» » Логопедическое занятие на тему "Речь. Предложение.". Конспект логопедического занятия на тему: «Составление распространенных предложений Занятие составление предложений

Логопедическое занятие на тему "Речь. Предложение.". Конспект логопедического занятия на тему: «Составление распространенных предложений Занятие составление предложений

Оборудование: игрушки (мяч, кукла, флажок, котенок, собачка).

Ход занятия

Воспитатель. Дети, сегодня мы будем говорить об игрушках, какие они и что с ними можно делать. Говорить будем громко, отчетливо, ясно произнося каждое слово. (Берет мяч и показывает детям). Что это? Дети. Мяч. Воспитатель. Скажите про мяч два слова, какой он. Дети. Мяч красивый; мяч большой; мяч красный. Воспитатель. Скажи, Сережа, сколько слов про мяч сказала Люба. Сережа. Люба сказал про мяч два слова. Первое слово - «мяч», второе - «красный». Воспитатель (роняет мяч на пол). Дети, скажите еще два слова про мяч. Воспитатель. Скажи, Галя, сколько слов про мяч сказал Гена. Галя. Гена сказал про мяч два слова. Первое слово - «мяч», второе - «покатился». Воспитатель (сажает куклу на стульчик). Скажите про куклу два слова. Света. Красивая кукла. Я сказала про куклу два слова. Первое - красивая», второе - «кукла». Воспитатель (ставит на стол флажок). Теперь скажите про флажок два слова. (Эти предложения дети также разобрали по словам, определили место их в предложений). Воспитатель (подходит к игрушке-котенку, нажимает на кнопку - котенок издает писк). Скажите про котенка два слова. (Эти предложения также разбираются по словам). Воспитатель. Валя, подойди и нажми кнопку у собачки. Скажи про собачку предложение из двух слов. Валя. Собака лает. Я сказала два слова: первое - «собака», второе - «лает». Воспитатель. Сегодня мы говорили про игрушки двумя словами. В школе будут говорить так: «Мы учились составлять про игрушки предложения из двух слов. Замечали, какое первое, какое второе слово в предложении». А кто знает загадки про эти игрушки? Сережа. Его бьют, а он не плачет. Только выше, выше скачет. (Мяч.) Гена. На праздник я его несу, я с ним шагаю и пою. (Флажок.) Марина. С хозяйкой дружит, дом сторожит. На чужих лает, в дом не пускает. Дети. Собака.

Занятие в старшей группе на упражнение в подборе слов для характеристики предмета

Программное содержание. Закрепление знаний о слове: слова разные, они звучат, произносятся друг за другом. Учить детей вслушиваться в слова, сходные по звучанию. Упражнять в самостоятельном подборе слов и четком произнесении звуков в них. Подбор разных слов к предмету (существительных - названий игрушек, прилагательных к слову мишка).

Ход занятия

Педагог показывает детям двух играющих мишек. - Посмотрите на эти две игрушки. Что можно про них сказать? - Это мишки. - Верно, это мишки. Только этот мишка какой? - Большой. - А этот? - Маленький. - А как можно назвать этого маленького мишку по-другому? Ведь они разные, а мы и одного и другого называем одним словом мишка. (Педагог жестом показывает на мишек, подчеркивая разницу в величине.) - Какое другое слово можно подобрать для этого мишки? (Показывает на меньшего.) Каким словом можно его назвать, чтобы показать, что он маленький? - Мишенька,- предлагает Саша. - Правильно, мишенька. Какое ласковое слово предложил Саша, и звучит оно приятно: «Мишенька»! Молодец, Саша. А как по-другому можно сказать? - Мишутка,- говорит Таня. - Удачное слово: мишутка! - Медвежонок,- добавляет Толя. - Очень хорошо! Теперь-то понятно, о каком мишке мы говорим. Если скажем слова мишенька, мишутка или медвежонок, значит, мы говорим об этом маленьком мишке, а большой будет просто мишка. Педагог убирает маленького медвежонка в сторону, а большого сажает на край стола. - Посмотрите, дети, на мишку и подумайте, как можно сказать про него, какой он. Я вспомнила такое слово: любимый; мишка любимый. Теперь предлагайте ваши слова: мишка какой? - Плюшевый, хороший, неуклюжий, косолапый, лохматый, коричневый, большой, красивый. - Вот сколько разных, интересных слов вы подобрали к слову мишка! - А это что за зверек? (Показывает игрушку-мышку) Правильно, это мышка, маленький зверек, живет под полом. Мишка и мышка. Это разные животные, и называю я их тоже по-разному, вслушайтесь в эти слова: мишка - мышка. - М-иии-шка. М-ыы-шка. (При произнесении этих слов интонационно подчеркивается разница в звучании ы и и.) - Вот какие интересные по звучанию слова нам встретились, произнесем все вместе, еще раз. Очень хорошо! - А вот еще два слова, они похожи друг на друга и не похожи, послушайте: кит-кот, к-ии-т, к-оо-т. Произнесите их так же. (Слова произносятся детьми 2-3 раза.) - А вот как по-разному и в то же время похоже звучат еще два слова - мак и рак: ммм-ак, рррр-ак. Произнесите эти слова. (При назывании слов кит - кот усиливается произнесение гласных звуков, при произнесении слов мак - рак внимание детей акцентируется на первых согласных звуках.) - Я назову, дети, одно слово, а вы подберите к нему другое, похожее по звучанию,- говорит педагог,- резина. - Корзина,- говорит кто-либо из детей. Педагог. Шина. Ребенок. Машина. И т. д. Особо поощряются самостоятельные поиски детей в нахождении уже двух созвучных слов. Далее детям предлагается игра «Отгадай, из какой песни слова?». Один ребенок выходит из комнаты. Педагог договаривается с остальными детьми, из какой песни они назовут слова и в какой последовательности будут предлагать их водящему. Кто-то из детей называет слова из песни «Солнечный круг»: «Пусть всегда будет солнце». Дети делятся на четыре отряда, каждый отряд произносит лишь одно слово, но не в том порядке, как в песне. Водящий определяет название песни и произносит слова в нужном порядке. Кто-нибудь из детей у доски графически изображает последовательность произнесения слов в песне, а остальные - у себя на столах при помощи счетных палочек.

Методика работы по составлению схемы слова. Статья может быть полезна родителям и начинающим логопедам.

После того, как ребенок научился слышать гласный на фоне односложных слов, упражняемся в составлении схемы слова.

Использую методику Гребенкиной, заменив цвет символов.

Слоговая структура и звуконаполяемость слов для полного анализа очень важны.

Начинаем работу с анализа слов типа «мак», «дом», «лис».

На примере слова «ЛИС»:

Произнеси слово медленно, по частям (складам) ЛИ С.

На сколько частей «распалось» слово?

Сколько звуков в первой части? Во второй?

- «Напиши», нарисуй в воздухе.

Слияние – дуга. Звук вне слияния – точка.

Нарисуй в тетради (на фронтальном занятии – на доске).

Наметь точки внутри дуги (2 звука – 2 точки).

Можем уже сказать, сколько всего звуков в слове? (3 точки – 3 звука).

Послушай и скажи, какой гласный звук «живет» в слове «И»? На котором по счету месте? (На втором) Раскрась его «домик» красным цветом (красный кружок).

Послушай и скажи, есть ли в слове «ЛИС» мягкие согласные звуки? (-ЛЬ). Расскажи о нем. (согласный, мягкий, звонкий). Объясни, почему мы называем его звонким? (есть голос). Проверка: ладонь на горлышко или ушки закрыть.

Примечание: Для выбора гласной буквы обозначение звонкости-глухости на схеме не нужно, так как дети ориентируются только на мягкость-твердость согласного (на схеме зеленый и синий цвет). А вот для обучения полному фонематическому анализу это обязательно.

В речевой группе мы делаем схему слова в первую очередь, чтобы научить хорошо говорить:

Найди и обозначь «домик» звука «ЛЬ» — зеленый, не закрашенный кружок.

(Звонкие звуки – не закрашенные кружки-колечки)

Какой твердый согласный звук «живет» в слове? (-С) Расскажи о нем: согласный, твердый, глухой. Объясни, почему ты думаешь, что он согласный? (Во рту есть преграда для воздуха). Объясни, почему ты думаешь, что он звонкий? (Голосовые связки работают, есть голос)

Назови по порядку все звуки в слове «ЛИС». (-ЛЬ -И -С) Подпиши буквы.

На примере слова «ЖУКИ».

Произнеси слово медленно, по частям: ЖУ КИ.

- «Напиши» в воздухе. (Две дуги)

Напиши в тетради.

Наметь точки внутри дуги. Можешь уже сказать сколько всего звуков в слове? (четыре)

Послушай и скажи, какие гласные звуки «живут» в этом слове. (-У, -И). Найди на схеме и раскрась их «домики» красным цветом.

- «Позови» жуков (слово) издалека: жукИ. Какой гласный звук сильнее выделили голосом? По какому звуку «Ударили» голосом? (-И) Поставь ударение на схеме.

Раздели слово на слоги: говори и хлопай на гласный звук. Сколько получилось слогов? Какой первый? Какой второй? Отдели вертикальной чертой на схеме первый слог от второго.

Есть ли в слове мягкие согласные звуки? (-КЬ). Расскажи об этом звуке. Найди и обозначь его «домик» (зеленый закрашенный кружок).

Какой твердый согласный «живет» в слове «ЖУКИ»? Расскажи о нем, найди его «домик» и раскрась (синий не закрашенный кружок)

Назови звуки по порядку. (-Ж -У -КЬ -И). Подпиши буквы.

Примечание: Во время деления на слоги надо помнить, что слог – это толчок воздуха и разделить на слоги можно только произнесенное слово.

В русском языке все слоги стремятся к открытости. Слоги: МАР-КА, МАЙ-КА, БЕЛ-КА (сонорный присоединяется к первому слогу), но ВЕ-ТКА, МА-СКА дети обычно отхлопывают правильно.

Иногда деток учат составлять схему слова как бы «нанизывая» звуки одни за другим: называют звук и обозначают символом последовательно. Опыт работы показывает, что потом дети пишут, диктуя побуквенно, а это ведет к нарушениям письма. Перед тем, как писать, ребенок должен «охватить», проанализировать все слово и диктовать по частям:

С – Т – РО – Й – КА

При диктовке по слогам речевые дети часто «теряют» буквы при стечении согласных, пропуск гласных, обычный для всех детей в начале обучения, тоже затягивается.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург

"Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развивать навыки составления предложений из трех слов, навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений.

Задачи: 1. научить детей правильно составлять предложения из трех слов;

2. научить распространять предложения;

3. научить составлять предложения по образцу;

4. научить составлять собственные предложения;

5. развивать внимание, логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Цель: развивать навыки составления предложений из трех слов, навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений.

Задачи: 1. научить детей правильно составлять предложения из трех слов;

2. научить распространять предложения;

3. научить составлять предложения по образцу;

4. научить составлять собственные предложения;

5. развивать внимание, логическое мышление.

Оборудование: Предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Сообщение темы.

Мы работали с предложениями, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов. Сегодня мы будем учиться составлять предложения из трех слов.

III Изучение темы.

1. «Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам».

Рассмотрите внимательно картинку. (На доску выставляется картинка, на которой изображена девочка, читающая книгу). Девочка читает. Кто это? (Девочка). Что она делает? (читает). Что читает девочка? (Книгу). Девочка читает книгу.

Какое слово прибавилось в предложении? (Книгу). Сколько стало слов в предложении? (Три).

2. «Составление предложений из трех слов по двум предметным картинкам».

Рассмотрите внимательно картинки. (На доску выставляются две предметные картинки, например: мальчик и рыба). Давайте попробуем составить предложение, подобрав к картинке слово, обозначающее действие:

Мальчик ловит рыбу.

3. «Составление предложений из трех слов каждым ребёнком».

Каждому ребенку раздаётся по одной сюжетной картинке и предлагается самостоятельно составить по ней предложение из трех слов.

4. Физкультминутка:

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем,

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

5. «Усложнение предложений. Составление предложений из четырёх слов с добавлением определения».

А теперь давайте усложним эти предложения. Например: Девочка поливает цветы. Какие цветы? (Красивые)./ или: Какая девочка? (Маленькая).

6. Упражнение «Собери предложение из слов».

А теперь я буду называть вам слова, а вы внимательно их послушайте и соберите из них предложения.

Пример: Мячик, Таня, ловит, большой.– Таня ловит большой мячик.

Свитер, мама, связала, красивый. (Мама связала красивый свитер)

Рыбу, рыбаки, поймали, крупную. (Рыбаки поймали крупную рыбу)

Книжку, Катя, читает, интересную. (Катя читает интересную книжку)

Стрекозу, Рита, увидела, большую. (Рита увидела большую стрекозу)

Булку, Вова, купил, вкусную. (Вова купил вкусную булку)

Карандашами, дети, рисуют, цветными. (Дети рисуют цветными карандашами)

Дерево, буря, сломала, старое. (Буря сломала старое дерево).

IV. Итог:

Вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались. Теперь встанут и пойдут в группу дети с последнего ряда, затем со второго ряда, потом с первого ряда.


Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Знакомство с предложением

Цели:

  1. Закреплять понятия слово.
  2. Учить подбирать слова по ситуативным цепочкам.
  3. Познакомить детей с предложением: показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово.
  4. Формировать связность и четкость высказывания.
  5. Учить составлять схемы предложения.
  6. Анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.

Оборудование: предметные картинки; наборы полосок для составления схем предложений.

Словарная работа: журналист, интервью.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Прежде чем вы пройдете к своим рабочим местам назовите слова-действия, слова признаки, слова-предметы живые и неживые.

Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить.

Игра «Подбери нужные слова»

Логопед: Какими словами можно поприветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, доброе утро...)

Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен, благодарю вас...)

Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший…)

Успокоить? (Не волнуйся, не переживай, все буде хорошо…)

Ребята, вы знаете кто такие журналисты? (Ответы детей.) Журналисты – это люди, работающие на телевидении, радио. Они пишут статьи, берут интервью у людей. Интервью – это когда задают вопрос и на него получают ответ.

Вы бы хотели стать журналистами?(Ответы детей.) тогда этому нужно учиться. Журналисты говорят грамотно, полным предложением, умеют правильно составлять предложения. Вы хотите этому научиться? Я вас приглашаю в школу журналистов.

А сейчас мне нужны мои помощники. (Логопед заранее договорился с детьми.)

Скажите, что делает Полина? (Полина читает книгу.)

Что делает Сережа? (Сережа открывает дверь.)

Диана, Саша, Игорь, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Диана станет словом Полина, Саша – словом читает , а Игорь – словом книгу . Диана скажет свое слово и даст руку Саше. Саша даст руку Игорю и произнесет слово, читает. Какое слово должен сказать Игорь?(Книгу.) Что мы узнали о Полине? (Полина читает книгу.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: читать, книга, Полина. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Полина читает книгу.)

Максим, Маша, Руслан подойдите ко мне. Подружите между собой слова волк, догоняет, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Волк догоняет зайца.)

Проверяем игра « Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.

Логопед: Какое слово первое? (Волк.)

Назовите второе слово.(Догоняет.)

Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.)

Сколько слов в предложении?

Сейчас слово волк уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.)

- «Живые слова» , разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили…(предложение). В предложении все слова…(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Посмотрите на картинку. Где растет дерево? (Дерево растет в лесу.)

Молодцы, ребята. Вы сказали предложение. А сейчас и мы станем деревьями.

Физминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон, два – наклон.

Зашумел листвою клен.

На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.

Логопед: Ребята, обратите внимание на эти полоски. Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголком – начало предложения(заглавную букву.) Короткими полосками мы будем обозначать слова в предложении, их количество. Первая короткая полоска тоже с уголком – она обозначает заглавную букву.

Придумайте предложение со словом малина , а я выложу столько полосок, сколько слов в предложении.

Какое это слово? (Указываю на первую полоску.)

Назовите второе слово, третье слово.

Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова, что обозначает уголок? (Заглавную букву.)

А сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный». Когда я буду называть слова – поднимите короткую полоску, а когда назову предложение – поднимите длинную полоску.

Я думаю, ребята, настало время показать, какими мы стали журналистами.

Ребята – журналисты, задайте вопрос своему товарищу. Следите за тем, чтоб ответы были полными.

Затем дети меняются ролями.

Молодцы, ребята! Вы настоящие журналисты.


Тема: «Составление предложений - полных ответов
на вопросы по тексту»

Цель: формировать умение составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов;
развивать умение распространять предложение;
учить произносить предложения с различной интонацией;
. расширять знания детей о птицах;
развивать слоговый анализ и синтез слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
На доске:
- ЖА - ЧАН
- РАБЛИК - ЛЕНО
- РОБКА - ЗА
- ТИК - РЕНЬ
Рыдают буквы в каждой строчке. - От наших слов - одни кусочки. У всех у нас одно начало И, как назло, оно пропало. Но если вы его найдете, То сразу все слова прочтете.
(Я. Пишумов)
- Догадайтесь, какой одинаковый слог пропущен в этих
словах. Прочитайте слова.
- Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Все слоги слова заканчиваются на гласную. (Кожа. Коза
- Сядет тот, кто назовет слово из трех слогов, в котором
все слоги заканчиваются на гласную. (Колено.)
- Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Последний
согласный слова звучит твердо. (Котик, кочан.)
- Сядет тот, кто назовет слово из двух слогов. Последний
согласный слова звучит мягко. (Корень.)
- Сядет тот, кто произнесет по слогам оставшиеся слова.
(Кораблик, коробка.)
2. Запись числа, темы занятия
3. Игра «Полный ответ»
■■- Назовите птиц. (Учитель-логопед выставляет предмет¬ные картинки (рис. 2): «Утка (дикая)», «Соловей», «Стриж», «Сорока», «Кукушка», «Сова», «Воробей», «Синица», «Дятел», «Журавль», «Лебедь», «Скворец», «Ворона».
- Дайте правильный и полный ответ на мой вопрос? По¬считайте количество слов в предложении.
На какое дерево садится ворона после дождя? (После дождя ворона садится на мокрое дерево.)
Какая птица любит блестящие вещи? (Сорока любит блестящие вещи.)
Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.)
Какая птица охотится ночью?{Сова охотится ночью.)
Какие птицы зимуют в наших краях? (В наших краях зимуют короны, воробьи, сороки, дятлы, синицы.)
Какие птицы улетают зимовать в теплые края? (В теплые края улетают зимовать журавли, лебеди, утки, кукушки, соловьи, скворцы.)
Какую птицу зовут лесным доктором? (Дятла зовут лесным доктором потому, что он спасает деревья от вредных насекомых.)
- Каким был ваш ответ: полным или коротким, кратким?
Объясните свой ответ.
4. физкультминутка «Кто последний?»
- Послушайте предложение. Дополните его одним словом,
перекидывайте мяч друг другу. Выигрывает тот, кто придумает самое последнее слово к предложению и повторит всю
фразу правильно.
Птичка вернулась.
Птичка вернулась весной.
Птичка вернулась ранней весной.
Перелетная птичка вернулась ранней весной
5. Подбор родственных слов по данному образцу.
Словарная работа
- Отгадайте птицу:
[С], потом [Т], потом [Р], потом [И], потом [Ж]. (Стриж.)
- Послушайте родственные слова.
Стриж - стрижиха, стрижонок, стрижата, стрижиный, стрижик, стрижище, стрижоночек.
- Отгадайте загадку.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее {ворона).
Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Ворона».
- Подберите родственные слова к слову ворона:
Ворона - ворон, вороненок, воронята, вороний, воронье, проворонить...
6. Работа со скороговоркой
На доске: ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА
- Прочитайте.
- Что написано? Почему трудно понять?
- Запишите предложение правильно, обозначая начало и
конец предложения.
- Прочитайте записанное предложение с интонацией повествования.
- Прочитайте предложение с интонацией восклицания.
- Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.
7. Работа с текстом «Ворона». Полные ответы на вопросы
Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Ворона»
ВОРОНА
Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у нее обычно серые и черные.
Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.
- Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.)
- Прочитайте. (Читают 1-2 ученика.)
- Что мы прочитали? (Текст.) Объясните свой ответ.
- О ком идет речь в тексте?
- Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложение-ответ.
Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.
- Сколько слов в этом предложении? (б)
- Каким был ваш ответ: полным или кратким?
- Запишите предложение, обозначьте начало и конец предложения (орфографическая диктовка ученика.)


- Где живут вороны? Составьте полный ответ. (Учащиеся самостоятельно составляют полный ответ.)
- Сколько слов в этом предложении? Каким был ваш ответ: полным или кратким?
- Запишите предложение, обозначьте начало и конец предложения (орфографическая диктовка, обратить внимание на постановку знаков препинания.)
- Подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Составьте графическую схему предложения. Обозначьте интонацию конца предложения.
- Пользуясь текстом и своими наблюдениями, устно опишите ворону. (Учитель-логопед редактирует предложения детей.)
8. Итог занятия
- Что вы делали сегодня на занятии?
- Какими были ваши ответы?
- Какой ответ можно считать полным?