» » Литературная викторина «По дорогам зимних сказок. Литературная викторина «По дорогам зимних сказок Литературная игра по зимним сказкам для дошкольников

Литературная викторина «По дорогам зимних сказок. Литературная викторина «По дорогам зимних сказок Литературная игра по зимним сказкам для дошкольников

Викторина по сказкам для 2 "а" класса. «Зимняя сказка»

Предварительная работа : чтение сказок: "Морозко", "Снегурка", "Двенадцать месяцев".

2 команды, название команды, выбор капитана. Разучивание сценки из сказки.

Цели и задачи:

    Продолжать формировать интерес детей к русским народным сказкам.

    Формировать «командный дух» учащихся, учить работать в команде.

    Учить соотносить и анализировать.

    Расширять кругозор учащихся.

    Развитие речи детей.

    Развитие логики, внимания, мышления.

Ход занятия: 1. Организационный момент. Звучит музыка «Зимняя сказка».

Команды входят в зал.

-Здравствуйте дети!

Отгадайте мою загадку:

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка.)

Правильно ребята, это сказка. И сегодня наша викторина посвящена зимней сказке.

Какие зимние сказки вы знаете?

2. Представление команд.

И так, предлагаю начать наше соревнование. Сегодня соревнуются 2 команды: 2А, 2б, классов. Капитаны представьте свою команду. (Название и девиз команды).

    1. конкурс "Угадай сказку ".

Ведущий зачитывает командам по очереди отрывок из сказок.

Задача участников, угадать из какой сказки данный отрывок.

1.Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе- детей у них не было. (Снегурочка).

2. В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

(12 месяцев)

3. И стала она день ото дня все печальнее, все молчаливее. От солнца прячется. Все бы ей тень, да холодок, а еще лучше- дождичек.(Снегурочка).

4. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела –еще до свету… ничем старухе не угодишь- все не так, все худо. (Морозко ).

5. Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная? (Морозко).

6.А как свечерело, набрали они хворосту, разложи костер- и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. (Снегурочка)

7. Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, -куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).

8. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (12 месяцев).

9. Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев. А у волшебного костра сидят братья-месяцы. (12 месяцев).

4. Разложи картинки по сказкам . (картинки с фрагментами)

Перед вами картинки, ваша задача внимательно рассмотреть эти картинки и подумать к каким сказкам они относятся: "Морозко", "Двенадцать месяцев", "Снегурка".

5. Соревнование капитанов . «Зимние пословицы».

Капитаны, перед вами пословицы, но чтобы прочитать их целиком, вам нужно найти начало и конец пословицы.

Ваша задача соединить начало и конец предложения, так чтобы получилась пословица.

У вас есть небольшая подсказка, вспомните с какой буквы начинается предложение?

(с большой). А как мы поймем, что предложение закончилось?

(в конце предложения ставится точка).

Зимой без шубы

не стыдно, а холодно.

Зима без снега –

лето без хлеба.

6. Блиц -опрос . Вопросы по сказке.

    Как у старика и старухи появилась дочка-Снегурочка?

    В какую игру играли Белка и Заяц в сказке «Двенадцать месяцев»?

    Куда звали деревенские девочки Снегурочку?

    Куда Бабка отправила свою падчерицу?

    Сколько месяцев встретила девочка у костра?

    Что Морозко подарил падчерице?

    Что произошло в лесу с родной дочерью Бабки?

    Чему радовалась Снегурочка больше всего?

    Какой месяц помог девочке?

    Сколько дочерей было у Деда и его жены?

    Что апрель подарил девочке?

    Что произошло со Снегурочкой когда она прыгнула через костер?

7.Физминутка Снегопад -Ребята, посмотрите на небо (на потолок тоже можно)! Вы видите, какие тучи нависли над нами?! Сейчас пойдет снег! Вот уже упала... Одна снежинка (все хлопают по ладони одним пальцем). Две снежинки (все хлопают по ладони двумя пальцами). Три снежинки (все хлопают по ладони тремя пальцами). Четыре снежинки (все хлопают по ладони четырьмя пальцами). Началась метель (все хлопают в ладоши).
Затем все повторяется в обратном порядке и наступает тишина (снег прекращается)

8. Инсценировка отрывка из сказки. (Команды заранее подготовили сценки).

9. Подведение итогов.

Внеурочное занятие по литературному чтению в начальной школе на тему: «Любимые зимние сказки»


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
Назначение: литературная игра-викторина предназначена для детей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и родителей. Разнообразные задания и вопросы помогут детям вспомнить и закрепить свои знания о зимних сказках и их героях, а также принесут им положительные эмоции от занятия.
Цель: закрепление у детей ранее полученных знаний о любимых сказках.
Задачи:
1. Организовать активный досуг учащихся.
2. Привлечь внимание детей к литературному творчеству, воспитывая интерес к чтению.
3. Вспомнить и закрепить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок о зиме.

Все дети любят сказки. Есть множество сказок, в которых царствует зима. Волшебная, чарующая, задорная. В данной литературной игре по сказкам о зиме вы вновь встретитесь с героями популярных зимних сказок.
1. Что увидела Рукодельница в колодце у Мороза Ивановича, когда взбивала ему перину (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)? (Зеленую травку-озимые хлеба)


Озимые культуры - это однолетние растения (озимые пшеница, рожь, ячмень, рапс, рыжик, вика и др.), высевают на полях осенью; дают они урожай на следующий год. Более урожайны, чем культуры, посеянные весной.
2. В какой сказке лишь храброму Петушку удалось выгнать Лису из домика Зайки? (Заюшкина избушка)


3. Каким образом волк из русской народной сказки «Лиса и волк» ловил рыбу в проруби? (Хвостом)


4. Какое транспортное средство в русской народной сказке «По щучьему велению» отправилось домой само по желанию Емели? (Сани:«Ступайте, сани, домой сами…»)


5. Как называется сказка Э.Успенского, в которой мальчик, пес и кот наряжали елку игрушками, сделанными из серебряной фольги, конфетами и блестящими банками? (Зима в Простоквашино)



6. Профессор учит своенравную девочку - Королеву. Когда речь заходит о Новом годе, она желает, чтобы завтра на праздничном столе были подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако Королева издаёт указ - тот, кто принесёт во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Кто автор и как называется эта сказка, в которой зимой чудесным образом появились подснежники? (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)



7. Какой волшебный предмет разбился вдребезги в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? (Зеркало)


8. Какое слово нужно было собрать Каю из осколков льда в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», чтобы стать «самому себе господином», и чтобы получить от королевы «весь свет и пару новых коньков»? (Вечность)


9. Как звали главную героиню австрийской сказки «Госпожа Метелица»? (Мария)


10. Какой вопрос задавал Морозко из сказки «Морозко» стариковой дочери, когда та сидела в лесу под елью?(«Тепло ли тебе, девица?»)


11. Сколько детей было у Деда Мороза в русской народной сказке «Дети Деда Мороза»? Назовите их имена:(Ветер, Лед, Иней, Снежинка)
«Дети Деда Мороза» (р.н.с)
У Деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка.
Позвал Дед Мороз своих детей и говорит:
- Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет?
Дети пошли к людям. Долго ждал их Дед Мороз. Вот пришли они домой и рассказывают.
Начал рассказывать Ветер:
- Я нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки.
Лёд сказал:
- Я на реках мосты построил.
Иней говорит:
- Я лес украсил. Он теперь белый. Как это красиво!
Снежинка рассказала:
- Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом.
- Хорошо, дети, - сказал Дед Мороз. - Вы все помогли людям. А ты, Снежинка, помогла больше всех.



12. В сказке К. Д. Ушинского задумала Старуза-зима «всякое дыхание со света сжить». Что она делала? (Добралась сначала до птиц,а они улетели в теплые страны. Запорошила зима снегом поля, завалила снегом леса. Посылает мороз за морозом,а звери не испугались зимы. Захотела Зима людей заморозить, а люди затопили печки, пекут блины, смеются. Даже дети ее не боятся:ребятишки катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу, играют в снежки.И заплакала Зима от злости).


13. Какого цвета были носы у двух Морозов из русской народной сказки «Два Мороза»? (Мороз Красный нос и Мороз Синий нос)


14. Какие животные сбежали в лес от старика и старухи в сказке «Зимовье зверей»?
(У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь да петух).


15. Какое чудо увидела девочка Даренка в сказке П.Бажова «Серебряное копытце»?(Она увидела, как Серебряное Копытце ножкой постукивал, и как драгоценные камни-хризолиты сыпались вокруг).


16. В какой сказке и почему уточка осенью не смогла улететь на юг? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», у уточки было сломано крыло)



17. Эта грустная сказка Г.Х.Андерсена всем известна. Мечты маленькой ёлочки о прекрасном будущем сбылись, её забрали из леса и нарядили, но вот что будет с ней потом? Как называется эта сказка? Придумайте свое продолжение этой истории.(Г.Х.Андерсен"Ель")


"Мне хотелось бы закончить эту сказку немного по-другому. Закончились новогодние праздники и елочку вынесли на улицу. Теперь здесь ее место. Елочку поставили рядом с беседкой во дворе. На ней остались одни лишь шишки. Чтобы елочка была нарядней, ребятишки повесили на елочку птичек, сделанных из бумаги и картона, небольшие кормушки из бросового материала. В кормушки детвора насыпала разного корма для зимующих птичек. Для елочки наступила теперь новая жизнь. Будет она радовать детей во время прогулок, на ее ветках станут щебетать птички, находить себе корм и укрытие от холода. Скоро рядом с елкой детвора вылепит снеговика – он будет охранять елочку.
Теперь елочка наслаждалась каждой минутой, радовалась каждому мгновению. «Я живу, я буду радовать детей каждый день, - обрадовалась ёлка. До лета еще далеко. Я верю, что и летом я буду полезна!» (Жиляева Елизавета, 3 класс)
18. За что звери и птицы устроили суд над декабрем в сказке Н.Сладкова «Суд на Декабрем»? (Декабрь день сократил)


19. Самый известный новогодний балет был написан П.И. Чайковским по мотивам сказки Т.А. Гофмана. О каком балете идёт речь? (Щелкунчик)


20. Вспомните сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка». Из чего была скатана Снегурочка, чем пригрета?(«Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена») .
«Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать… Разбежалась Снегурочка и прыгнула…» Что случилось со Снегурочкой в этой сказке? (Снегурочка растаяла)



Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В.А. Сухомлинский.
Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться жить в ней. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
Читайте детям, читайте вместе с детьми народные и литературные сказки!

Клягина Дарья
Сценарий итоговой викторины по проекту «Зимние сказки» в подготовительной группе

Сценарий викторины по литературному проекту "Зимние сказки" в подготовительной группе

Предварительно дети делятся на две команды, придумывают названия.

Ведущий:

Ребята! Почти всю зиму мы читали с вами сказки, делали работы по ним, смотрели мультфильмы. Мы узнали много нового. А что же такое «сказка»? (Ответы детей). Итак, сказка – это литературное произведение, в котором всегда происходит волшебство. А для чего люди читают сказки? (Ответы детей). Помните, А. С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка всегда нас чему-то учит.

А сейчас мы с вами начинаем викторину по любимым сказкам.

Задание № 1 «Отгадай загадку».

Ведущий:

Начнем с разминки. Отгадываем загадки про героев сказок. За каждую разгаданную загадку – 1 балл.

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

Ответ: Емеля

В стужу в лес ее отправили

И замерзать там оставили.

Но Мороз ее не погубил,

За доброту и старание ее он наградил.

Ответ: падчерица из сказки «Морозко».

Красивая эта волшебница,но злая.

Есть страна у нее ледяная.

Колдовством мальчика в плен она захватила.

Но верная дружба зло победила.

Ответ: Снежная королева

Войско солдатиков в бой он ведёт:

"Эй, моё войско! Вперёд, смелей!

Будет повержен король мышей!"

Ответ: Щелкунчик

Королева Снежная

Сердце заморозила,

Но девочка смелая

Мальчика не бросила.

Шла она в мороз, метели,

О еде забыв, постели.

Шла она на помощь другу.

Как зовут его подругу?

Ответ: Герда

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

Ответ: Снегурочка

Топнет раз-одна драгоценность,

А начнет бить копытцем по земле

– целая гора драгоценных камней появится.

Ответ: Серебряное копытце

На снежных санях Королева

По зимнему небу летела.

Коснулась мальчика невзначай -

Холодным, недобрым стал …

Ответ: Кай

Подведение итогов.

Задание № 2 «Отгадай сказку».

1. Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок. Те братья работают, а дурачок целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. («По щучьему велению»).

2. Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя.

Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей - не знают ли кого.

(«Серебряное копытце»).

3. Была у одной вдовы дочь, была у нее еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и все ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.

Каждое утро должна была падчерица садиться у колодца и прясть пряжу.

Однажды сидела она так, пряла и запачкала кровью веретено. Наклонилась девушка к колодцу, чтобы обмыть веретено, и вдруг выскользнуло у нее веретено из рук и упало в колодец. («Госпожа Метелица»).

4. Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.

Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь что ни сделает - всегда умница.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету. Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. («Морозко»).

5. Жил-был крестьянин Иван, и была у него жена Марья. Жили Иван да Марья в любви и согласии, вот только детей у них не было. Так они и состарились в одиночестве. Сильно они о своей беде сокрушались и только глядя на чужих детей утешались. А делать нечего! Так уж, видно, им суждено было. («Снегурочка»).

6. В большом дремучем лесу, далеко на севере Финляндии, росли рядом две огромные сосны. Они были такие старые, такие старые, что никто, даже седой мох, не мог припомнить, были ли они когда-нибудь молодыми, тонкими сосенками. Отовсюду были видны их тёмные вершины, высоко поднимавшиеся над чащей леса. («Зимняя сказка»).

7. Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. («Щелкунчик и мышиный король»).

8. Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. («Двенадцать месяцев»).

9. Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. («Снежная королева»).

10. Когда-то давным-давно наша планета была бесцветной. И жили-были на свете четыре сестры: Зима, Весна, Лето и Осень. Старшая сестра Зима была самой мудрой и рассудительной. Весна – веселая непоседа. Сестра Лето была прекрасна и умна, а Осень тиха и грустна. («Почему снег белый»).

Подведение итогов.

Задание № 3 «Расшифруй название сказки».

(На столы выложить картинки. Для первой команды – «Серебряное копытце», «Двенадцать месяцев», «Емеля», «Щелкунчик и мышиный король», «Зимняя сказка».

Для второй команды – «Морозко», «Снежная королева», «Снегурочка», «Почему снег белый», «Госпожа Метелица»).

Ведущий:

Сейчас перед вами на столах мы разложили рисунки. С помощью этих рисунков мы зашифровали названия сказок, которые мы только что с вами вспомнили. Подумайте все вместе и расшифруйте рисунки. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.

Подведение итогов.

Задание № 4 «Лучшие знатоки сказок».

(Презентация по заданию).

Ведущий:

А теперь мы проверим, какая команда лучше помнит содержание сказок. Мы вам будем читать вопросы и предлагать несколько вариантов ответов. Выслушав вопрос, вы посовещаетесь и выберете правильный ответ. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы по презентации:

1. Русская народная сказка «По щучьему велению».

С помощью чего Емеля поймал щуку? (варианты: удочкой, ведром, половником, рукой).

На чем Емеля поехал во дворец? (варианты: на машине, на санях, пошел пешком, на печи).

2. Русская народная сказка «Морозко».

Чем Морозко укутал падчерицу? (варианты: снегом, шубой, платком, ватой).

Что делала старухина дочь в лесу под высокой елью? (варианты: зубами от

холода стучала, ворон считала, крепко спала, делала зарядку).

3. Русская народная сказка «Снегурочка».

Куда позвали подружки Снегурочку? (варианты: в кинотеатр, к себе домой, в лес, в кафе).

Во что превратилась Снегурочка? (варианты: в облако, в лужу, в привидение, в одуванчик).

4. Словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев».

За какими цветами девочка пошла в лес зимой? (варианты: за тюльпанами, за подснежниками, за ромашками, за ландышами).

Какой месяц помог девочке набрать цветов? (варианты: февраль, март, апрель,

5. П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Как звали девочку-сиротку, которую взял к себе Кокованя? (варианты: Малаша, Дуняша, Мурёнка, Дарёнка).

Что выбивал козлик своим копытцем? (варианты: драгоценные камни, серебряные монеты, уголь, золото).

6. Братья Гримм «Госпожа Метелица».

Что делала Метелица для того, чтобы на улице пошел снег? (варианты: она варила

кашу; она сердилась; она смеялась; она взбивала свою перину).

Где находился дом Метелицы? (варианты: в лесу, в колодце, в Москве, в пещере).

7. Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король».

Сколько голов было у мышиного короля? (варианты: одна, ни одной, семь, три).

Что сделала Мари, чтобы победить мышиного короля? (варианты: поставила мышеловку, принесла кота, угостила мышиного короля сыром, бросила в него

свою туфлю).

8. Г. Х. Андерсен «Снежная королева».

Кого вместе с Гердой отпустила Маленькая разбойница? (варианты: голубей, северного оленя, лису, Кая).

Кто провел Герду во дворец принца и принцессы? (варианты: ворон, Снежная королева, кошка, мышка).

9. С. Топелиус «Зимняя сказка».

Какие имена были у двух старых сосен? (варианты: Подопригору и Зацепиоблако,

Поймайтучу и Проткнинебо, Подопринебо и Зацепитучу, Подопритучу и

Зацепинебо).

За какое доброе дело тучи наградили детей? (варианты: они полили деревья; они

отпустили зверей из силков; они помогли отцу срубить деревья; они убрали

мусор в лесу).

10. А. Лукьянова «Почему снег белый».

Какая из четырех сестер была самой умной? (варианты: Осень, Зима, Весна, Лето).

Почему у Зимы закончились краски? (варианты: она их пролила; она их забыла;

она отдала свои краски сестрам; у нее их не было).

Подведение итогов.

Задание № 5 «Выложи слово» (эстафета).

(Буквы, 2 обруча, образец слова). Команды строятся колоннами за линией старта.

Ведущий:

Этот конкурс на быстроту и на внимательность. Каждый игрок добегает до обруча, выбирает нужную букву, бежит с ней до обозначенного места, кладет и возвращается обратно. Следующий игрок может бежать только после передачи эстафеты. Победит команда, которая быстрее и правильно выложит нужное слово. Это слово написано перед вами («вечность»). Победители получат 1 балл.

Подведение итогов.

Задание № 6 «Помогите найти сказку».

(Для первой команды - «Морозко», «Снежная королева», «Снегурочка», «Зимняя сказка». Для второй команды - «Серебряное копытце», «Двенадцать месяцев», «Емеля», «Щелкунчик и мышиный король»).

Ведущий:

Перед вами на столах разложены карточки, на которых написаны названия сказок. На других карточках нарисованы герои сказок. Помогите им попасть в свою сказку. Под каждым названием выложите картинки героев этой сказки.

Подведение итогов.

Задание № 7 «Сказки бывают разные».

Ведущий:

На занятии мы с вами говорили, что у сказок бывают разные авторы. Какие бывают сказки? (Авторские и народные).

Вам на стол положили две карточки. Одна из них обозначает авторскую сказку, а другая – народную. Подумайте и разложите названия сказок на два столбика: под карточкой с одним смайликом – авторские, под карточкой, где много смайликов, - народные.

Подведение итогов. 1 балл присуждается за каждый правильный ответ. В этом задании можно заработать дополнительные баллы, если ребята смогут назвать авторов сказок.

Задание № 8. «Расскажите сказку по-новому».

Ведущий:

А сейчас команды превратятся в авторов сказок. Давайте вспомним, чем заканчивается сказка «Снегурочка». У сказки печальный конец. А вы сейчас придумайте необычный, счастливый конец для этой сказки. Чья сказка закончится интереснее, та команда и получит балл.

Подведение итогов.

Награждение команд.

Литературная викторина «По дороге зимних сказок »

Цель : закрепить знание детей о зимних сказках и их героях, создать у детей

радостное, эмоциональное настроение.

Задачи

Образовательные

Вызвать желание узнавать сказку по заданию.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание зимних сказок, обогащать и активизировать словарь детей, расширять кругозор.

Учить быть слаженной командой, уметь договариваться между собой, действовать согласованно и соблюдать правила викторины.

Развивающие

Развивать интерес и любовь к сказкам; развивать речь детей в процессе выполнения задания, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать воображение, память, внимание;

Воспитательные

Воспитывать у детей любовь и интерес к сказкам и сказочным героям.

Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Предварительная работа : разучивание стихотворений про зиму, чтение зимних сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица»,

Рассматривание иллюстраций; изготовление книжек малышек, раскрашивание раскрасок по сказкам, лепка сказочных героев, рисование по прочитанным сказкам, аппликация "Мой любимый герой сказки", драматизация сказок, разучивание пословиц, поговорок, дидактическая игра «Угадай из какой сказки предмет», просмотр мультфильмов.

Необходимый материал : иллюстрации к зимним сказкам, книги зимних сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица», «Рукавичка», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка, два набора для аппликации снегурочки, два ватмана, две доски, сказочные герои, пазлы по сказкам.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Сказочница: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в занимательное и интересное путешествие по зимним сказкам. А вы знаете зимние сказки? Вот это мы сейчас и проверим.

Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда отправляемся на первую остановку, называется она «Отгадай названье сказки» . Я вам буду читать загадку, а вы будете угадывать, про какую сказку я вам говорю, выберите и покажите книгу отгадку.

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

(р.н.с. Снегурочка)

При честном при всем народе

Едет печка по дороге.

Кто на печке той сидит,

Что нам сказка говорит?

И в какой же это сказке

Печка едет, как салазки? (По щучьему велению)

Снег валил, клубились тучи,

Гнулись сосны до земли.

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку завезли.

Замолчать заставили,

Замерзать оставили . (Морозко)

Шла морозная зима.

Шла морозная зима.

В проруби у озера

Серый хвост лиса-кума

Волку отморозила. (Лиса и волк)

Я – королева из страны,

Где нет ни лета, ни весны,

Где круглый год метель метет,

Где всюду только снег и лед.

Безмолвие, покой люблю,

Шум и веселье не терплю. (Снежная королева)

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

В какой же это сказке (Заюшкина избушка)

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи.

Ест большие калачи!

Чай сам наливается.

По его хотенью.

А сказка называется (По щучьему велению)

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой.

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой.

На первую ступеньку

Встал парень молодой. (Двенадцать месяцев)

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи. (С. Маршак «12 месяцев»)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

Молодцы ребята, справились с задание. Пора нам отправляться на вторую станцию. На этой станции нам предстоит « исправить ошибки в названии сказок».

Заюшкин- домик (избушка)

Снежная – принцесса (королева)

15- месяцев (12- месяцев)

По щучьему – разговору (веленью)

3 - мороза (2 мороза)

Девочка - метелица (госпожа)

Заморозко (морозко)

Белка - и волк (лиса)

-«По заячьему велению» «По щучьему велению»

Зимовье – зайцев (Зимовье – зверей)

Молодцы.

Угадать сказку по отрывку».

Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке? Под ногами у нее - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на деревьях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листочки. («Двенадцать месяцев».)

Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее. («Снежная королева».)

Идут ведра по деревне, народ дивится, а он идет сзади, посмеивается… («По щучьему велению».)

Вот они вылепили носик, сделали две ямочки для глаз, и только старик прочертил ротик, как из него вдруг повеяло теплым воздухом. («Снегурочка».)

Проглотил волк рыбку и стал пуще прежнего Лису просить, чтобы она научила его, как ему самому такой рыбы наловить. («Лисичка-сестричка и волк».)

Смотрит: перед ней сидит старик седой-седой на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется; духом дохнет - валит пар густой. («Мороз Иванович».)

Однажды запачкала девушка кровью веретено, наклонилась к воде, собираясь его обмыть, а веретено у нее из рук выскользнуло и упало в колодец. («Госпожа Метелица».)

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе детей у них не было. (Снегурочка).

В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.(12 месяцев)

И стала она день ото дня все печальнее, все молчаливее. От солнца прячется. Все бы ей тень, да холодок, а еще лучше- дождичек.(Снегурочка).

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… ничем старухе не угодишь все не так, все худо. (Морозко).

А как свечерело, набрали они хворосту, разожгли костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. (Снегурочка)

Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).

Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (12 месяцев).

Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев. А у волшебного костра сидят братья-месяцы. (12 месяцев).

Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит Физкультминутка « Заюшкина избушка».

В лубяной избушке

Жил заяц на опушке.

(прыжки)

А в ледяной избушке-

Лисица на горушке.

(повертели «хвостиком»)

Растаяла весною

Избушка на горушке

(показать руками крышу)

Лисица побежала

К зайцу на опушку.

(бег с повиливанием «хвостом»)

Выгнала зайчишку

Из лубяной избушки

(кулачок об кулачок)

Да сама жить стала

В избушке на опушке

(хлопки в ладоши)

И ни волк (руками показали «пасть»)

И ни медведь (показать).

Не смогли помочь.

Петушок отважный

Прогнал лису прочь

(топать ногами)

Так остался петушок

У заюшки в избушке.

(прыжки)

В лубяной избушке,

Избушке на опушке.

(показать руками крышу)

Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит « Кто много читает, тот точно отгадает».

Что делала Рукодельница, когда у нее замерзали руки?

А) Надевала варежки;

Б) терла их снегом;

В) хлопала.

Что было под периной у Мороза Ивановича?

А) Жемчуга да каменья самоцветные;

Б) травка зеленая;

В) снег, который зимой на землю людям падает.

Чем играл Кай во дворце Снежной королевы?

А) Кубиками;

Б) снежками;

В) льдинками.

Куда девалась Снегурочка?

А) Лютый зверь умчал ее в дремучий лес;

Б) хищная птица унесла к синему морю;

В) прыгнула через огонь и растаяла.

Что делал мужик, которого не смог заморозить Мороз Синий Нос?

А) Рубил дрова;

Б) разводил костер;

В) бегал.

Какой из месяцев подарил девочке подснежники в сказке «Двенадцать месяцев»?

А) Март;

Б) Апрель;

В) Май.

Молодцы и с этим заданием справились

Отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит «Угадать, кто говорил…» и показать героя .

Чего испугалась, красавица-девица? Оставайся у меня, и если всю работу в доме хорошо справлять станешь, то и тебе хорошо будет. Смотри только, постель мне хорошенько стели да перину мою взбивай постарательнее, так, чтобы перья во все стороны летели: когда от нее перья летят, тогда на белом свете снег идет. (госпожа Метелица).

-“Битый небитого везёт” (Лисичка-сестричка и серый волк)

По щучьему велению, по моему хотению… Емеля. «По щучьему веленью»

Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная… Морозко

Я очень стосковалась по дому. Как мне у вас ни хорошо, а все-таки не могу я здесь больше оставаться. Мне очень хочется родных увидеть.

(падчерица из Госпожи Метелицы) .

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. (Заяц из Заюшкиной избушки).

Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно .(Звери из Рукавички).

Если бы Снежная Королева появилась у них, то он посадил бы ее на горячую печь. Она и растаяла бы . (Кай из Снежной королевы).

- Кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет ! (Пиражок из

Мороза Ивановича).

Они ругают друг друга, что не просили собольих (Мачеха с дочерью из Двенадцати месяцев).

Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу ! (Бык из Зимовья зверей).

Молодцы и с этим заданием вы справились. Отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит помочь старикам. Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать? (Слепить, собрать из частей).

Творческий конкурс «Собери из частей Снегурочку»

Сказочница: Ой, ребята, мы с вами даже не заметили, как закончилась наша викторина по зимним сказкам. Мы с Вами хорошо поиграли и вспомнили много зимних сказок. Любите сказки и рассказывайте их друг другу. А у меня для вас сюрприз (вручение пазлов по сказкам). Занимайте скорее места, мы отправляется с вами на, следующую станцию – «Детский сад».

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Это внеклассное мероприятие можно провести в школьной библиотеке или в каком - нибудь кабинете на Новый Год. В веселой и развлекательной форме дети вспомнят сюжеты и героев любимых сказок. В файл входит разработка мероприятия, а также презентация с заданиями для"Конкурса капитанов"

Просмотр содержимого документа
«По дорогам зимних сказок 2015»

МБОУ СОШ №5

По дорогам зимних сказок

Цели:
Активизировать детское чтение;
закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;

пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;

воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;

вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера;

организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Библиотекарь : Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По дорогам зимних сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на три команды. У нас стоят три стола. На них надписи «Умники», «Весельчаки» и «Затейники». Вы помните, как происходило деление на факультеты в сказке про Гарри Поттера? Правильно, у них была распределяющая шляпа. И у нас есть распределяющая шляпа. Поэтому сейчас вы по одному будете садиться на стул, а шляпа будет задавать вопрос. И судя по ответу она определит вас в какую –либо команду.

Итак разминка под названием «Распределение».

    В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)

    Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)

    Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)

    Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)

    Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)

    Назовите место рождения Колобка (печь)

    Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)

    Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)

    Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)

    Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)

    Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)

    В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой пирожков бабушке? («Красная Шапочка»)

    Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)

    Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)

    Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)

    Назовите русскую народную сказку, в которой героя три раза пытались убить средством поедания и все таки съели? («Колобок»)

    Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)

    Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!»)

    Какие слова приговаривала Маша медведю? («Не садись на пенек, не ешь пирожок...»)

    Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

    Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

    Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

    Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

    Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Библиотекарь: Итак, наша шляпа распределила ребят на три команды. Теперь наши команды примут участие в волшебной Новогодней викторине «По дорогам зимней сказки». Давайте вспомним, а с помощью чего путешествовали герои сказок?

Команды называют, кто вспомнит больше: сапоги – скороходы, ковер – самолет, печь, метла, ступа, летающий домик, волшебный поезд, серебряные туфельки, избушка на курьих ножках, драконы, черт.

А с помощью чего будем путешествовать мы?

Сестрица Аленушка : А я знаю У нас есть волшебный клубочек. Кидаем клубочек и двигаемся к новым заданиям.

Библиотекарь : Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл – снежинку. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. Победит та команда, которая наберет больше снежинок. А помогать мне будут сегодня проводить конкурсы – герои сказок, которые также являются членами жюри. Они будут оценивать ваши ответы.

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Знакомство» . В этом конкурсе мы узнаем, насколько наши команды разбираются в сказках.

Помощники по очереди читают задания.

1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

11. Игрушкой деревянной.

Ушастый, некрасивый,

И никому не мил.

Один меня заметил

И ласково приветил

А это был, ребята,

Гена крокодил.(Чебурашка)

12. Иду на ногах, в красных сапогах,

Несу косу на плечах.

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи. (Заюшкина избушка - Петушок)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 14 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит получив телеграмму? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. Какую деревянную куклу подарили девочке Маше на Новый Год? (Щелкунчика)

14. Кого слепили себе из снега дед и баба? (Снегурочку)

Команда 2.
1. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
2. Какое домашнее животное в сказке носило сапоги? (Кот в сапогах)
3. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
4. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
5. Что продал Буратино, чтобы попасть в кукольный театр? (Азбуку)
6. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
7. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
8. С кем встретилась в лесу падчерица под Новый Год?(с 12 месяцами)

9.С кем сражался герой сказки Щелкунчик? (с армией крысиного короля)

10. Какой добрый дедушка раздает детям подарки на зимний праздник? (Дед Мороз)

11. Сколько гномов дружило с Белоснежкой? (7)

12. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

13. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
14. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

Вопросы для третьей команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Что сорвал купец в саду у чудовища? (аленький цветочек)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий . Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для команд.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

6. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

7. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

8. Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался. (Сивка – бурка, конек – горбунок)

9. Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю? (Емеля)

10. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок)

Библиотекарь: молодцы. Ребята, справились со всеми заданиями.

А теперь предоставим слово капитанам команд. «Конкурс капитанов»

(Здесь используется мультимедийная презентация «Эти чудесные сказки»)

А теперь мой помощник предлагает вам новый конкурс. На сцену выходит ученый кот.

Кот : Куда же мне пойти? Направо или налево?. Что сделать сказку рассказать или песню спеть? О, да тут ребята. Пойду - ка я прямо к ним. Здравствуйте ребята. Вы меня узнали7 Кто я? Кот – ученый. А кто написал обо мне стихотворение? Александр Сергеевич Пушкин. (показывает портрет Пушкина). Вы уже догадались, что сейчас мы с вами будем разгадывать задания по сказкам Пушкина.

Вопросы и задания викторины

1. Как называются сказки, из которых взяты эти слова?

а) Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

б) «Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали».

(«Сказка о попе и работнике его Балде».)

2. Назовите представителя животного мира, который в одной из сказок А. С. Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это? Назовите сказку. (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

3. Звучит песня «Во саду ли, в огороде». Чья это песенка? Из какой сказки? (Песенка белки из «Сказки о царе Салтане».)

4. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.)

5. С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)

6. С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.)

7. С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)

8. Что случилось с попом с первого щелчка? («Прыгнул поп до потолка».) Со второго? («Лишился поп языка».) С третьего щелчка? («Вышибло ум у старика».)

9. Какой предмет погубил молодую царевну? (Яблоко.)

10. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)

11. Продолжите стихотворение «Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет…

Вихри снежные крутя;

12. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

(Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.)

13. Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона? (Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)

14. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)

15. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! скажи…»)

16. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

(Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.)

17. За какую плату согласился работать Балда у попа?

(«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелка тебе по лбу…»)

18. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)

19. Какими словами утешала старика золотая рыбка? («Не печалься, ступай себе с богом!»)

20. Как золотой петушок давал знать Дадону, что все кругом царства спокойно?

(Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно…)

21. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, в шмеля, в муху.)

22. К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)

23. В каких сказках Пушкина встречаются числа? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Три щелка в «Сказке о попе и работнике его Балде». Тридцать три богатыря, три девицы в «Сказке о царе Салтане». Тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик в «Сказке о рыбаке и рыбке». И т. д.)

Ведущий.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.

Ведущий . Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю показать вам свой еще один талант, а именно талант актеров. Итак, начинаем новогодний театр. У меня в шкатулке лежат шарики с запрятанными внутри названиями сказок. Сейчас капитаны команд выберут себе шарик. Команда должна подготовиться за 5 минут и показать зрителям инсценировку этой сказки. Можно со словами, можно только движениями и жестами. Попрошу подойти ко мне капитанов.

Названия сказок: «Репка», «Теремок», «Курочка – ряба», «Снегурочка», «Волк и 7 козлят», «Три поросенка», «Красная шапочка».

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

Просмотр содержимого презентации
«зима 6»




А.С.Пушкин

Дюймовочка

Сказка о рыбаке и рыбке

Русская народная сказка

Сказка Братьев Гримм

Муха - цокотуха

Корней Чуковский

Курочка - ряба

Ганзель и Гретель

Г.Х.Андерсен




Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

И маленькую ласточку от холода спасла.






«Зеркальце, зеркальце дай ответ мне, кто всех красивее в нашей стране?»

И зеркало ей отвечало: «Самая красивая в стране – это ты, королева».


То не золото сверкает,

То не солнышко сияет,

Это сказочная птица

В сад на яблоню садится.



Соедините начало и конец названий сказок.

Царевна -

Хаврошечка

Крошечка -

лягушка

Финист -

Бессмертный

Кащей -