» » Конспект НОД по изобразительной деятельности ОО "Художественно-эстетическое развитие" на тему: "Сапожки для осени". Рисование сапоги для кота Конспект занятия по рисованию сапожки

Конспект НОД по изобразительной деятельности ОО "Художественно-эстетическое развитие" на тему: "Сапожки для осени". Рисование сапоги для кота Конспект занятия по рисованию сапожки

Цели:

Расширить знания детей и обогатить словарь по данной теме.

Познакомить детей с понятием «пара», обобщающим понятием «обувь».
Формировать устойчивые представления о цвете, величине, геометрических фигурах.
Совершенствовать навыки рисования красками, наклеивания, лепки.
Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение и понимать смысл услышанного.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Воспитывать бережное отношение к обуви.

Оборудование:

Сундук, кукла, кукольная обувь.
Вырезанные из картона вагончики красного, зеленого, желтого и синего цветов и предметы обуви тех же цветов.
Картонные силуэты сапогов с наклеенными кругами разного цвета и величины, пуговицы, соответствующего цвета и величины.
Силуэтные изображения обуви из плотного картона с отверстиями, разноцветные шнурки.
Картинка и изображением трех медведей разной величины, овалы-обувь соответствующей величины.
Картинки с изображением различной обуви и варежек.
Разноцветные прищепки, силуэты щеток без щетины из плотного картона.
Вырезанные из клеенки силуэты ботинок, вымазанные мелками; влажные губки.
Картонные силуэты сапогов с вырезанными отверстиями в виде геометрических фигур, эти же фигуры.
Скрепки, цветные силуэтные изображения обуви.
Картинка «Сороконожка», пластилин.
Раскраска «Ботинок», кисти, краски.
Вырезанные из цветной бумаги сапоги и картинки (цветочки, рыбки, тучки, солнышки, елочки).
Аудиозаписи: «Сороконожка», «Большие ноги идут по дороге».

Ход занятия:

Приветствие «Как живешь?»

Как живешь? - Вот так!
(Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак)

А плывешь? - Вот так!
(Руками изображают движение пловца)

Как идешь? - Вот так!
(Ходьба на месте)

Как бежишь? - Вот так!
(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)

Вдаль глядишь? - Вот так!
(Поочередно прикладывать ладони ко лбу)

Машешь вслед? - Вот так!
(Энергичные движения кистями рук)

Как берешь? - Вот так!
(Хватательные движения ладонью)

Как даешь? - Вот так!
(Выставить раскрытую ладонь вперед)

Ночью спишь? - Вот так!
(Ладони под голову)

Как грозишь? -Вот так!
(Покачать указательным пальцем, остальные пальцы собраны в кулак)

А шалишь? - Вот так!
(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)

Сюрпризный момент «Что в сундуке?»

Детям предлагают открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит. (По одному предмету обуви из пары по количеству детей).
Что это? Как назвать одним словом? Это обувь.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Вот у вас в руках кукольная обувь. (По одному предмету из пары). Только кукла-растеряша раскидала всю обувь, вам нужно найти пару. Сосчитайте. Сколько у куклы ног? Две ноги. Значит и обувь должна быть по две. Вот у вас. Как и у куклы, тоже две ноги. А сколько на ваших ногах тапочек? Два тапочка. А пришли вы сюда в двух сапожках. Когда чего-то по два, то говорят - «пара». Запомните это слово и повторите вслух: «пара».
А теперь отправляйтесь на поиски пары к той обуви, что у вас в руках.

Дидактическая игра «Разноцветный паровоз много обуви привез»

Подберите пару каждой обуви и разложите ее в цветные вагончики: желтую обувь - в желтый вагончик, красную обувь - в красный вагончик, зеленую обувь - в зеленый вагончик, а синюю обувь - в синий вагончик.

Дидактическая игра «Заплатки для сапожка»

А вот этот сапожок с дырками. Подберите к каждой дырке подходящие по форме заплатки.

Игра с пуговицами «Укрась сапожок»

А вот этот сапожок нужно украсить разноцветными пуговицами.

Смотрите внимательно. Какого цвета и размера круг на сапожке, такую пуговицу к нему и прикладывайте. На большой синий круг приложите большую синюю пуговицу. А на маленький желтый круг положите сверху маленькую желтую пуговицу.

Аппликация «Красивые сапожки»

Вот ваши сапожки ждут, когда вы сделаете их красивыми, украсите их веселыми картинками. Выберите картинку. Которой будете украшать сапожок. Кто-то украсит его цветочками, а кто-то рыбками.

Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге»

Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
(Ходьба широким шагом)

Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
(Бег мелким шагом)

Дидактическая игра «Подбери ботинки для трех медведей»

А вот наши знакомые медведи. Покажите самого большого медведя, самого маленького, среднего медведя.

Вы уже подбирали им бочки с медом, а сейчас нужно помочь медведям подобрать обувь по размеру и надеть им на лапы. Самые большие ботинки наденьте самому большому медведю, средние ботинки - среднему медведю, а самые маленькие ботиночки - самому маленькому медвежонку.

Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

Вот перед вами картинки. Что на них нарисовано, назовите. А что здесь не обувь, что не надевают на ноги? Варежки.

Упражнение «Моем ботинки»

Чтобы обувь носить долго за ней нужно ухаживать, мыть. Вот сейчас мы с вами возьмем влажные губки и вытрем грязь с ботинок.

Игра со скрепками «Подшиваем тапочки»

Когда обувь носят долго, бывает так, что подошва у обуви отклеивается. Тогда подошву подшивают. Вот вы попробуйте надеть скрепки на края тапочка, как будто подшиваете подошву.

Рисование «Раскрась ботинок»

Детям предлагается закрасить ботинок краской.

Лепка «Обувь для сороконожки»

Скатайте из пластилина шарики, приложите к ножке сороконожке и надавите пальчиком - получится обувь для сороконожки.

Музыкальная пауза «Сороконожка»

Дети выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи друг другу и двигаются под музыку по показу взрослого.

Чтение стихотворения «Ботинки»

Купила мама Димке
Отличные ботинки.
Красивые, блестящие!
Из кожи! Настоящие!

Рассматривал их долго.
Он ставил их на полку.
Красивые, блестящие!
Шнурки есть настоящие!

Когда малыш ложился спать,
Ботинки ставил под кровать.
Новые, блестящие!
Из кожи! Настоящие!

Игра-шнуровка «Зашнуруй ботинки»

Детям предлагается вдеть шнурки в отверстия и завязать.

Игра с прищепками «Щетка для обуви»

А вот это щетка для обуви, чтобы начищать ботинки. А вы попробуйте сделать свои щетки. Вот так нужно прикрепить прищепки, чтобы получилась щетка для обуви.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Сапоги для кота»

Программное содержание : расширять представления детей о многообразии сказочных персонажей, обогащать речь детей (подбор прилагательных и глаголов к существительным); закреплять умение дорисовывать незавершённый объект, совершенствовать навыки использования различных материалов при заполнении трафарета (тампон, валик, целлофан, скомканная бумага, сухая кисть); воспитывать желание помогать и заботиться о других.
Оборудование: карточки с изображениями котов, цветные карандаши, трафареты фигурок сапог (разные), кисти, игрушка кота.

Ход занятия :
Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр. Беседа: «Какой сегодня день?».
Ответы детей: Солнечный, снежный, радостный, весёлый и так далее.
Из-за ширмы раздаётся мяуканье.
Воспитатель : Ой, ребята, кто там у нас?
Дети : Котик!
Из-за ширмы появляется кот-игрушка.
Кот : Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.

К: Ребята, я заблудился и случайно попал к вам…

В: А откуда ты, котик? Где ты живешь?

К: Не помню! Я убегал от злых собак и от страха все забыл!

В: Ребята, поможем коту вспомнить, где он живет?

В: Что умеет кот?

Д: Спать, ловить мышей, есть, охотиться и т.д.

В: Как вы думаете, ребята, в каких сказках есть кот?..

В: А что кот делал в этих сказках?
(обсуждаем сказочных котов)

Раздаётся стук в дверь, приносят письмо от почтальона Печкина.

Почтальон Печкин : Здравствуйте, ребята! Знаете, у меня потерялся кот. Вы его не видели?
Д: Видели!
В: Есть у нас один кот, но мы не знаем, ваш ли он? А сам он не помнит. Котик, посмотри, кто тебя ищет?

Воспитатель достаёт из письма картинку матроска, показывает коту.

ПП: Точно, это мой кот!
В: А как зовут кота, дети?
Д: Кот Матроскин!
В: Матроскин, а почему ты убежал от Печкина?
К: Вы знаете, я вспомнил! Я не Матроскин, я живу в другой сказке. У меня там есть большой замок, в котором раньше жил людоед, но я его перехитрил и теперь я в замке хозяин. И у меня была не матроска, а одет я был в сапоги. Но мои сапоги потерялись, когда я убегал от собак, и мне неудобно ходить без сапог.

В: Ребята, вы поняли, из какой сказки наш кот и как его зовут? (Кот в сапогах)

В: Ребята, давайте поможем коту в сапогах и нарисуем ему новые красивые сапоги! Вот вам фотографии кота и трафареты разных сапог.

Не переживай, кот, мы сейчас нарисуем тебе новые красивые сапоги!


В конце занятия кот оценивает нарисованные сапоги.

Задачи по образовательным областям

Художественно-эстетическая область развития

  • формировать умение рисовать нетрадиционным способом «ватными палочками»;
  • формировать эстетическое отношение к окружающему миру

Познавательная область развития

  • закреплять представление о весне и её признаках;
  • формировать познавательную активность, через экспериментирование;
  • развивать слуховое внимание через умение выполнять словесную инструкцию воспитателя

Речевая область развития

активизировать речь детей

Физическая область развития

развивать мелкую моторику рук;

— развивать двигательную активность

Социально-коммуникативная область развития

— развивать эмоциональную отзывчивость;

— развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и со взрослыми.

Оборудование: сюжетные картинки «Признаки весны», картинки обуви,бумажная кукла с картинками одежды, обувь (сапоги, валенки), таз с водой, силуэт сапожек, ватные палочки, гуашь.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель :

Смотри! На улице весна !
И всё проснулось ото сна!
Тает снег, ручьи бегут,

Включается звук «Журчания ручьев»

Птички песенки поют.

Включается звук «Пения птиц»

Вот пришла и к нам весна

Очень теплая она.

  1. Беседа о признаках весны

Воспитатель: Вот и Миша решил выйти на улицу. Давайте ему расскажем о весне.

  1. Дидактическая игра «Продолжи предложение по картинкам»

Воспитатель: Весной на улице светит

Дети: (солнышко)

Воспитатель: Солнышко очень теплое и тает

Дети: (Снег)

Воспитатель : Появляется зелёная

Дети: (Трава)

Воспитатель : И распускаются первые

Дети: (Цветы)

Воспитатель: Весной капает

Дети: (Дождь)

Воспитатель: И на дорогах появляются

Дети: (Лужи)

  1. Одевание куклы

Воспитатель: Ребята, Миша любит гулять. Но он не знает, что нужно надеть. Давайте ему поможем, подскажем, что нужно одеть. На прогулку нужно надеть. Воспитатель показывает поочереди картинки брюк, куртки и шапки.

Дети: (Брюки, куртку и шапку)

Воспитатель: На улице много луж и обувь должна не промокать. Что нужно обуть Мише сапожки или валенки? Воспитатель показывает картинки сапог и валенок

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим.

  1. Экспериментирование с водой.

Воспитатель: (Берем тазик с водой). Возьмем валенок и резиновый сапог. Проверим вся ли обувь сухая. (Дети трогают обувь) Если мы его опустим в воду, то какая обувь останется сухой? (Воспитатель опускает в тазик валенок и сапог, затем дети трогают обувь)

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Так что нужно одеть Мише резиновые сапоги или валенки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, весной нужно обувать резиновые сапожки.

  1. Физкультминутка

У Мишутки есть сапожки, (топнули 4 раза)

Чтобы в них не промокли ножки (прыжки на месте)

Топ – топ, топотушки, (поочередно топают ногами)

Ах! Сапожки! Как игрушки. (Ноги поочередно выставляют вперед.)

  1. Продуктивная деятельность. (Рисование ватными палочками)

Воспитатель: У Мишутки есть сапожки, но они ему не нравятся. Они желтого цвета, а он бы хотел разноцветного. Давайте разукрасим сапожки для Миши. Садитесь на стульчики. (Дети садятся на стульчики) Вот сапожок, берём ватную палочку опускаем в гуашь, потом гуашью украшаем сапожок, вот так. Посмотрите, какой красивый сапожок получился. Ребята, а теперь вы. Берите ватную палочку, макайте в гуашь и украшайте сапожок. (Дети берут палочку, макают в гуашь и украшают сапожок)

Воспитатель: Ребята, Мише очень понравились сапожки. Он обязательно в них пойдет гулять.

Продуктивные виды детской деятельности способствуют устранению речевых дефектов, развитию речи, что особенно важно в воспитании и обучении заикающихся дошкольников. Изобразительная деятельность – работа с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами, фломастерами и другими материалами – это очень важные сенсорно-двигательные упражнения.

Распределение материала по изобразительной деятельности для детей, имеющих заикание, необходимо проводить в строгом соответствии с темами логопедических занятий. Авторами представлен опыт согласованной работы педагогов, явившийся результатом корректировки и систематизации воспитателями планирования по рисованию, лепке, аппликации в соответствии с тематическим планом логопеда.

СЕНТЯБРЬ

Лексическая тема ОСЕНЬ

Дидактическая игра — Сложи такой же предмет
Цели: учить различать в предметах детали овальной и круглой формы; находить различия в частях двух одинаковых предметов (парные картинки); выкладывать предметы точно по образцу с учетом формы и величины частей.

Лепка — Гусеница на осеннем листочке
Цель: учить раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней. Закрепить названия цвета, формы деталей гусенички (шарики).

Рисование карандашами — Как у нашего крыльца посадили деревца
Цели: воспитывать любовь к природе, уважение к труду, желание принимать в нем участие; научить передавать образ деревца с тонким стволом, ветками, листьями.

Рисование красками — Разноцветные листья
Цели: познакомить детей с новой техникой рисования («набрызгивание»); развивать эстетическое восприятие, желание передать красоту осенних листьев; учить самостоятельно располагать изображение на листе, закреплять знания цветов.

Коллективная работа, аппликация — Осеннее дерево
Цель: закреплять представления об оранжевом, желтом, красном цветах, упражнять детей в подборе готовых листьев по заданному цвету, самостоятельно располагать изображение на общем дереве и под ним; учить пользоваться кистью, клеем,
салфеткой, клеенкой.

Лексическая тема ОВОЩИ

Лепка — Собираем урожай
Цели: закреплять знания об обобщенных словах (овощи); продолжать учить лепить круглые формы.

Рисование карандашами «Запасаем овощи на зиму».
Цели: продолжать формировать представления об овощах; учить рисовать круглые и овальные фигуры, закрашивать круговыми движениями, не заходя за контур.

Рисование красками — Помидоры и огурцы в банке
Цели: учить рисовать округлые предметы цветовым пятном, контуром; знакомить с правилами рисования двумя (и более)
красками, пользоваться салфеткой.

Аппликация — Овощной магазин
Цели: научить раскладывать и наклеивать различные «овощи» на полосках в виде цепочки на расстоянии один от другого; повторить названия цвета и формы овощей; закрепить умение пользоваться кистью и клеем.

ОКТЯБРЬ

Лексическая тема САД-ОГОРОД (1-я неделя)
Лепка — Яблоко
Цели: упражнять в раскатывании пластилина круговыми движениями ладоней; закрепить названия цвета, формы яблока; учить дополнять поделку деталями (плодоножка, листок); расширять пассивный словарный запас.

Рисование карандашами — Разноцвет ные яблоки
Цели: продолжать учить рисовать и закрашивать округлые фигуры, соблюдая контуры; закреплять знания цветов.

Рисование красками — Яблоки на яблоне
Цель: учить рисовать круглые предметы разными красками, самостоятельно и равномерно располагая изображения на заранее нарисованной яблоне; закреплять знания обобщенных понятий «овощи», «фрукты».

Аппликация — Яблоки в корзине
Цели: научить раскладывать и наклеивать округлые фигуры на овал на расстоянии друг от друга; закрепить названия
цвета и формы, понятия «один» и «много», умение пользоваться кистью, клеем, салфеткой, клеенкой.

Лексическая тема ДЕРЕВЬЯ (2-я неделя)

Лепка декоративного панно — Ветка рябины
Цели: учить раскатывать пластилин в длину, делить готовый столбик на несколько частей при помощи стеки; закреплять умение сплющивать кусочки раскатанного пластилина, формировать из них листочки, красиво располагать ветку на картоне.

Рисование карандашами — Дерево с желтыми листьями
Цели: учить рисовать дерево, передавать в рисунке его строение – ствол, ветки разной длины; рисовать листву только желтым цветом; согласовывать величину изображения с размером листа.

Рисование красками — Дерево с разноцветными листьями
Цели: закрепить навыки изображения дерева с ветвями разной длины и листьев приемом вертикального мазка; использовать три цвета – красный, оранжевый, желтый, для рисования листвы дерева; вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Конструирование из природного материала — Ежиная семейка
Цель: развивать фантазию, умение использовать природные дары (желуди, шишки, семена ясеня).

Лексическая тема ЯГОДЫ (3-я неделя)

Аппликация — Веточка рябины
Цели: учить детей располагать и наклеивать детали аппликации, сохраняя необхо-димые расстояния; закреплять понятия
«овощи», «фрукты», «ягоды».

Лепка — Вишни
Цели: продолжать развивать навыки круговых движений ладонями, дополнять поделки деталями; формировать понятие
«ягоды».

Декоративное рисование — Украсим сарафан матрешке
Цели: развивать у детей чувство цвета; учить самостоятельно украшать силуэт сарафана, располагать узор по всему силуэту
или внизу по краю; использовать для украшения знакомые изображения листьев и ягод.

Рисование пальчиками — Ягодная корзина
Цели: познакомить детей с новой техникой рисования; учить располагать изображение в определенном контуре (корзине); закреплять знания цветов; развивать самостоятельность.

Лексическая тема ГРИБЫ (4-я неделя)

Лепка — В лес по грибы
Цели: воспитывать любовь к природе; развивать интерес к лепке; учить лепить из пластилина разными способами, упражнять в приеме сплющивания; закреплять понятие «грибы».

Рисование карандашами — Под грибом (по мотивам одноименной сказки В.Г. Сутеева )
Цели: учить детей самостоятельно выбирать содержание для своего рисунка, отражать собственные впечатления и представления от прочитанного произведения; самостоятельно выбирать материалы для рисования (карандаши или фломастеры).

Рисование красками — В осеннем лесу много грибов
Цели: продолжать учить изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их в ряд на одной линии и связывая
единым содержанием; передавать существенные различия в величине разнородных предметов (деревьев и грибов).

Аппликация — Насушим грибов для белочки
Цели: учить последовательно раскладывать и наклеивать в определенном порядке грибочки на полосе бумаги; закреплять знания о грибах, их названиях, пользе или вреде; воспитывать любовь и уважение к природе.

НОЯБРЬ

Лексическая тема ОСЕНЬ (1-я неделя)

Лепка — Собираем урожай
Цели: закрепить знания обобщенного понятия «урожай»; учить самостоятельно выбирать объекты для лепки и знакомые технические приемы.

Рисование карандашами — Радостная осень
Цели: развивать эстетическое восприятие, желание передать красоту осенней природы; учить располагать изображение на листе.

Рисование коллективное красками — Листопад
Цели: познакомить с техникой монотипии (оттиск выполняется осенними листьями на общем листе бумаги); учить располагать изображение листьев, не мешая партнерам.

Аппликация — Узор в круге из разноцветных листьев
Цели: учить детей располагать листья по кругу, чередуя их в определенном порядке; закреплять умение пользоваться кистью и клеем.

Лексическая тема ЧЕЛОВЕК (2-я неделя)

Лепка — Веселые матрешки
Цели: учить лепить фигуру человека в длинной одежде из трех частей разной формы (конуса, шара, цилиндров); украшать одежду декоративными деталями.

Рисование по замыслу карандашами — Дружная семья
Цель: выявить умения и навыки детей в изображении человека.

Рисование красками — Пляшущие человечки
Цель: учить схематичному изображению фигуры человека в движении.

Конструирование из бросового материала — Человек – робот
Цель: развивать фантазию, учить использовать для поделок подручный материал (коробки разного размера), дополнять декоративными деталями.

Лексическая тема ИГРУШКИ (3-я неделя)

Лепка — Неваляшка
Цель: закреплять умение раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней, выполнять поделку из шаров разной величины.


Цели: учить рисовать машину, составленную из прямоугольников и кругов; упражнять в закрашивании, соблюдая контуры.

Рисование красками — Украсим фартучки матрешкам
Цели: учить самостоятельно задумывать узор из знакомых элементов (круги, овалы, листья); красиво располагать его на всем пространстве фартучка или только на подоле.

Аппликация — Пирамидка
Цель: учить располагать и наклеивать детали пирамидки снизу вверх.

Лепка — Грач
Цели: учить лепить птиц; упражнять в приемах лепки.

Рисование карандашами — Утки плавают
Цели: продолжать учить рисовать птиц; закреплять знания о перелетных птицах.

Рисование красками — Журавли улетают
Цель: учить рисовать улетающую стаю, располагать изображение в верхней части листа.

Конструирование из бумаги — Грач
Цель: продолжать знакомить с техникой оригами.

ДЕКАБРЬ

Лексическая тема ПОСУДА (1-я неделя )

Лепка — Чашка с блюдцем
Цель: учить создавать форму предмета пластическим способом из шара, путем получения полой формы.

Рисование карандашами — Посуда на полке
Цель: учить располагать изображения предметов на полосе, соблюдая заданное правило расположения видов посуды (чайная вверху, столовая внизу).

Декоративное рисование красками — Украсим чашку для куклы
Цели: развивать чувство цвета, желание украсить чашку узором, замечать красивые предметы в быту; закреплять технические навыки (рисование концом кисти, прием примакивание).

Аппликация — Узор на тарелке
Цель: учить вырезать круги из квадратов, красиво их располагать, аккуратно наклеивать на круглую заготовку.

Лексическая тема ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ (2-я неделя)

Лепка — Снеговик
Цель: продолжать учить лепить из пластилина шары разной величины, дополнять поделки характерными деталями (ведро, метла, пуговицы).

Рисование карандашами — Снег, снег кружится, белая вся улица
Цель: учить передавать в рисунке несложный сюжет, выбирать место действия,рисовать по желанию дом, деревце, елочку, заборчик, скамеечку около дома.

Рисование красками — Снегопад
Цели: развивать наблюдательность, эстетическое восприятие, замечать красоту ритмично падающих снежинок; учить изображать снег всей кистью и ее концом, видеть выразительность рисунка, выполненного одним цветом.

Коллективная аппликация — Мы лепили снеговиков
Цели: развивать умение самостоятельно рассматривать знакомый несложный предмет и передавать его форму и строение; продолжать учить вырезать круги из квадратов, дополнять изображение деталями.

Лексическая тема ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ (3-я неделя)

Лепка — Мы кормили голубей
Цели: воспитывать любовь к природе; продолжать учить лепить птиц, передавая строение и особенности голубей.

Рисование восковыми мелками — Синичка
Цели: познакомить детей с разнообразием мира пернатых; учить замечать сходство и различия, передавать их в рисунке.

Рисование красками — Снегири
Цели: продолжать учить рисовать кончиком и всей кистью; закреплять знания о строении птиц.

Аппликация — Синички
Цель: учить вырезать овальные фигуры из прямоугольников, разрезать их пополам, дополнять изображения характерными для
данной птицы деталями (клюв, лапки).

Лексическая тема ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ (4-я неделя)

Лепка — Снегурочка из леса к нам пришла
Цели: продолжать учить лепить фигуру человека из трех частей разной формы (конуса, шара и цилиндров); передавать пропорции; учить изображать зимнюю одежду персонажа: шубку с воротником, шапку с опушкой.

Рисование карандашами — Вырастала елка в лесу на горе
Цели: учить изображать елку, рисовать на ветвях шишки, снег, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание; различать по цвету небо, время суток.

Рисование красками — Мешок с подарками
Цели: развивать воображение; учить самостоятельно выбирать содержание, располагать предметы, передавать несложный сюжет; аккуратно закрашивать изображения.

Конструирование из бумаги — Елочные украшения
Цель: активизировать эмоциональное отношение к новогоднему празднику, интерес к совместной работе, желание самостоятельно смастерить украшение на елку.

ЯНВАРЬ

Лексическая тема ОДЕЖДА (2-я неделя)

Конструирование — Курточка из бумаги для Буратино
Цель: учить складывать лист бумаги пополам и разрезать его.

Рисование карандашами — Белье на веревочке
Цель: продолжать учить рисовать и закрашивать предметы, различные по форме, использовать разные приемы штриховки.

Рисование красками — Рукавички
Цели: учить украшать предметы одежды определенным узором (только кружками или только квадратами разного цвета); развивать внимание, память, цветовое восприятие.

Аппликация — Укрась курточку Буратино
Цель: развивать чувство цвета, желание сделать красивым свое изделие, самостоятельно выбирать узор и элементы.

Лексическая тема НЕДЕЛЯ ИГРЫ (3-я неделя)

Лепка — Волшебный кусок пластилина
Цели: развивать воображение; стимулировать выполнение необычных поделок, дополненных деталями.

Игра — Рисование шариками (рисование окрашенным шариком в замкнутом периметре коробки)
Цели: познакомить с нетрадиционной техникой рисования; вызвать положительные эмоции; развивать воображение.

Игра — Веселые ладошки
Цель: продолжать знакомство с нетрадиционными техниками рисования (рисование ладошками).

Коллективная аппликация — Солнышко
Цели: учить детей создавать изображения с помощью кусочков смятой бумаги (салфетка, гофрированная бумага); работать совместно, рядом, дружно.

Лексическая тема ОБУВЬ (4-я неделя)

Лепка — Тапочки для куклы
Цели: продолжать учить раскатывать пластилин в разных направлениях; закреплять приемы сплющивания и выравнивания.

Рисование карандашами — Скачут по дорожке разные сапожки
Цели: продолжать учить украшать силуэт геометрическими фигурами; упражнять в штриховке (в одном направлении).

Рисование красками — Сапоги-скороходы
Цели: активизировать интерес к сказочным образам; поощрять стремление украсить силуэт элементами узора (точками, мазками, полосками).

Аппликация — Магазин обуви
Цели: учить вырезать фигуры по прорисованному контуру; закреплять правила пользования ножницами; аккуратно располагать и наклеивать силуэты обувных пар на полосе.

ФЕВРАЛЬ

Лексическая тема ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ (1-я неделя)

Конструирование из бумаги — Пилотка
Цель: продолжать учить детей складывать бумагу пополам, по диагонали.

Рисование карандашами — Украшаем шапочки
Цели: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма в узоре; продолжать учить украшать предложенный силуэт геометрическими фигурами.

Рисование красками — Украшение головных уборов сказочных герое в
Цель: учить концом кисти наносить точки, всей кистью рисовать круги, кольца, полоски.

Аппликация — Угадай, чья шляпа
Цели: развивать у детей замысел и воображение; учить вырезать характерные детали сказочных головных уборов для персонажей, дорисовывая их фломастером, карандашом.

Лексическая тема ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (2-я неделя)

Лепка — Зайчик
Цели: учить лепить животных; передавать характерные особенности внешнего вида зайца (длинные уши, короткий хвост),
разные состояния зверька (прислушивается или спокойно отдыхает); закреплять прием примазывания.

Рисование карандашами — Мишка веселый, мишка грустный
Цель: воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажу, желание придать образу определенное настроение.

Рисование красками — Зайчата на полянке
Цели: продолжать работу с детьми над композицией сюжетного рисунка; учить объединять предметы разной величины и формы (деревья и животные), соблюдая пропорции; упражнять в приеме набрызгивания.

Аппликация — Заюшкина избушка
Цель: учить самостоятельно выбирать вариант домика и украшать его мелкими деталями.

Лексическая тема ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА (3-я неделя)

Лепка — Танк
Цели: учить детей лепить игрушечный танк из нескольких частей; закреплять умение пользоваться стекой, передавать характерные особенности военной техники (башня, гусеницы, ствол).

Рисование карандашами — Звено самолетов
Цели: воспитывать патриотические чувства, уважение к Российской армии; учить рисовать несколько летящих самолетов, используя знакомые геометрические фигуры.

Рисование красками — Наш подводный флот
Цель: развивать у детей умение располагать изображение на всем листе бумаги, рисовать округлые фигуры (корпус лодки,
иллюминаторы).

Аппликация — Открытка для Защитника Отечества
Цели: развивать интерес и уважение к празднику 23 Февраля; упражнять в приемах вырезания простых геометрических форм.

Лексическая тема ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ (4-я неделя)

Лепка — Свинья
Цель: учить лепить домашних животных в разных позах (стоя, лежа).

Рисование карандашами — Кошка
Цель: учить изображать животное, передавая в рисунке его характерные особенности.

Рисование красками — Кошки, какие они бывают?
Цель: поощрять детей самостоятельно выбирать содержание, образ, выражать к нему свое отношение, использовать знания,
полученные на предыдущих занятиях.

Коллективная аппликация — Домашние животные
Цель: закреплять знания о домашних животных; продолжать учить вырезать геометрические фигуры и составлять из них изображение задуманного животного.

МАРТ

Лепка декоративного панно — Ветка мимозы
Цель: учить детей создавать композицию в круге.

Рисование карандашами — Я гуляю с мамой
Цели: вызывать положительные эмоции, связанные с праздником 8 Марта; учить детей самостоятельно выбирать содержание рисунка; аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки слева направо и сверху вниз.

Рисование красками — Цветы для мамочки
Цели: воспитывать любовь и уважение к маме и бабушке; развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Аппликация — Весенний цветок
Цели: учить вырезать круг, плавно закругляя углы квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей – кругов, полукругов и узкой полосы изображение бутонов и распустившихся цветков.

Лексическая тема ТРАНСПОРТ (2-я неделя)

Конструирование из бумаги — Автобус
Цель: учить детей складывать лист бумаги пополам, вырезать из бумаги и наклеивать детали (окна, двери, колеса).

Рисование карандашами — Грузовик
Цель: учить детей рисовать грузовую машину из простых геометрических фигур (прямоугольники, круги).

Рисование красками — Вагончик
Цель: учить передавать в рисунке прямоугольную форму вагона и квадратную форму окон, рисовать предмет крупно, в соответствии с величиной листа бумаги.

Лексическая тема ВЕСНА (3-я неделя)

Лепка — Подснежник
Цель: закреплять приемы работы с пластилином.

Рисование карандашами — Цветы на проталине
Цели: закреплять знания о приметах весны; воспитывать любовь к природе.

Рисование красками — Узор из цветов и листьев на квадрате
Цель: развивать у детей чувство цвета, композиции.

Аппликация — Лодочка в ручейке
Цели: продолжать учить детей закруглять углы прямоугольника; упражнять в разрезании прямоугольника по диагонали на два треугольника.

Лексическая тема ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ (4-я неделя)

Лепка — Грач
Цель: учить передавать движение птицы (взмахи крыльев).

Рисование карандашами — Журавлик
Цели: учить детей создавать изображение птицы с длинной шеей и длинными ногами, стоящей в воде; упражнять в технике рисования.

Рисование красками — Грачи прилетели
Цель: учить детей передавать в сюжетном рисунке взаимосвязь между персонажами (птицы следуют друг за другом или идут навстречу).

Аппликация — Скворечник
Цели: учить самостоятельно изображать постройку из прямоугольников, треугольника и круга; закреплять способы разрезания бумаги по сгибу.

АПРЕЛЬ

Лексическая тема ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ (1-я неделя)

Лепка — Цыплята гуляют, ищут червячков, клюют зернышки
Цель: учить передавать несложные движения (вытянули шеи, клюют, пьют воду).

Рисование карандашами — Цыплята с утятами
Цель: учить передавать в рисунке особенности внешнего вида утят (тело и голова в виде овалов, широкий клюв, плоские лапки) и цыплят (круглые туловище и голова).

Рисование красками — Утка с утятами
Цель: продолжать учить передавать в сюжетном рисунке взаимосвязи между персонажами через их расположение относительно друг друга.

Аппликация — Птичий двор
Цель: упражнять детей в приемах вырезания простых форм, создавать из них изображения домашних птиц, самостоятельно
добавлять отдельные детали.

Лексическая тема КОСМОС (2-я неделя)

Конструирование из коробок — Ракета
Цель: развивать воображение, творчество, умение использовать для поделок подручный материал.

Рисование карандашами, восковыми мелками — Космические дали
Цель: познакомить с приемами рисования космических объектов светлыми мелками на темном фоне.

Рисование красками — Забавные человечки
Цель: развивать у детей фантазию, умение самостоятельно придумывать фигуры человечков-инопланетян из кругов и полукругов, передавать несложные движения рук или ног у фигурок.

Аппликация — Мы летим в космос
Цель: закреплять умение составлять изображение ракеты или космического корабля из простых геометрических фигур, дополняя деталями по своему усмотрению.

Лексическая тема УЛИЦА, ГОРОД (3-я неделя)

Конструирование из бумаги — Красивый заборчик
Цель: учить складывать полоску бумаги гармошкой, вырезать произвольные узоры на линиях сгиба.

Рисование карандашами — Домик для куклы
Цель: продолжать учить рисовать предметы, состоящие из квадратных и прямоугольных элементов.

Рисование красками — Дом для друзей Чебурашки
Цель: продолжать учить рисовать красками прямоугольные, квадратные, треугольные формы, самостоятельно выбирать цвет
окраски стен и крыши.

Аппликация — Красивые ворота
Цели: учить симметрично располагать части постройки, учитывая их форму, цвет и величину; закреплять приемы разрезания по сгибу широких полос бумаги.

Лексическая тема МЕБЕЛЬ (4-я неделя)

Конструирование из бумаги — Гардероб
Цели: продолжать учить складывать лист бумаги пополам; учить дополнять поделку характерными деталями (полоски – полки, кружки – ручки).

Рисование карандашами — Стулья для трех медведей
Цели: воспитывать интерес к сказкам; учить передавать пропорции предметов.

Рисование красками — Стол для трех медведей
Цель: познакомить с городецкой росписью.

Аппликация — Кроватка для Мишутки
Цель: продолжать учить разрезать прямоугольник на узкие полоски по линиям сгиба.

МАЙ

Лексическая тема ДЕНЬ ПОБЕДЫ (1-я неделя)

Коллективная лепка — Парад на Красной площади
Цели: воспитывать патриотические чувства; закреплять навыки лепки, выполняя изображения военной техники.

Рисование карандашами или цветными мелками — Праздничный город
Цель: продолжать учить передавать несложный сюжет.

Рисование красками — Праздничный салют
Цель: развивать чувство цвета, композиции, заполнять изображением весь лист бумаги.

Коллективная аппликация — Салют
Цели: воспитывать у детей желание выполнять работу совместно; закреплять умение составлять свой элемент общего узора.

Лексическая тема САД, ЦВЕТЕНИЕ РАСТЕНИЙ (2-я неделя)

Лепка декоративного панно — Ветка вишни
Цели: развивать у детей замысел; учить передавать пластическим способом изображение ветки и цветов вишни, располагая его на картонной основе.

Рисование красками — Весенний сад
Цель: продолжать учить передавать в рисунке строение дерева (ствол, ветки разной длины, листву, цветы).

Аппликация — Весенние цветы
Цели: закреплять умение вырезать круги из квадратов, составлять большой цветок из них; развивать чувство цвета.

Лексическая тема СКАЗКИ (3-я неделя)

Лепка по сказке — Рукавичка
Цели: закреплять навыки лепки фигур животных; формировать умения замечать характерные особенности разных сказоч-
ных персонажей и отражать их в лепке, объединять персонажи в сюжет с помощью взрослого.

Рисование карандашами или красками — Моя любимая сказка, — Мой любимый сказочный герой
Цели: развивать у детей композиционные умения (изображение двух персонажей); учить передавать в рисунке характерные особенности сказочных животных (форма частей тела, цвет шерсти); развивать творческие способности (внесение в рисунок дополнений по содержанию конкретной сказки).

Аппликация — Рукавичка
Цели : продолжать учить вырезать детали по контуру (рукавичка); самостоятельно украшать рукавичку геометрическими фигурами.

Лексическая тема НАСЕКОМЫЕ(4-я неделя)

Лепка — Стрекоза и муравей
Цели: формировать представления о насекомых; развивать воображение и творчество при выборе материалов для лепки
и оформления деталей.

Рисование карандашами — Каких ты знаешь насекомых?
Цели: воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых; закреплять умение рисовать на всем листе, закрашивать ярко, регулировать нажим на карандаш.

Рисование красками — Бабочки
Цели: познакомить детей с новым приемом рисования – «кляксографией»; закреплять умение дополнять рисунок характерными для бабочек деталями.

Аппликация — Божья коровка
Цели: закреплять навыки вырезания по контуру, кругов из квадратов; учить дополнять изображение деталями (голова, усики,
полоска на спинке, пятнышки).

ИЮНЬ

Лексическая тема ЛЕТО (1-я неделя)

Лепка — Улитка
Цели: воспитывать бережное отношение ко всему живому; продолжать формировать технические навыки лепки.

Рисование карандашами — На лесной полянке
Цель: продолжать учить задумывать содержание рисунка, основываясь на личных впечатлениях, изображать животных и птиц.

Рисование красками — Садовые цветы
Цель: закреплять навыки изображения цветов разными способами, заполняя весь лист бумаги.

Аппликация — Гусеница на листике
Цели: воспитывать гуманное отношение к природе; закреплять навыки вырезания круглых деталей, наклеивания их, чередуя цвета.

Лексическая тема ЦВЕТЫ (2-я неделя)

Лепка декоративного панно — Ромашка
Цель: закрепить умение раскатывать пластилин разными способами, располагать изображение в соответствии с размером основы.

Рисование красками или карандашами — Садовые цветы, Луговые цветы
Цели: расширить и обогатить представления детей о богатстве царства цветов; учить передавать явления действительности разными способами (графическим, живописным).

Аппликация — Тюльпаны в вазе
Цели: закрепление навыков вырезания и наклеивания; развитие чувства композиции.

  • Татьяна Михайловна ПИЧУШКИНА, воспитатель
  • Татьяна Петровна ЛЕБЕДЕВА, учитель-логопед
  • Оксана Юрьева КОВАЛЬЧУК, воспитатель Государственного образовательного учреждения детского сада № 1386 Северного окружного управления образования г. Москвы

Материал предоставлен журналом CОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, №2, 2010 г.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .


Конспект занятия по рисованию в старшей группе
«Укрась сапожок башкирским узором »
Задачи:Формировать у детей умение, используя знакомые и новые элементы башкирского орнамента, украшать башкирский сапожок - итек- ; закреплять знания композиционного построения узора, применять колорит, свойственный данному изделию.
совершенствовать умения детей хорошо насыщать кисть краской, держать ее наклонно при рисовании широких линий и вертикально при - узких линий; развивать художественный вкус.
воспитывать любовь к родному краю, аккуратность в работе.
Активизация словаря: итек, птичья головка.
Приборы и материалы:Силуэты башкирских сапожков на каждого ребенка; краски гуашь; кисточки для декоративного рисования; пластмассовые баночки с водой; стаканчики для кисточек; салфетки; подкладки; магнитный мольберт; алгоритмы рисования нового элемента «птичья головка»; картинка с разной обувью; кукла Незнайка; магнитофон с записью башкирской мелодии.
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских национальных костюмах; знакомство с куклами в башкирских костюмах.
беседы о башкирском орнаменте: его построении, элементах, цвете.
д/игры: «Укрась сапожок»(готовыми элементами башкирского орнамента), «Сотки ковер»(составление башкирского узора из геометрических фигур), «Обведи и раскрась»(шаблоны элементов башкирского орнамента), «Одень Айгуль и Салавата».
декоративное рисование на предыдущих занятиях: «Укрась скатерть», «Красивое полотенце».
лепка « Пиала для Айгуль»,
посещение «Центра Национальных культур».
Ход ООД:
Воспитатель: Добрый день, октябрьцы. А почему я вас так назвала?
Дети: мы живем в городе Октябрьском.
Воспитатель: А в какой республике мы живем?
Дети: мы живем в Башкортостане.
Воспитатель: Наша республика миролюбивая и гостеприимная. В ней в дружбе и согласии живут люди разных национальностей.
В группу входит Файруза Фрвазовна (в башкирском национальном костюме)
Файруза Фрвазовна: Здравствуйте, ребята (здоровается на башкирском языке). Я пришла к вам за помощью. Помогите мне, пожалуйста, разукрасить башкирские сапожки для игр малышей.
Достает из большого конверта силуэты башкирского сапожка.
Файрузу Ф.: Посмотрите, что я вам принесла. Вот этот сапожок называется - итек- Повторите,ребята, как он называется.
Дети: - итек -.
Файрузу Ф.: Обратите внимание на внешний вид сапожка. Он прямой, без каблука, на верху есть черная полоска, которую нужно украсить башкирским узором.
Воспитатель: Не переживайте, Файруза Фарвазовна, наши ребята обязательно Вам помогут и украсят сапожок башкирским узором.
Файруза Ф.: Спасибо ребята, я попозже к вам зайду.
Незнайка: У меня тоже есть башкирские сапожки, посмотрите, сколько много.
Показывает картинку с разной обувью.
Дети: Нет, Незнайка, здесь нет башкирских сапожков, здесь разная обувь.
Воспитатель: А как узнали?
Дети: Башкирский сапожок прямой, без каблука, а на верху черная полоска.
Воспитатель: Правильно. Я предлагаю украсить башкирский сапожок вот таким узором (показ образца). Посмотрите на узор, из каких элементов он состоит?
Дети: Из кружочков и ромбиков.
Воспитатель: Обратите внимание, ромбики не простые, они с отростками. Называется такой элемент «птичья головка».
Идите, найдите себе место, где будете рисовать
Дети ставят столы, встают на свои места.
Воспитатель: Так что же мы задумали с вами сделать?
Дети: Украсить сапожок башкирским узором.
Воспитатель: Что нам нужно для работы?
Дети: Краски, кисточки, воду, подкладки, салфетки. Будем делать все по порядку, и получиться красивый башкирский сапожок.
Воспитатель: Идите, готовьте все, что нужно для работы.
Дети готовят рабочие места.
Воспитатель: А теперь подойдите ко мне, я вас научу рисовать этот башкирский узор. Сначала я зрительно поделю горизонтальной (показываю рукой) линией черную полоску на две части. В верхней части я буду рисовать кружочки, а в нижней - ромбик. В нижней части черной полоски нарисую крестик: сверху вниз рисую длинную полоску, а по середине - короткую. Соединяю концы крестика, получился ромбик, закрашиваю и рисую отростки - палочку вверх и чуть-чуть вниз.
Воспитатель: Камила, а как я рисую, всей кистью или кончиком?
Камила: Кончиком кисти
Воспитатель: Вася, скажи, каким красками можно рисовать башкирский узор?
Вася: Красной, оранжевой, желтой, бордовой, зеленой.
Воспитатель: Скажи, Вика, С чего начнешь рисовать этот элемент узора?
Вика: Нарисую крестик, потом соединим концы, и получиться ромбик.
Закрашу ромбик, нарисую отростки.
Воспитатель: Идите, рисуйте.
Воспитатель выставляет на доску алгоритмы рисования сложного элемента и образец башкирского узора.
Самостоятельная деятельность детей, (под башкирскую мелодию)
Во время работы детей, воспитатель обращает внимание на осанку детей, напоминает о технике рисования: рисуем кончиком кисти, хорошо промываем кисточку, потом набираем новую краску и т.п.
Анализ работ:
Воспитатель: Каким узором ты украшал итек?
А как узнать что это башкирский орнамент (перечислить элементы башкирского орнамента, цвет).
Молодцы ребята, какие вы красивые башкирские сапожки нарисовали для малышей.