» » Индивидуальное занятие по дифференциации звуков, — Путешествие за шишками. Конспект занятия по дифференциации звуков дифференциация свистящих звуков Конспект по дифференциации звуков с ш

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков, — Путешествие за шишками. Конспект занятия по дифференциации звуков дифференциация свистящих звуков Конспект по дифференциации звуков с ш

Цели занятия:

  • уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
  • закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
  • учить различать эти звуки на слух;
  • развивать фонематический слух;
  • повторить родовые отличия имен существительных;
  • повторить категорию числа имен существительных.

I. Орг. Момент

Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шутник.


Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя первого героя? [с]
- С какого звука начинается имя второго героя? [ш]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

II. Основной этап

Уточнение артикуляционных укладов.
- Покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, я зык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.
- Теперь, «пошипим» для Шутника. Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.
- Посмотри на картинку. У наших гостей есть любимое задание – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]. Поставь пальчик на начало путешествия. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.



Работа на уровне слога.

Соня очень любит малину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Соней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по малинкам, напевая песенку.

Шутник очень любит клубнику. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Шутником.

Работа на уровне слова.

Соня и Шустрик очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Шутника со звука [ш].

Какие вещи возьмет себе Шустрик? (шапка, шорты, шары, шуба).
- Какие вещи возьмет себе Соня? (савок, сумка, сапоги, санки).
- Назови картинку, которой мы можем сказать: «Он мой» (савок)
- Назови картинки, которым мы можем сказать: «Она моя» (сумка, шапка, шуба)
- Есть ли здесь картинки, которым мы скажем: «Оно мое»? (нет)
- Каким картинкам мы скажем: «Они мои?» (шорты, санки, шары, сапоги)

Работа на уровне словосочетания.

Наши друзья большие выдумщики. Они любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому слову.
- Шуба какая? (Шуба теплая, шуба большая, шуба мохнатая)
- Шорты какие? (Шорты короткие, шорты удобные, шорты синие)
- Шапка какая? (Шапка какая? (Шапка вязаная, шапка разноцветная, шапка красивая)
- Шары какие? (Шары воздушные, шары лёгкие, шары красивые)
- Сумка какая? (Сумка удобная, сумка вместительная, сумка женская)
Савок какой?

Работа на уровне предложения.

Посмотри на картинки. Их названия очень похожи, будь внимателен. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.
- Придумаем предложения с каждой картинкой. Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш].

III. Итог занятия

С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш]
- Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].
- Выполним последнее задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.

Цель: продолжать учить детей различать на слух и на письме Р и Л в словах и предложениях.

Задачи: 1. Продолжать учить детей выделять отличительные признаки звуков Р и Л;
2. Совершенствовать навык звуко-буквеного анализа;
3. Продолжать учить детей добавлять недостающее по смыслу слово;
4. Упражнять учащихся в делении слов на слоги;
5. Продолжать работу с деформированной фразой;
6. Развивать словесно-логическое мышление.

Лексический материал: слова и предложения со звуками Р и Л .

Оборудование: демонстрационные карточки, предметные картинки, тетради, цветные ручки, мяч.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Логопед: Послушайте имена мальчиков и определите последний звук: Артур, Виктор, Владимир. Выделите первый звук в кличках животных: Лаки, Лэйс, Лора .
Логопед: С какими звуками мы сегодня будем работать?
Логопед: Мы сегодня работаем со звуками Р и Л .

2. Знакомство с темой.
1) Уточнение характеристики звуков Р и Л.
Звук Р какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий.
Звук Л какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий.
2) Уточнение артикуляционных укладов звуков.
Где находится язычок, когда мы произносим Р? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает.
Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Где находится язычок, когда мы произносим Л? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.

3. Словарный диктант.
Логопед: Вот картинки животных. Распределяем их на две группы: в левый столбик со звуком Л (логопед вывешивает на доске карточку с буквой Л), в правый – со звуком Р (логопед вывешивает на доске карточку с буквой Р): лиса, жираф, тигр, слон, зебра, волк, дельфин, корова, лошадь.

В каком столбике картинок больше: в правом или в левом? Записываем слова в левый столбик; в правый. В левом столбике слова с каким звуком? А в правом? Делим слова на слоги. В каких словах один слог? (слон, волк, тигр), два слога (лиса, дельфин, лошадь, жираф, зебра). В каком слове три слога? (корова).

4. Задание «Какая буква пропала?». Логопед вывешивает на доске поочерёдно карточки со словами:
Ко_есо, ха_акте_ , п_акат, в_ево.
Ко_идо_, ап_е_ь , _азме_, п_и_ода.
Гене_а_, зе_ка_о, ба_е_ина, п_охо.
Логопед: Читаем слова, определяем пропавшую букву. Какое слово «лишнее»?
Почему оно лишнее?

5. Игра с мячом «Наоборот».
Логопед: Я говорю слова, вы заменяете Р на Л:
рама – лама, город – голод, рис – лис, игра – игла, жарко – жалко, рак – лак.

6. Физкультминутка.
Руки резко разгибаем и обратно их сгибаем.
Раз-два, раз-два, раз-два, раз, разомнёмся мы сейчас. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Приседаем, раз-два-три, не бездельничай, смотри.
Продолжаем приседать, раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.) Шаг на месте. Ходим строем, чтоб дыханье успокоить. (Ходьба на месте.)
Хоть приятно разминаться, вновь пора нам заниматься. (Дети садятся за парты.)

7. Задание «Подбери словечко».
Логопед: Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова из данных за чертой. Чем последние слова отличаются по звучанию? А по значению?
Дети получают карточки с текстом:
Этот зверь зовётся… . рама
столяр сделал оконную… . лама

…- речное животное лак
В магазине продаётся… . рак
Осторожно шей острой… . игра
Дети увлеклись интересной… . игла
В Африке очень… . жалко
… будить рано малыша. Жарко

8. Задание «Составь предложение из заданных слов».
Логопед: Я говорю слова, вы составляете из них предложение, изменяя их по смыслу: Володя, карандаш, купила, красный, мама.
Укладывать, Рая, в кроватку, кукла, спать.
Запись предложений в тетрадь. Подчеркните одной чертой букву Л, двумя чертами - букву Р.

9. Логопед: Послушайте стихотворение и запомните слова со звуком Р :

Начинается считалка:
На берёзу сели галка,
Две вороны, воробей ,
Три сороки , соловей.
Логопед: Назовите слова, которые вы запомнили.
Логопед: А теперь запомните слова со звуком Л (читает считалку ещё раз).
Слов с каким звуком меньше? Л .

10. Итог занятия. Повторение характеристики звуков Р и Л.
Как мы произносим звук Р (Л)? Какой звук Р (Л)?
Назовите слова со звуком Р, со звуком Л.

«Дифференциация звуков С-Ш»

Тема: «Магазин игрушек»

Цели: 1. Закрепить артикуляцию звуков , упражнять в умении различать звуки с -ш в словах, фразах и предложениях.

2. Формировать фонематический слух и восприятие.

3. Актуализация и пополнение словарного запаса по теме «Игрушки».

4. Совершенствование грамматического строя речи.

5.Формировать навык и умения, согласовывать местоимение и существительное.

6.Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинки с изображением игрушек - полки, зеркало, мяч.

Организационный момент:

1.Загадывание загадок:

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин и заходим

Ответ детей: в магазин.

2. Основная часть:

Сегодня мы с тобой отправимся в магазин игрушек, но для того, чтобы туда попасть, надо правильно и четко проговорить названия игрушек. Для этого требуется выполнить первое задание: артикуляционная гимнастика, сейчас мы вспомним и покажем ее: (Упражнения: «Лягушка», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Фокус»).

3. Посмотри внимательно, перед тобой полки, они пустые, сейчас мы поставим туда игрушки: на 1 – где слышен звук [c], на 2 – где слышен звук [ш] (мишка, слон, машина, пушка, самосвал, матрешка, самолет, солдат)

4. Молодец! А теперь давай про наши игрушки пропоем песенку:

Ши - ши - ши – как игрушки хороши,

Шо - шо - шо – мы играем хорошо,

Си - си - си – ты игрушки в дом неси,

Са - са - са – происходят чудеса.

5. Игра «Исправь ошибки ». Послушай внимательно предложения, найди в них смысловые ошибки и правильно их скажи.

Игрушки купили Соню. Кукла любит играть с Шурой. Саша разбил мяч окном. Машина играла с Семеном.

6..Игра с мячом «Скажи наоборот». Мяч поймай – слоги повторяй.

Са - са - ша ша - ша - са

Сы - ши - сы ши - сы - ши

Ас - ас - аш аш - аш - ас

Ос - ос - ош ош - ош - ос

Ус - уш - ус уш - ус - уш

На полочке нашей смешные игрушки:

Смешные ежи (бег мелкими шажками по кругу),

Смешные лягушки (прыжки),

Смешные медведи (ходят, как медведи),

Смешные олени (руки к голове, пальцы рук раздвинуты),

Смешные моржи (двигаются боком),

Смешные тюлени (бегут боком).

7. Задание, направленное на умение подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью.

Посмотри внимательно на полки с игрушками, назови игрушки, про которые можно сказать: «Он мой…», «Она моя…», «Они мои…».

8.Итог занятия:

С какими звуками мы сегодня занимались?

Вспомни и назови игрушки, в которых есть звуки [c] и [ш]

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»

Цель : дифференциация звуков Р и Л

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;

совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;

понимание предложно-падежных конструкций;

развитие фонематического восприятия;

Коррекционно-развивающие:

развитие внимания, мышления, памяти;

формирование навыков словоизменения;

закрепление умения согласовывать слова в предложении;

развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;

формировать личностные качества, умение работать в коллективе;

формировать навыки самоконтроля.

Ход занятия

    Организационный момент

Л.: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.

Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.

Д.: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.

Л.: Какой первый звук во всех названных словах?

Д.: Звук Л.

Л.: Правильно, а теперь, посмотрите:

Д.: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.

Л.: Какой первый звук во всех этих словах?

Д.: Звук Р.

Л.: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?

2. Основная часть

Л.: Звук Л – гласный или согласный?

Д.: Звук согласный, мы его не можем пропеть.

Л.: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?

Д.: Язычок упирается в верхние зубы.

Л.: А звук Р? Гласный или согласный звук?

Д. ---

Л.: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?

Д.: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.

Л.: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?

Д.: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.

Л.: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!

Первая лужица:

Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р . Два раза – когда услышите звук Л:

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

Перепрыгивайте.

Вторая лужица:

Л.: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.

ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ

Перепрыгивайте.

Третья лужица:

Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.

Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…

Перепрыгивайте.

Четвертая лужица:

Л.: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.

В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...

Перепрыгивайте.

Пятая последняя лужица:

Л.: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.

Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука

Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко

Перепрыгивайте.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на мысочки встать.

В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.

Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.

В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.

Разместим картинки правильно.

Слова: Рыба, Пирог, Топор.

Ласточка, Акула, Стол.

Л.: Всё правильно. А теперь попробуем отгадать загадки.

    Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине)

    Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?

    Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)

    Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)

    Без рук, без ног ползет. (Червяк.)

Л.: Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.

Ватрушка съела старушку.

Рубашка стирает Рому.

Стол поставили на лампу.

На белке сидит ёлка.

Бревно ползет по муравью.

3.Итог занятия.

Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?

Дифференциация звуков С-Ш

Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К) ОУ школа-интернат V вида №13, г.Ижевск
Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ш"
Описание работы: занятие спланировано для ученика 1 класса с диагнозом ОНР 3 уровня у ребенка с дизартрией. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Цель: уточнить умение дифференцировать звуки С-Ш
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закрепление навыков дифференциации звуков и букв С-Ш
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевой выдох, силу голоса
- развивать фонематические процессы
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься

Оборудование: компьютер; аудиозапись «Смешарики»; карточки с артикуляционной гимнастикой; таблицы-опоры для характеристики звуков; счетные палочки; зеркало; ИКТ тренажер «Научи Смешариков различать звуки С-Ш»; картина с паровозом, дудка; мяч, предметные картинки, паровоз с пронумерованными вагонами; карточка с заданием, тетрадь, цветные ручки; смайлики-рефлексия.

Ход занятия

I.Орг. момент
Звучит припев песни «Смешарики»

II. Определение темы и цели занятия
-Тебе понравилась песенка? Сегодня мы отправимся в гости к Смешарикам для того, чтобы научить их различать звуки С и Ш.
- Как ты думаешь, для чего мы должны научить различать их эти звуки?
Ученик
-Чтобы правильно произносить звуки С и Ш, чтобы не путать их в словах.

III. Артикуляционная гимнастика
-Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику

ЛЯГУШКА
Чтоб понравится лягушкам,
Тянем губки прямо к ушкам.
Потяну и перестану
И нисколько не устану.

СЛОНИК
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю

ЛОПАТОЧКА
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
(пя-пя-пя-пя….)

ЧАШЕЧКА
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка

IV. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам
-Произнеси звук С
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции,когда мы произносим звук С.
-Чем отличаются звуки и буквы?
-Верно, звуки мы произносим, а буквы пишем и читаем.
- Выложи палочками букву С
-Произнеси звук Ш
-Расскажи с помощью опоры как работают органы артикуляции, когда произносим звук Ш.
-Выложи с помощью палочек букву Ш.
- Дай характеристику звукам Си Ш по опоре.
В чем сходство и различие звуков С и Ш?

V. Развитие фонематического восприятия.
- Давай поиграем в игру «Поймай звук». Если услышишь звук Ш, то хлопни в ладоши, если звук С – топни.
- Шапка, носки, шишка, сосна, кувшин, санки, Нюша, слон, сон, шутка, шалаш, коса
- Перечисли все слова, которые я называла
-Молодец!

VI. Дифференциация звуков С и Ш в словах. (Тренажер «Научи Смешариков различать звуки С и Ш)
- Помоги Смешарикам рассадить животных по вагонам
В один вагон надо рассадить всех животных в названии которых есть звук Ш, в другой вагон всех животных в названии которых есть звук С
- Молодец, правильно рассадил всех.

VII.Развитие просодической стороны речи (речевого выдоха, силы голоса)

Можно отправляться в путь – дорогу
- Возьми дудочку и очень громко прогуди несколько раз, оповещая всех, что паровоз отправляется (ребенок делает глубокий вдох через нос и выдох через рот в дудочку)

Погуди как паровоз, который отъехал очень далеко
(тихо произносит - ту-ту…)
-погуди как паровоз, который на середине пути
(произносит нормальной силой голоса - ту – ту…)
- Теперь, как паровоз, который подъезжает совсем близко.
(громко произносит – ту-ту…)

VIII.Развитие навыков звукобуквенного анализа.
- Пока наш паровоз едет, открой свою тетрадь. В ней – две картинки.
- Покажи где мишка?
-Где миска
-Назови первую; вторую картинки
-Скажи, похожи ли слова?
- Что обозначает первое, что второе слово?
- Обозначь звуки цветными кружками к этим словам.
- Можно ли путать звуки и буквы?
- Что произойдет если мы будем путать звуки и буквы?

IX.Динамическая пауза. Игра с мячом.

-Поиграем с мячом.
- Замени в словах звуки С-Ш (перекидывают мяч друг другу)
Усы-…, крыса-…, нос-…, сок-…,каска-…,маска-…, сутки-…,брось-…,солить-…, вас-….
(Уши, крыша, нож, шок, кашка, Машка, шутки, брошь, шалить, ваш).

X. Развитие навыков слогового анализа.

Отгадай название животного на карточке и посади картинку с названием этого животного в свой вагон. В первом вагоне едут животные в названии которых один слог, во втором-2 слога, в третьем вагоне едут животные в названиях которых 3 слога.

Ученик на карточке вставляет пропущенные буквы в словах, выбирает соответствующую предметную картинку и рассаживает по вагонам.
В 1 вагон-слон, еж, мышь.
Во 2 вагон - лиса, мишка, сова.
В 3 – барашек, петушок, лошадка.

Молодец. Ты справился с заданием.

XI.Подбор признаков и действий на звуки С-Ш к предмету.
-Расскажи о каждом животном из тех, которых ты рассадил по вагонам как я.
Слон (какой?) большой, статный, шикарный, добродушный, сильный.
(что делает?) стоит, ест, дышит, наступает, спит
-Мышь какая?
Ученик:
- Шустрая, смелая, слабая, серая, смешная, маленькая…
Логопед:
-Что делает?
Ученик:
- Шуршит, скребет, смешит, крошит, прячется…
Логопед спрашивает о признаках и действиях всех животных, задает стимулирующие вопросы при затруднениях.

XII.Итог занятия
- Как ты думаешь, Смешарики научились различать звуки С и Ш?
- Как ты им в этом помог?
- Для чего нужно различать эти звуки?
- А что тебе понравилось больше всего на занятии?
-А что было труднее всего?
-Покажи, каким символом ты оценишь свои знания, которыми ты поделился со Смешариками?
- Молодец, ты очень старался!

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-го класса c ОНР III уровня речевого р