитными перед лицом жизненных перипетий. Поэтому так важно сохранить эти ценности, не позволить ничему и никому разрушить их.

Стихотворение наполнено грустью, но вместе с тем очень красиво, лирично. Читая его, мы переносимся в красочный мир русской природы, восхищаемся яркими образами и тихой мелодичностью строк.


Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

В 1918 году Есенин переезжает из Петрограда в Москву. Там выходят его сборники.

Место стихотворения в творчестве поэта

Тема России является главной в творчестве Есенина. Чувство любви к родине, восхищение красотой неброского, но милого сердцу поэта, среднерусского пейзажа – основной мотив ранней лирики.

Главная тема стихотворения

Тема родины

Проблема стихотворения

Одиночество, кровная привязанность к своей малой родине.

Композиция стихотворения

Как и свойственно творчеству Есенина, личные переживания облечены в образы природы. Такую схему мы видим в каждой строфе.

Лирический герой

Лирический герой предан своей малой родине. У него сильные и глубокие чувства к этому месту. Он давно покинул его и теперь не знает, когда ему доведется вновь вернуться, что весьма угнетает его дух.

Преобладающее настроение, его изменение

Психологический пейзаж передает такие настроения, как светлая грусть, радость, умиротворение, восхищение красотой. Тоска по покинутому дому, прерванной родственной связи. Далее настроение более тревожное и беспокойное, проникнуто чувством одиночества.

Философская лирика

4 строфы. Четверостишия

Основные образы

Человек и природа слиты воедино.

«Голубая Русь». Голубой цвет усиливает ощущение необъятности просторов. Также голубой у Есенина является символом божественности, святости.

Клен – хранитель очага. Также клен поэт сравнивает с собой, подчеркивая свое одиночество.

Лексика стихотворения

Использованы слова, придуманные самим поэтом – «теплит», «яблонный».

Изобразительные средства иносказания

цветовой эпитет «голубая Русь», метафора «золотою лягушкой луна», сравнение «словно яблонный цвет».

Инверсия. Восклицание усиливает передачу переживаний героя.

Звукопись

Ассонанс с «о» и «у».

Трехударный дольник. Стопа разносложная с ударением на разных слогах.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

1я – 3я строфа – перекрестная.

4я строфа – отсутствует рифма.


«Я покинул родимый дом…» (1924). Центральным лейтмоти­вом лирического произведения является «родной дом», который придает стихотворению значительную эмоциональную напря­женность. В стихотворении поэт воспевает малую родину, кото­рая у него ассоциируется с голубой Русыо, с березняком над прудом, с луной, со старым кленом: Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Цветовые эпитеты помогают Есенину характеризовать образ Руси, а также выявляют особенности его поэтики: увлеченность золотисто-голубыми тонами. По мнению литературоведа С. Кошечкина: «Цветопись - одна из характерных черт стихов Есе­нина. Она менее всего связана с украшательством. В цветописи, как верно заметил К. Зелинский, «находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств», то есть взволнованное восприятие бытия и романтически приподнятое к нему отношение… На­строение поэта как бы опирается на цветные детали пейзажа, а они в свой черед обостряют чувство и мысль, выявляют их глу­бинное течение. От расслабленно-печального до тревожно­драматического - движение переживания. Уберите цвето­пись - и стих потускнеет». Лирический герой покинул дом: прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением сти­хотворения является грусть, тоска.

«Я покинул родимый дом…» Сергей Есенин

Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…»

В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт тогда еще не подозревал, что покидает село Константиново навсегда. Отныне он всегда будет здесь чужаком в силу различных обстоятельств.

В первые годы столичной жизни Есенин буквально бредил родным домом, однако из а работы в типографии и учебы в университете у него не было возможности повидать отца и мать. А после революции он осознал, что уже никогда не сможет быть по-настоящему счастлив в Константиново, где, как и во многих российских селах, полностью изменился уклад жизни. В 1918 году он написал стихотворение «Я покинул родимый дом…», наполненное грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил. В этом произведении автор впервые попытался донести до читателей мысль, как легко стать изгоем в собственной стране, которая способна разрушить детские иллюзии любого человека .

Первые строчки этого стихотворения повествуют о том, что поэт не только покинул свою малую родину, но и «голубую оставил Русь». Однако в этот период Есенин находился в России и даже не мог предположить, что когда-нибудь ему удастся побывать за границей. Тогда почему же он утверждает обратное? Все дело в том, что та «голубая Русь», которую так любил поэт, навсегда осталась в прошлом, и теперь лишь существует в воспоминаниях автора. Поэтому Есенин, который все же на несколько дней заехал в гости к родителям, отмечает, что даже они изменились. Так, «словно яблоневый цвет, седина у отца пролилась в бороде», а мать, измученная слухами о непутевом сыне и волнующаяся за его судьбу, даже при встрече с ним продолжает грустить.

Понимая, что мир детский грез разрушен окончательно и бесповоротно, поэт отмечает: «Я не скоро, не скоро вернусь!». Действительно, пройдет почти пять лет, прежде чем Есенин вновь побывает в Константиново и с трудом сможет узнать родное село. Не потому, что оно так сильно изменилось, а из-за того, что сами люди стали другими, и в их новом мире поэту, пусть даже такому знаменитому и талантливому, попросту нет места. Но в то момент, когда писались эти строчки, Есенин имел ввиду совсем другое. Он был уверен, что еще не скоро сможет увидеть свою родину такой, какой она была до революции. Автор и не предполагал, что изменения, происходящие в стране, будут настолько глобальными и масштабными, однако верил в то, что рано или поздно все встанет на свои места, и его «голубая Русь», которую стережет «старый клен на одной ноге», по-прежнему распахнет перед ним свои объятия.

Себя Есенин также сравнивает со старым кленом , так как новая власть для него немногим лучше предыдущей. Как крестьянский сын, поэт понимает, что теперь его односельчане имеют гораздо больше возможностей для самореализации. Однако поэт не может простить того, что сам дух села с его самобытностью разрушается, людей заставляют менять свои традиции и взгляды, которые создавались поколениями. Поэтому, проводя параллель между собой и кленом, автор хочет тем самым подчеркнуть, что также стоит на страже той, старой Руси, так как именно в ее истоках люди с незапамятных времен черпали свою душевную силу. Теперь же, когда этот источник иссяк, Есенин просто не узнает свою родину, погрязшую в гражданской войне. И ему больно осознавать, что после этой кровавой бойни люди уже никогда не смогут быть прежними – открытыми, рассудительными и живущими по совести, а не по указке партии, которая занята не столько нуждами народа, сколько укреплением собственных позиций и распределением сфер влияния в обществе.

«Возвращение на родину» Сергей Есенин

Я посетил родимые места, Ту сельщину, Где жил мальчишкой, Где каланчой с березовою вышкой Взметнулась колокольня без креста.

Как много изменилось там, В их бедном, неприглядном быте. Какое множество открытий За мною следовало по пятам.

Отцовский дом Не мог я распознать: Приметный клен уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж мать, Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Стара, должно быть, стала… Да, стара. Я с грустью озираюсь на окрестность: Какая незнакомая мне местность! Одна, как прежняя, белеется гора, Да у горы Высокий серый камень.

Здесь кладбище! Подгнившие кресты, Как будто в рукопашной мертвецы, Застыли с распростертыми руками. По тропке, опершись на подожок, Идет старик, сметая пыль с бурьяна. «Прохожий! Укажи, дружок, Где тут живет Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм… Да вон за той избой. А ты ей что? Сродни? Аль, может, сын пропащий?»

«Да, сын. Но что, старик, с тобой? Скажи мне, Отчего ты так глядишь скорбяще?»

«Добро, мой внук, Добро, что не узнал ты деда!..» «Ах, дедушка, ужели это ты?» И полилась печальная беседа Слезами теплыми на пыльные цветы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать… А мне уж девяносто… Скоро в гроб. Давно пора бы было воротиться». Он говорит, а сам все морщит лоб. «Да!.. Время!.. Ты не коммунист?» «Нет!..» «А сестры стали комсомолки. Такая гадость! Просто удавись! Вчера иконы выбросили с полки, На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться. Уж я хожу украдкой нынче в лес, Молюсь осинам… Может, пригодится…

Пойдем домой - Ты все увидишь сам». И мы идем, топча межой кукольни. Я улыбаюсь пашням и лесам, А дед с тоской глядит на колокольню. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Здорово, мать! Здорово!» - И я опять тяну к глазам платок. Тут разрыдаться может и корова, Глядя на этот бедный уголок.

На стенке календарный Ленин. Здесь жизнь сестер, Сестер, а не моя, - Но все ж готов упасть я на колени, Увидев вас, любимые края.

Пришли соседи… Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает. По-байроновски наша собачонка Меня встречала с лаем у ворот.

Ах, милый край! Не тот ты стал, Не тот. Да уж и я, конечно, стал не прежний. Чем мать и дед грустней и безнадежней, Тем веселей сестры смеется рот.

Конечно, мне и Ленин не икона, Я знаю мир… Люблю мою семью… Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью.

«Ну, говори, сестра!»

И вот сестра разводит, Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал», О Марксе, Энгельсе… Ни при какой погоде Я этих книг, конечно, не читал.

И мне смешно, Как шустрая девчонка Меня во всем за шиворот берёт… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . По-байроновски наша собачонка Меня встречала с лаем у ворот.

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину»

Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых – «Возвращение на родину», написанное в 1924 году. Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским улицам, хотя очень «много изменилось там, в их бедном неприглядном быте».

Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен. А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живет его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом. Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной – «полилась печальная беседа слезами теплыми на пыльные цветы». Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. «На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться», - сетует дед на новые порядки.

Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. «Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок», - отмечает поэт. Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина. Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живет по иным законам . Тем не менее, автор признается: «Но все ж готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края».

Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал». И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен. Есенин понимает, что даже в родном доме он – совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими .

«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» Сергей Есенин

Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ.