» » Главная мысль сказки малька провинилась. Урок литературного чтения "В.И. Белов "Малька провинилась"". Тест по литературному чтению

Главная мысль сказки малька провинилась. Урок литературного чтения "В.И. Белов "Малька провинилась"". Тест по литературному чтению

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

План-конспект урока

по литературному чтению

3класс

Тема

В. И. Белов «Малька провинилась»

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема: В.И. Белов «Малька провинилась».

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

Задачи: Образовательные: познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивающие: развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.

УУД: Личностные: умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развитие готовности к сотрудничеству; интерес к общему делу; самоконтроль, самооценка.

Регулятивные: определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; умение прогнозировать текст; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: слушание и понимание речи других; умение работать в паре, умение договориться.

Познавательные: ориентирование в учебнике; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез; определение основной и второстепенной информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблемы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса. компьютер, проектор, экран, презентация о В.И.Белове

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проснулась я сегодня рано,

За окном лежит снежок.

Поспешила к вам скорее

Провести у вас урок!

Прежде, чем начать работать,

Мы друг другу улыбнёмся.

С настроеньем преотличным

Мы в работу окунёмся!

II. Речевая разминка.

Кричал Архип, Архип осип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Прочитайте скороговорку "птичий базар"(медленно, с ускорением и на оборот, шёпотом, громко, весело, грустно, скороговоркой)

III. Проверка домашнего задания.

Ратота с тестом (индивидуально)

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1. У старой зайчихи на болоте родились:

А) три маленьких зайчонка

Б) два маленьких зайчонка

В)четыре маленьких зайчонка

2.Называют охотники осенних зайчат:

А)беляками Б)русаками В)листопадничками

3.Убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок …

А) собираться к отлёту в тёплые страны

Б) искать журавлиные тёплые страны

В) ходить по плотине

4. Звери трудолюбивые, ходко работают, любят чистоту и порядок.

А) Бобры Б) Лисицы В) Выдры

5 . В бобровой хатке … этажа.

А) два Б) три В) четыре

6 . Бобровое кушанье - это …

А) репка Б) рыбина В) ивовая и осиновая кора

7. В хатке бобров место хранения корма называется …

А) кладовая Б) плотина В) нора

8. Маленький зайчонок стал нянькой для …

А) долговязых журавлят Б) маленьких зайчат В) пушистых бобрят

9. Незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большая рыбина. Делает много зла, портит и разоряет плотины.

А) Жадная росомаха Б) Разбойница – выдра В) Злая рысь

10.Зайчонка научил плавать и нырять

А) Мать – зайчиха Б) Старый Бобр В) Выдра

11. А вода всё выше и выше. Подмочила зайчонку …

А) лапки Б) хвостик В) ушки

IV.Работа по теме.

Самоопределение к деятельности.

Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).

Что означает слово любовь?

Между кем может возникнуть любовь?

- Любовь бывает разная:

любовь между мужчиной и женщиной;

любовь родителей к детям;

любовь детей к родителям;

любовь к своим родственникам и друзьям;

любовь к животным.

С каким произведением из этого раздела вы познакомились?

Кто такой Листопадничек?

Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

Любовь матери к своему ребёнку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».

Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова?

Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске).

Узнать о жизни … … (В.И.Белова).

Познакомиться с произведением … … “… …” («Малька провинилась»).

Знакомство с творчеством.

Я вам предлагаю познакомиться с В.И.Беловым.

В.И.Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.

В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».

Как вы думаете, кто такая Малька?

Почему ей дали такую кличку?

В чём она могла провиниться?

Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.

Работа над текстом.

Приём «Чтение с остановками».

Чтение учителем рассказа.

Физкультимутка

Пёс Барбос

Вот сидит наш пёс Барбос. (имитация движений)

В лапы спрятал чёрный нос.

Пёсик дремлет или спит.

На ребяток не глядит.

Наши дети тихо встали

И к собачке подбежали

Ну-ка пёс скорей вставай

И ребяток догоняй!

Словарная работа

Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.

Кри-во-но-га-я, блуд-ня, ба-тяв-ка, о-ка-зы-ва-ет-ся, с не-до-у-ме-ни-ем, бес-по-мощ-но, ша-ро-мыж-ни-ков, од-на-о-ди-нё-шень-ка.

После прочтения слов, отметьте напротив знаком «+», если вы знаете значение этого слова, «?» - не знаете значение этого слова, «-» - не уверены.

Какие из этих слов вам непонятны?

(Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.

Блудный – об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.)

Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.

Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».

Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

Кутенок - щенок, собачонка.

Шаромыжник - жулик.
Слушание аудиозаписи произведения

(Чтение 1 части)

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

«Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»

- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?

    (Чтение 2 части)

Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

- За что ругала хозяйка Мальку?

    (Чтение 3 части)

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

- Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?

    (Чтение 4 части)

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю:…

- Что же увидел он?

    (Чтение 5 части)

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?

    (Чтение 6 части)

Спросил у Лидии:

Куда это Малька каждый день бегает?

Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?

Понравился ли рассказ?

Кто нам рассказывает этот текст?

Как вы догадались?

Где происходят события, описанные в рассказе?

Почему вы так думаете?

Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?

Физкультминутка.

Бегал по двору щеночек.

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок )

А ушки у котят, как домики стоят.

Вторичное чтение текста детьми.

- Откройте свои учебники. Давайте еще раз перечитаем текст.

Чтение текста детьми по цепочке с вопросами о прочитанном.

Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)

Почему Лидия была недовольна рождением щенков?

Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение)

Как Малька отнеслась к потере щенка?

Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню?

    Анализ произведения. Выборочное чтение. Заполнение кластера.

- Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Это рассказ).

Признаки рассказа

    Повествование о реальных событиях.

    Небольшой объём.

    Немного действующих лиц.

    Описание одного эпизода.

- Определите тему рассказа. (Этот рассказ о животных).

Давайте дадим характеристику главному герою. Свои выводы мы будем заносить в кластер – снеговичок.

Назовите главного героя рассказа. (Малька)

В кластере пишем МАЛЬКА.

Кто такая Малька? (Собака).

В кластере пишем СОБАКА.

Какая Малька? Опишите её.

В кластере пишем МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ.

За что ее ругала Лидия? Прочитайте.

В кластере пишем ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ.

Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.

Как хозяйка поступила со щенками?

Куда и зачем каждый день бегала Малька?

В кластере пишем БЕГАЕТ КОРМИТЬ СЫНКА.

Как поступала с ней хозяйка?

Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день?

- Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста.

В кластере пишем ВЕРНАЯ МАМАША

Работа в парах. Работа в центрах.

Центр « Читатели». Научитесь читать отрывок текста выразительно.

Центр «Языковеды». Выписать из рассказа глаголы, действия главных героев: Лидии, автора, Мальки.

Центр «Исследование». Найти ответы в тексте.

Когда родились щенята?Сколько штук? Где барахтались два кутёнка?
Кто забрал первого щенка? Кого принесла Лидия из соседней деревни? Каким образом перебирались люди из одного села в другое?
На чём любил кататься В.И. Белов? Какое расстояние преодолевала Малька?
Выступление центров.
- Удалось каждому центру справиться со своим заданием? Что для этого нужно было сделать?

Обсудите, в чём заключается главная мысль рассказа. Закрасьте в кластере ту часть, где заключена, по - вашему мнению, главная мысль о Мальке.

V. Рефлексия.

    Составление синквейна о Мальке.

Я вам предлагаю составить синквейн на тему «Малька» и записать его в своих тетрадях.

(Дети читают получившиеся синквейны).

Какие чувства и эмоции вы испытываете от прочитанного рассказа? Подумайте и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению. Покажите, кто выбрал радугу? А кто - тучку?
(Лай щенка).
VI.Домашнеее задание.

VII. Итог урока.

Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.

Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока?Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

Чему люди могут научиться у Мальки?

Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.

Какой рассказ прочитали? О ком он?

Что вы знали до урока по нашей теме?

Что нового для себя вы узнали на уроке?

Что вам захотелось ещё узнать после этого урока? (Узнать больше о жизни и характере собак).

Закончить наш урок я хочу синквейном о вас.

Ученики Внимательные, активные. Слушали, отвечали, рассуждали. Выполнили правильно все задания. Молодцы! Урок окончен.

Тест по литературному чтению

«Малька провинилась. Ещё раз про Мальку»

А) И. Соколов-Микитов

Б) В. Белов

В) М. Пришвин

А2.Куда пошёл писатель?

А) за хлебом

Б) за квасом

В) за молоком

А3.Что он услышал?

А) как хозяйка ругала собак

Б) как хозяйка ругала своих детей

В) как ссорились хозяин и хозяйка

А4. В чём провинилась Малька?

А) украла кусок мяса

Б) принесла двух щенят

В) плохо стерегла дом

А5. Кто забрал себе первого щенка?

А) комбайнёр

Б) тракторист

Г) полицейский

А6. Куда хозяйка отнесла второго щенка?

А) в соседнюю деревню

Б) в город

В) в избушку лесника

А7. На кого обменяла хозяйка второго щенка?

А) на цыплёнка

Б) на щегла

В) на кота

А8. Как люди ходили из одной деревни в другую?

А) через лес

Б) через болото

В) через речку

Г) через кладбище

А9. Какой породы Малька?

А) пекинес

В) беспородная

Г) овчарка

А10. Зачем Малька бегала в соседнюю деревню каждый день?

А) охотиться

Б) кормить своего щенка

В) искать полезные травы

Г) искать своих щенят

В1. Какое чувство толкнуло Мальку в холодную воду?

А) материнский инстинкт

Б) любопытство

В2. Найдите строки, которые не имеют отношения к Мальке

А) "Каждый день за два километра в чужую деревню... бегает кормить своего сынка"
Б) "Расковыряла пень", "рычала на него и лягалась задними пушистыми лапами"
В) "Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу."
Г) "Виновато мотала хвостом и не понимала, за что ее так ругают"

А) раздражение

Урок чтения 3 класс

Тема: В. Белов «Малька провинилась».

Цели: познакомить с краткими биографическими сведениями о творчестве В. Белова; его рассказом «Малька провинилась», развивать связанную речь, прививать любовь к животным.

  1. Орг. Момент.

Прозвенел уже звонок

Он позвал всех на урок.

Поставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно!

Думайте и рассуждайте,

На вопросы отвечайте.

  1. Речевая разминка

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Прочтите скороговорку медленно, быстрее, шёпотом, громко, грустно.

Чему учит скороговорка?

  1. Проверка дом.задания.

Чтение стихотворения «Ветхая избушка».

Какое настроения у ребят? Подтвердите свой ответ словами из текста.

  1. Сообщение темы.

А о ком оно, узнаете из загадки:

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.

(собака)

А что вы о них знаете? (ответы детей)

Написал это произведение Василий Иванович Белов. О нём нам расскажет София.

Родился 23 октября 1932в вологодской деревне Тимонихе. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.
Окончив сельскую семилетнюю
школу , весной 1949 уехал в город Сокол, где в школе фабрично- заводского обучения получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста-дизелиста, а позже - и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.
Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была
литература , писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи. По совету писателя-земляка А.Яшина посылает свои стихи в Литературный институт им. М.Горького, проходит творческий конкурс и поступает учиться. Поэтом Белов не стал.
Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время
литературному творчеству.
В 1989 - 91 пишет несколько произведений для детей - повести "Старый да малый", "Медовый месяц", сказку "Родничок".
Живет и
работает Василий Белов в Вологде, но часто и подолгу бывает в родной Тимонихе.

6.Работа над рассказом

а) подготовка к чтению

Рассказ называется «Малька провинилась».

Какая кличка у собаки?

В чём она могла провиниться?

б) чтение рассказа учитель + хорошо читающие ученики

Возьмите карандаш и отметьте непонятные слова

в) первичное восприятие

Каковы ваши впечатления?

Какие непонятные слова встретились?

Батявка – в учебнике

Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.

Блудный – человек, ушедший из дома и вернувшийся после долгих скитаний.

г) выборочное чтение

Найдите в тексте предложения, в которых говорится за что, Лидия ругала Мальку?

Прочитайте, как Малька реагировала на ругань хозяйки?

Что можно сказать о Мальке как о матери? Докажите.

д) составление синквейна

Малька

добрая, заботливая

кормит, бегает, заботится

бегала в другую деревню к малышу

забота

7. Рефлексия

За что бы вы себя похвалили?

Что не получилось?

Какие трудности испытали на уроке?

8. Итог урока

С каким произведением познакомились?

Чему можно поучиться у Мальки?

Дом. задание стр.68-69 пересказ от лица Мальки


Я поняла, что рассказ всем нам понравился. Постараемся понять, что помогло испытать при чтении разные чувства и живо представить героев. Беседовать будем с помощью вопросов.

Какой вам представилась Лидия? Почему?

Какие из этих слов имеют противоположные значения?

Разрешить возникшее противоречие поможет только обращение к авторскому слову.

Что привлекло внимание писателя?

Какое слово указывает, что ругают сильно?

Уточнить значения слов нам поможет толковый словарь.

(Учитель показывает словарь Ожегова.)

Для чего нам необходимо обращаться к словарю?

Перед вами – выдержки из этого словаря. Найдите значение слова и прочитайте про себя.

Как иначе можно сказать о Лидии?

А какое слово точнее?

В каком состоянии находилась Лидия, когда бранила Мальку?

Что на это указывает?

Найдём отрывок о том, как ругалась Лидия. Перечитаем его.

Прочитайте «жужжащим» чтением 1 вопрос на стр. 70 и скажите, как иначе можно назвать состояние Лидии.

Найдите определение слова по словарю.

Какое слово наиболее точно раскрывает состояние Лидии?

Перечитайте отрывок «жужжащим чтением» в парах и отметьте все слова, которыми Лидия ругала Мальку.

Проверим.

Какие из слов требуют пояснения?

В каждой местности есть такие слова и выражения, которые придумали жители данной местности. Эти слова употребляются только в разговорной речи и называются просторечными. Понять их смысл можно только при чтении произведения. Такими словами и являются «шельма, блудня, батявка». Можно ли по звучанию определить, что это ругательства?

Итак, какой вам представилась Лидия из этого отрывка? Какие слова описывают её характер?

Обратимся к следующему отрывку.

Что добавите о Лидии?

Жалость – это то качество, которое в русском народе всегда ценилось. Про таких людей ещё говорят, что они душевные, что у них добрая душа.

Почему же тогда Лидия так сильно ругала Мальку?

Каким словом в этом отрывке названы щенята? Как оно звучит?

Какое слово напоминает?

Уточните его значение по словарю.

Это слово тоже является просторечным.

А как ещё в просторечье называют щенят, когда хотят их поругать.

Как звучит слово: зло или сердито?

Какой из этого отрывка представилась нам Малька?

Докажите.

Как она относилась к своим щенятам? Докажите.

Что помогло Лидии окончательно успокоиться?

Прочитайте.

Где произошла встреча писателя с Малькой?

Найдите слова, которые помогают понять чувства писателя?

Какие слова вы подчеркнули?

Как понимаете значение слова «деловито»?

Найдите значение по словарю. Прочитаем хором.

Какой из отрывка представилась вам Малька?

Вот теперь перечитает отрывок выразительно, передавая голосом, интонацией, что писатель переживает за собачку.

Удалось ли (ученику…) выразить отношение автора к увиденному? Как вы думаете, совпадает ли авторское отношение с отношением читающего?

Какой отрывок мы пропустили?

Перечитаем выразительно это описание.

Уточним, где происходят события рассказа.

Как Лидия оценила поведение Мальки?

Почему вы так думаете?

Перечитаем этот отрывок выразительно по ролям.

Как отнёсся рассказчик к тому, что узнал?

У кого из вас отношение к Мальки совпадает с авторским? Кто хочет попробовать передать его при чтении?

У кого получилось наиболее удачно?

Решим наше противоречие: какое определение точно не подходит к описанию характера Лидии? Докажите.

Повторим хором, какими словами можно описать Лидию?

Вспомним вопрос, который мы задавали автору?

Как вы думаете?

Найдём предложения, подтверждающие ваши ответы. Прочитаем их хором выразительно.

Что мы сейчас определили?

Я поняла по вашему чтению, что ваше отношение к Мальке совпадает с авторским, и рада этому.

Прочитаем на стр. 70 название следующего рассказа.

Почему рассказ начинается со слова «ещё»?

Рассмотрим иллюстрацию на странице 71 и предположим, что же ещё случилось с Малькой?

Кто хочет узнать о том, что случилось с Малькой?

Объединяемся в группы и читаем «жужжащим» чтением. Когда дочитаете до самого напряжённого момента – поднимите руку. При чтении подчеркните слова, которые помогают представить характер Мальки.

Почему этот момент вызвал волнение?

Какой представилась Малька из этого рассказа? В каких предложениях?

Какие слова требуют разъяснения?

Узнайте по словарю.

Какой новый герой появился в рассказе? Какой он? Какие поступки об этом говорят.

Найдите его слова.

Какое предложение в рассказе подтверждает главную мысль предыдущего рассказа?

Какие слова в этом предложении главные?

Как можно продолжить главную мысль предыдущего рассказа?

Итак, вы познакомились с двумя рассказами про Мальку.

Несколько рассказов об одних и тех же героях в литературе получили название «цикл рассказов». Найдите на выставке книгу, которая познакомит с другими историями с собачкой.

Как вы догадались?

Проверим.

(Учитель открывает содержание и читает названия рассказов)

Что вы можете добавить о писателе Василии Ивановиче Белове по прочитанным рассказа?

Совпадает ли ваше мнение с первоначальным представлением?

Кто является героями его рассказов?

Как он относился к своей малой родине? Докажите.

Это и есть главное достояние творчества писателя – он умел видеть в простых людях их душевность, жалостливость, доброту, любовь к тем, кто рядом и рассказать о них своим читателям с интересом.

Дома вы составите рассказ: 1 вариант о Лидии, а 2 – о Мальке. Помните, что каждое своё высказывание необходимо подтверждать словами текста.

Кого заинтересовало творчество писателя?

Где можно найти книги?