» » Временные автомобильные дороги и подъездные пути. Виды, конструктивные особенности и порядок проектирования временных дорог. Расчёт потребности в автотранспорте. Проектирование временных дорог на стройгенплане Временные дороги на стройплощадке

Временные автомобильные дороги и подъездные пути. Виды, конструктивные особенности и порядок проектирования временных дорог. Расчёт потребности в автотранспорте. Проектирование временных дорог на стройгенплане Временные дороги на стройплощадке

На строительных площадках в качестве временных дорог используют автомобильные и железные дороги нормальной и узкой колеи. Строительство временных железных дорог выполняют специализированные организации, строительство автомобильных дорог ведут, как правило, общестроительные организации.

При трассировке дорог следует обеспечить подъезд транспорта в зону действия кранов, подъемников, к складам, площадкам укрупнительной сборки, мастерским, механизированным установкам и т.д. Необходимо максимально использовать существующие и проектируемые дороги.

Проектировать временные автодороги следует в соответствии со СНиП 12-03-2001. К основным параметрам временных автодорог относятся: число полос движения, ширина полотна и проезжей части, радиусы закруглений, расчетная видимость, наибольший продольный уклон. Все эти параметры определяют в соответствии с требованиями СНиП.

Зоны дороги, находящиеся в пределах зоны монтажа или перемещения груза, являются опасными. На стройгенплане эти участки дорог выделяют двойной штриховкой, а в процессе строительства принимают меры по обеспечению безопасности людей и транспорта, находящихся в пределах опасных зон. К дополнительным условиям, обеспечивающим безопасность движения на стройплощадке, относятся ограничение скорости, запрещение въезда и другие условия, регламентируемые правилами дорожного движения и согласованные с ГИБДД и МВД.

При определении конструкции покрытия временных автодорог и расхода материально-технических ресурсов для их устройства необходимо руководствоваться указаниями СНиП.

Автодорога строительства включают в себя подъездные пути, соединяющие строительную площадку с общей сетью автомобильных дорог, и внутрипостроечные дороги, по которым перевозят грузы внутри площадки. Подъездные пути, как правило, выполняют постоянными, а внутрипостроечные дорога - временными. Эти проезды прокладывают до начала возведения основных объектов.

Дороги на строительных площадках могут быть тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть устроены разворотные площадки, а в средней части при необходимости - разъезды. Исходя из нормативных габаритных размеров автомобиля (прямоугольник шириной 2,5 и высотой 3,8 м) ширину проезжей части автомобильной дороги при однополосном движении принимают не менее 3,5 м, а при двух полосном движении - 6,0 м. Если дорога запроектирована однополосной, то в предполагаемых местах разгрузки транспорта должны быть предусмотрены уширения, составляющие с общей шириной дороги не менее 6 м.

При использовании тяжелых машин грузоподъемностью 25-30 т и более ширина проезжей части увеличивается до 8 м.


Радиус закругления дорог диктуется возможностью маневрирования отдельных машин и автопоездов. Обычно минимальный радиус закругления принимают 15 м, в этом месте увеличивают ширину проезжей части - при ширине дороги 3,5 м на закруглении она составит 5 м, наибольший уклон - 0,08.

Конструктивно автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для отвода поверхностных вод на прямых участках пути дороге придается двускатный уклон, а на криволинейных - односкатный.

Дорожная одежда состоит из нескольких слоев - подстилающего песчаного слоя, несущего основания (щебеночное, бетонное, железобетонное) и покрытия. Для сокращения расходов на строительной площадке целесообразно устраивать будущие постоянные дороги без верхнего покрытия. Еще эффективнее уложить по песчаному основанию временное покрытие из железобетонных дорожных плит. Основное покрытие в этом случае следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.

В качестве железобетонных дорожных плит применяют плиты; прямоугольной и клиновидной форм. Прямоугольные дорожные плиты (длиной 2,5-3,0 м, шириной 1,0-1,5 м, толщиной 0,14-0,22 м и массой 0,63-1,8 т) просты в устройстве, пригодны для эксплуатации сразу же после их укладки в любое время года и при любой погоде.

Затраты на устройство, ремонт и содержание таких дорог в условиях типичной для строек интенсивности движения обычно окупаются за 1,5-2,0 года. Сборно-разборные плиты являются собственностью строительной организации и могут быть многократно ею использованы.

Устройство временных дорог проводится с целью обеспечения подъезда на строительные площадки, либо в случаях, когда основная дорога закрыта для движения гражданского автотранспорта на ремонтно-строительные работы. Эти дороги могут быть как грунтовые, так и состоять из облегченной дорожной конструкции с применением таких материалов как песок, щебень, асфальтобетон, цементобетон, сборный железобетон.

Одним из обязательных условий строительства нового объекта в Москве и московской области, если на строительной площадке еще не создана собственная дорожная инфраструктура, необходимая для доставки строительной техники и материалов, являются временные дороги. Этот этап еще не подразумевает устройство полноценного дорожного полотна, поэтому выход из ситуации - временный подъездной путь. Такая дорога имеет короткий эксплуатационный срок в сравнении с капитальной дорогой, т.к. при ее строительстве, применяется низкокачественный материал и строительные отходы. К примеру асфальтовая крошка, бетонный или кирпичный бой. Однако, этого срока службы вполне хватает для завершения строительства и прокладки капитальной дороги.
Временная дорога также нужна для подъезда к строительным объектам в заболоченных или труднодоступных местах, к местам добычи или разведки полезных ископаемых, к лесозаготовкам. В этом случае могут применяться ленточные покрытия или разборно-сборные конструкции из дорожных плит.

Временные дороги строят на время строительства, но очень часто временная дорога используется продолжительное время после окончания работ, поэтому к строительству временной дороги нужно отнестись более серьезно. Также нужно рассматривать возможность устройства постоянной дороги на основании временной.

При строительстве временных дорог в городской черте или не сложных условиях подъезда к стройплощадке, с целью уменьшения цены на строительство временной подъездной дороги, без ущерба для качества могут применяться строительные отходы: кирпичный бой или асфальтная крошка. Крошку используют как материал для отсыпки и укрепления дороги, а кирпичный бой удобен для укрепления грунта заболоченных участков и имеет невысокую стоимость, зачастую можно найти даром.

Как правило, временную дорогу строят однополосной, с разъездами, а конструкция определяется в зависимости от условий местности и нагрузки на дорожное полотно. Место временного подъезда выбирается с расчетом того, чтобы к любой точке строительства в любые погодные условия и любое года по дороге могли проехать большегрузные транспортные средства.

Цены на строительство временных дорог

1. Строительство временных дорог из плит цена

1.1 Снятие верхнего слоя, устройство дорожного корыта

1.2. Устройство песчаного основания

1.3. Трамбовка виброкатком

1.4. Укладка дорожных плит ПДП 3х1,75

Примерная смета на устройство дороги из плит ПАГ:

Наименование работ Ед. изм Цена за единицу Количество Цена за кв.м
1. Разработка дорожного корыта куб.м 400 0,2 80
2. Устройство основания из песка куб.м 1200 0,2 220
4. Устройство покрытия из новых дорожных плит ПДП 3х1,75 (с доставкой) кв.м 1550 1 1550
Итого:

1850

2. Строительство временных дорог на стройплощадке

3. Строительство дорог из кирпичного боя фр. 40-100

Пример устройства временной дороги из кирпичного боя:

3.1. Снятие плодородного слоя, устройство корыта

3.2. Отсыпка крупным щебнем (можно заменить вторичным щебнем, боем кирпича)

3.3. Вибротрамбовка катком

Примерная смета:

4. Строительство временной дороги с покрытием из щебня и основанием из песка

4.1. Снятие плодородного слоя, устройство корыта

4.2. Устройство песчаного основания

4.3. Вибротрамбовка песка

4.4. Отсыпка нижнего слоя дороги из крупного щебня

4.5. Утрамбовка для прочности основания

4.6. Устройство верхнего слоя из мелкого щебня

4.7. Вибротрамбовка катком щебня

Примерная смета на устройство временной дороги из щебня:

Наименование работ Ед. изм Цена за единицу Количество Цена за кв.м
1. Разработка дорожного корыта куб.м 400 0,2 80
2. Устройство песчаного основания куб.м 1200 0,1 120
3. Устройство основания из щебня известнякового фр. 40-70 с клинцеванием куб.м 2200 0,12 264
4. Устройство покрытия из щебня известнякового фр. 20-40 с клинцеванием куб.м 2200 0,08 176
Итого:

640

5. Строительство дороги из асфальтовой крошки от 200 рублей за кв.м

Также при строительстве временных дорог широко используются дорожные железобетонные плиты, позволяющие почти в два раза сократить сроки на строительство подъездов и обеспечить их долговечность и надежность. Эти дороги выдерживают тяжолые нагрузки даже при нарушении условий эксплуатации. Кроме того дорожные плиты из железобетонаможно использовать повторно без ухудшения эксплуатационных качеств дорожного полотна. Применение дорожных плит из бетона можно неоднократно демонтировать и устанавливать на новом месте, делает их использование очень выгодным с экономической точки зрения. Для их монтажа и последующего демонтажа не требуются большие ресурсы и временные затраты: бригада в составе 4 человек, бульдозер и подъемный кран за короткий промежуток времени выполнят эти дорожные работы. После укладки, эксплуатационные свойства плиты сохраняются и строительство временных дорог можно начинать на новом месте сразу же после их демонтажа. Дорожные плиты армированы стальной арматурой и изготовлены из марок тяжелых бетонов. И поэтому после нескольких лет эксплуатации сохраняется сопротивляемость изгибу, твердость и прочность дорожной плиты. Устройство временных дорог решает множество строительных проблем.

Виды дорожных работ оказываемых нашей дорожно - строительной организацией:

Устройство временных дорог из всех возможных материалов
- Асфальтирование дорог, площадок, складов, тротуаров и др.
- Строительство дорог в садовых и гаражных кооперативах, на территориях предприятий.
- Устройство дорог, площадок из щебня, отсева, асфальтной крошки.
- Установка дорожных бортов и поребриков.
- Ямочный ремонт дорог.
- Укладка тротуарной плитки (ФЕМ). Гибкая система скидок!

Временные дороги. Для внутрипостроечных перевозок пользуются в основном авто­мобильным транспортом.

Строительная площадка должна иметь удобные подъезды и внутрипостроечные дороги для осуществления бесперебойного подвоза материалов, машин и оборудования в течение всего строительства в любое время года и при любой погоде. Особое значение дороги приобретают в условиях поточного строительства при монтаже зданий по часовым графикам. В этих случаях от своевременного устройства и качества выполнения подъездов в решающей мере зависит весь ход работ.

Постоянные дороги сооружаются в период после окончания вертикальной планировки территории, устройства дренажей, водостоков и других инженерных коммуникаций. Исключение могут составлять коммуникации мелкого заложения: кабели наружного освещения, телефонизации, диспетчеризации и т. п. До начала дорожных работ необходимо выполнить работы по вертикальной планировке с таким расчетом, чтобы обеспечить защиту земляного полотна от разрушения. Постоянные подъезды часто полностью не обеспечивают строительство из-за несовпадения трассировки и габаритов. В этих случаях устраивают временные дороги.

Временные дороги строят одновременно с теми постоянными дорогами, которые предназначены для построечного транспорта: они составляют единую транспортную сеть, обеспечивающую сквозную , кольцевую или тупиковую схему движения. Временные дороги – самая дорогая часть временных сооружений (даже при полном и своевременном устройстве постоянных проездов на сооружение временных дорог затрачивается около 1%, а с учетом стоимости ремонта постоянных дорог – до 2% от полной сметной стоимости строительства). Поэтому снижение стоимости построечных дорог является важной задачей при проектировании СГП.

Строительство постоянных и временных дорог должно осуществляться в порядке очередности, предусмотренной графиками. К моменту начала работ по сооружению подземных частей зданий подъезды к ним должны быть готовы.

Проектирование построечных автодорог. Проектирование построечных автодорог в составе СГП ведут в определенной последовательности:

1. Разработка схемы движения транспорта и расположение дорог в плане;

2. Определение параметров дорог;

3.Установление опасных зон;

4. Определение дополнительных условий;

5. Назначение конструкции дорог;

6. Расчет объемов работ и необходимых ресурсов.

Схема движения транспорта и расположения дорог в плане должна обеспечить подъезд в зону действия монтажных и погрузочно-разгрузочных механизмов, к средствам вертикального транспорта, площадкам укрупнительной сборки, складам, мастерским, механизированным установкам, бытовым помещениям и т. п. При разработке схемы движения автотранспорта максимально используют существующие и проектируемые дороги. Построечные дороги должны быть кольцевыми, на тупиковых подъездах устраивают разъездные и разворотные площадки. Такие площадки предусматривают на незакольцованных участках постоянных существующих и проектируемых дорог. По мере ввода объекта в эксплуатацию схема движения транспорта пересматривается с тем, чтобы не допустить движения строительного транспорта через заселенную часть жилого квартала или действующее предприятие.



При трассировке дорог должны соблюдаться минимальные расстояния, м:

Между дорогой и складской площадкой – 0,5... 1,0;

Между дорогой и подкрановыми путями – 6,5... 12,5 (это расстояние принимают исходя из величины вылета стрелы крана и рационального взаимного раз­мещения крана – склада – дороги);

Между дорогой и осью железнодорожных путей – 3,75 (для нормальной колеи) и 3,0 (для узкой колеи);

Между дорогой и забором, ограждающим строительную площадку, – не менее 1,5;

Между дорогой и бровкой траншеи исходя из свойств грунта и глубины траншей при нормативной глубине заложения для суглинистых грунтов – 0,5...0,75, а для песчаных – 1,0...1,5.

Недопустимо размещение временных дорог над подземными сетями и в непосредственной близости к проложенным и подлежащим прокладке подземным коммуникациям, так как это ведет к осадке грунта откосов или засыпке и деформации дорог. Если проект предусматривает параллельное расположение временных дорог и коммуникаций, то рекомендуется в первую очередь устраивать временные дороги с целью их использования при доставке материалов и изделий для работ по прокладке сетей.



На СГП должны быть четко отмечены соответствующими условными знаками и надписями въезды (выезды) транспорта, направление движения, развороты, разъезды, стоянки при разгрузке, привязочные размеры, а также указаны места установки знаков, обеспечивающих рациональное и безопасное использование транспорта. Все эти элементы должны иметь привязочные размеры.

Параметрами временных дорог являются число полос движения, ширина полотна и проезжей части, радиусы закругления, расчетная видимость .

Ширину проезжей части транзитных дорог принимают с учетом размеров плит:

Однополосных – 3,5 м,

Двухполосных с уширениями для стоянки машин при разгрузке – 6,0 м. При использовании тяжелых машин грузоподъемностью 25...30 т и более (МАЗ-525, БелАЗ-540 и т. п.) ширина проезжей части увеличивается до 8 м.

В процессе проектирования СГП ширина постоянных дорог должна быть проверена и, в случае необходимости, увеличена инвентарными плитами. На участках дорог, где организовано одностороннее движение по кольцу в пределах видимости, но не менее чем через 100 м, устраивают площадки шириной 6 м и длиной 12... 18 м. Такие же площадки выполняют в зоне разгрузки материалов при любой схеме движения автотранспорта.

Радиусы закругления дорог определяют исходя из маневровых свойств автомашин и автопоездов, т. е. их поворотоспособности при движении вперед без применения заднего хода. Недостаточный внешний радиус закругления (R = 6...8 м) приводит к разрушению проездов на поворотах. Такие закругления достаточны, когда применяются автомашины без прицепов. Современное строительство обслуживается крупногабаритными транспортными средствами: панеле- и трубовозами, специальными тягачами для перевозки кранов. Так, автомобильные поезда на базе автомобилей МАЗ и ЗИЛ имеют грузоподъемность 12...25...30 т и длину 9... 15 м.

Ряд машин без прицепов, как, например, ЯАЗ-210, имеют по две задние оси, вследствие чего их длина увеличивается до 9... 10 м. Принятые в постоянных внутриквартальных дорогах радиусы кривых недостаточны и должны быть увеличены.

Минимальный радиус закругления для строительных проездов 12 м. Но при этом радиусе ширина проездов в 3,5 м недостаточна для движения автомобильных поездов, и поэтому проезды в пределах кривых (габаритных коридоров) необходимо уширять до 5 м (рис. 15).

Рисунок 15. Схема уширения дороги при повороте под углом 90 °

Расчетная видимость по направлению движения для однополосных дорог должна быть не менее 50 м, а боковая (на перекрестке) –35 м.

Опасные зоны дорог устанавливают в соответствии с нормами по охране труда. Опасной зоной дороги считается та ее часть, которая попадает в пределы зоны перемещения груза или зоны монтажа. На СГП эти участки дорог выделяют двойной штриховкой. Сквозной проезд транспорта через эти участки запрещен, и на СГП после нанесения опасной зоны дороги следует запроектировать объездные пути.

Дополнительные условия при разработке построечных дорог направлены на обеспечение безопасных условий движения на дорогах, примыкающих к строительству, и въезде (выезде) на площадки, а также на рациональное использование транспорта внутри площадки. В первом случае это обозначение соответствующими указателями в натуре и на чертеже СГП въезда (выезда) на объект, ограничение скорости, местное сужение дороги и т. п. При согласовании СГП часть проектных решений проверяется отделами безопасности движения местных органов МВД.

Строительные организации устанавливают специальные указатели проездов от основных магистралей к местам разгрузки, обозначая на указателях наименование соответствующего объекта (участка) и место нахождения приемщика груза.

Конструкции построечных автодорог . Конструкции временных автодорог в зависимости от конкретных условий могут быть следующих типов:

Естественные грунтовые профилированные;

Грунтовые улучшенной конструкции;

С твердым покрытием;

Из сборных железобетонных инвентарных плит.

Выбор того или иного типа дороги зависит от интенсивности движения, типа и массы машин, несущей способности грунта и гидрогеологических условий и определяется в конечном счете экономическим расчетом.

Рисунок 16. Разрез построечной грунтовой профилированной дороги

Грунтовые профилированные дороги (рис. 16) устраивают при небольшой интенсивности движения (до 3 автомашин в час в одном направлении) в бла­гоприятных грунтовых и гидрогеологических условиях. Применяют такие дороги в линейном строительстве: при сооружении трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), для небольших рассредоточенных объектов в сельском и гражданском строительстве. Профилирование проезжей части производят для отвода воды при осадках и таянии снега. Поперечный уклон (40...60 %) выполняют при помощи автогрейдера. Грунтовые дороги могут быть построены в самые короткие сроки и с наименьшей стоимостью. Прочность их зависит от состава грунта – соотношения песчано-гравийной и глинистой частей.

Грунтовые дороги , испытывающие большие нагрузки или находящиеся в менее благоприятных условиях, укрепляют гравием, шлаком, оптимальной песчано-гравийно-глинистой смесью, обжигом глины, добавкой торфа, вяжущими (черными) и цементом . Отсыпку гравия или других добавок производят с устройством или без устройства корыта одним-двумя слоями с последующим уплотнением катком. При укреплении грунта черными вяжущими осуществляют перемешивание грунта основания с вяжущими на месте работ или в заводских условиях. В последнем случае получают грунтоасфальт. Стабилизация грунтов цементом дает хорошие результаты в песчаных и супесчаных грунтах.

Распространенный способ укрепления дорог в глинистых грунтах состоит из ряда последовательно выполняемых операций: послойного вспахивания дорог, придания им необходимых уклонов, отсыпки песка слоем 4...5 см, смешивания глины с песком с помощью дисковой бороны, повторного профилирования и укатки. Такой цикл работ проводят от двух до четырех раз. На слабых грунтах, болотах и других подобных случаях устраивают фашинные выстилки (фашины – связки прутьев), сплошной поперечный настил или колейное покрытие из брусьев, лежней и т. п.

Временные дороги из булыжного камня не устраивают ввиду их большой трудоемкости. Чаще делают временные дороги из щебня фракцией до 70 мм .

Построечные временные дороги под установленную нагрузку 12 т на ось лучше всего сооружать из сборных железобетонных плит . Плиты укладывают на песчаную постель. Попытка экономии за счет толщины подстилающего слоя приводит к большим убыткам из-за полом­ки дорожных плит, нарушению движения транспорта и трудностям при съеме плит по окончании строительства. Толщина слоя песка зависит от группы грунтов земляного полотна и степени увлажнения и назначается порядка 10...25 см.

Необходимо обеспечить местный водоотвод поверхностной воды от временных дорог путем создания уклонов при профилировании земляного полотна, устройства лотков и т. п.

Обычно применяют железобетонные плиты с ненапряженным ар­мированием толщиной 16... 18 см. Эти плиты при большом расходе арматуры фактически имеют одно-двукратную оборачиваемость вместо преду­смотренной в сметах пяти-шестикратной, что сказывается на стоимости СМР. Значительно лучшими качествами обладают предварительно напряженные железобетонные плиты. Хотя они несколько дороже, но благодаря их трех – четырехкратной оборачиваемости достигается более высокая эффективность.

Сохранности и качеству автодорог из сборных плит в значительной мере способствуют сварка или скрутка катанкой плит между собой. Это особенно важно, когда на объекте используются гусеничные машины.

При поперечном пересечении подземных сетей траншеи под дорогой должны засыпаться на всю глубину песком. Если это условие не может быть выполнено, следует пройти место пересечения с определенным подъемом, величина которого должна быть пропорциональна коэффициенту разрыхления грунта 3. По мере уплотнения грунта этот участок дороги в продольном направлении примет горизонтальное поло­жение. Соединение плит 1 между собой в этих местах совершенно необ­ходимо. Все эти дополнительные работы требуют незначительных затрат и окупают себя. На последней стадии оборачиваемости целесообразно уложить плиты в постоянную дорогу как основание под асфальтобетонное покрытие.


1 – железобетонные плиты; 2 – песок; 3 – грунт

Рисунок. 17. Продольный разрез временной дороги из плит в месте пересечения траншеи, засыпанной грунтом

Расчет объемов работ и ресурсов, необходимых для устройства временных дорог, производят в пояснительной записке. В экспликацию СГП записывают отдельными позициями объемы временных дорог по каждому виду.

Схемы движения средств транспорта и механизмов.

Для выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ, передвижения строительных машин, выполняющих различные строительные процессы, проектируют схемы их движения и временные дороги.

Различают временные автотранспортные дороги и дороги для самоходных строительных кранов. В отдельных случаях их назначение совпадает.

Основная схема временных дорог на строительной площадке, создаваемой в подготовительный период, сохраняется до конца завершающего цикла основного периода, когда появляются новые дороги, выполненные по постоянной схеме проекта здания.

На определенных этапах работ могут устраиваться отдельные ответвления для подъезда к новым площадкам – складским, установленного оборудования, к подъемникам и т.д.

Изменения находят отражение на стройгенплане или тех. картах(схемах)

производства отдельных видов работ.

Въезды – выезды на строительную площадку от магистральных дорог предусматривают по схеме постоянных дорог.

Дороги по схеме временных дорог строят за счет себестоимости строительно-монтажных работ (в ущерб себестоимости), поэтому их протяженность, расположение, ширина, конструкция, применяемые материалы, возможность повторного использования является важнейшими составляющими при определении минимальных затрат.

Характер расположения временных дорог определяется планировочными и конструктивными решениями зданий. См рек. 8.17

При строительстве одноэтажных зданий временные дороги устраивают с одной стороны здания, с двух сторон и вокруг здания

При ширине возводимого здания до 18 м, дорогу целесообразно предусматривать с одной стороны, следовательно, она может быть тупиковой.

Здесь предусматривается разворотная площадка не менее 12×12 м. или петля.

При большей стороне здания (более 100 м) строят кольцевые дороги, а расположение с двух сторон - при промежуточных значениях ширины здания.

При строительстве промышленных зданий, кроме общеплощадочных дорог, устраивают дороги вдоль пролетов внутри здания

Ширина дорог зависит от интенсивности грузопотоков, направлений движения (количества полос)

Одностороннее – 3,5 м

Двухстороннее – 6 м

Они могут иметь уширения не менее 3 м для разъезда и разгрузки материалов и конструкций. Длина таких участков от 15 до 45 м

Радиусы закругления временных дорог принимаются для транспортных средств без прицепов – 9 м, с прицепами – от 12 до 18м.

Для перевозки некоторых башенных кранов радиусы поворота этих дорог могут иметь еще большую величину.

Расстояние от дороги до забора или складов принимается не менее 1,5 м.



Разгрузочные площадки для автотранспорта располагают в зоне, обслуживаемой краном.

Временные внутриплощадочные дороги могут быть грунтовыми, щебе­ночными или из сборных железобетонных плит (сплошные или колейные). Выбор типа зависит от характеристики грунта на стройплощадке. Грунто­вые дороги выполняются при плотных грунтах и, в случае необходимости, уплотняются щебнем. На более слабых грунтах устраиваются дороги из щебня, на слабонесущих грунтах из сборных железобетонных плит. Дороги колейного типа выполняются с шириной колеи не менее 0,6 м

Рассмотрим временные дороги для автотранспорта из железобетонных плит

Тупиковая дорога с разворотной площадкой

Уширение дороги для стоянки автотранспорта

Схемы поворота из плит 6× 1,75 м и 3× 1,75

Рисунок - Виды временных дорог:

А - грунтовая, Б - щебеночная, В - сплошная из железобетонных плит, Г - колейная из сборных железобетонных плит, 1 - щебень, 2 - сборные железобетонные плиты

В целях снижения затрат на временные сооружения, при разработке стройгенплана, по возможности следует располагать временные грунтовые и щебеночные дороги в местах запроектированных постоянных дорог.

Исходными данными для проектирования временных дорог под самоходные

стреловые краны являются:

· Схема движения крана

· Тип крана

· Нагрузки, создаваемые краном

· Технические (лабораторные) заключения о грунтах под дорогой

· Технические характеристики сборных железобетонных плит или других изделий(материалов), которые используются в качестве основания дорог

· Период года

· Продолжительность эксплуатации

Конструкцию временных дорог для строительных кранов определяют расчетом несущей способности грунтов. Для кранов автомобильных, пневмоколесных и на спец. шасси определяют величину напряжения в грунте под выносной опорой крана, которую сравнивают с допускаемой для грунта данной дороги.

При грузоподъемности самоходных стреловых кранов 50 т и более необходима проверка расчетом не только несущей способности грунтов, но и расчет сборных железобетонных плит на изгиб, т.к. нагрузка на каждую опору может превышать 800 кН.

Для проверки несущей способности грунта под гусеницами крана принимают расчетную схему, когда монтаж производится при стреле, расположенной поперек гусениц крана.

На стройгенплане наносится –

· Схема дорог с указанием размеров, радиусов поворота, направления движения, въезда-выезда, типа покрытия, мест очистки и мойки колес, места установки схемы движения транспорта.

Дороги, на строительной площадке требуют ежедневной чистки, а автотранспорт перед каждым выездом на постоянные дороги- не только чистки, но и мойки.

Правилами охраны природной среды после мойки грязная вода перед тем, как будет спущена в водостоки, д.б. очищена.

Для решения указанных задач у выезда со стройплощадки автомобильный транспорт проходит мойку на специально построенных площадках с устройством очистных сооружений.

Очистные сооружения для мойки машин применяют двух типов – подземные – из железобетона

И надземные – металлические

Стенд со схемой движения транспорта размещают у входа на строительную площадку. На щите показан план строительной площадки с

Нанесенными строящимися зданиями, открытыми и закрытыми складами, временными и постоянными дорогами, направлениями движения транспорта, пожарными гидрантами и др.

Действующие и временные

подземные, надземные и воздушные сети и коммуникации

Действующие инженерные сети выявляют на генплагне и геоподснове строительной площадки. Их рассматривают в двух аспектах:

перекладываемые и остающиеся на строительной площадке на весь основной период возведения здания или до окончания строительства инженерных сооружений их замещающих, после чего их разбирают.

Перекладка постоянных инженерных сетей производится в подготовительный период, поэтому их показывают только на стройгенплане подготовительного периода.

Так как действующие подземные коммуникации оказывают влияние на принятие определенных решений при проектировании технологии производства работ необходим их учет при составлении-

· Схем проектирования автотранспортных дорог

· Проектировании рельсовых путей

· Дорог для самоходных стреловых кранов и т.д

Работа грузоподъемных машин в охранной зоне ЛЭП

Большое ограничение оказывают воздушные линии электропередач, которые вводят жесткие ограничения в технологию производства работ за счет образования зон постоянно действующих опасных производственных факторов. Размеры этих зон зависят от напряжения в линии электропередач и составляют от 1,5 – 9 м в каждую сторону от проводов

7.1. Строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных машин в охранной зоне действующей линии электропередачи напряжением более 42 вольт следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряд-допуска (приложение 2) на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов, выданного непосредственному руководителю работ, и наряд-допусков (приложение 3) на производство работ грузоподъемными машинами вблизи воздушной линии электропередачи, выданного крановщику (оператору, машинисту). При установке грузоподъемных машин в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.

7.2. Охранная зона вдоль воздушной линии электропередачи согласно ГОСТ 12.1.051-90 устанавливается в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии от крайних проводов по горизонтали, указанном в таблице 4 и представленном на рисунке 28.

Таблица 4 - Охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи

Расстояние, м
минимальное
До 1 1,5 1,5
Свыше 1 до 20 2,0 2,0
Свыше 20 до 35 2,0 2,0
Свыше 35 до 110 3,0 4,0
Свыше 110 до 220 4,0 5,0
Свыше 220 до 400 5,0 7,0
Свыше 400 до 750 9,0 10,0
Свыше 750 до 1150 10,0 11,0

Участок опасной зоны ЛЭП, в которой запрещается работа грузоподъемных машин, но допускается передвижение крана поперек ЛЭП.

Участок опасной зоны ЛЭП, в которой запрещается во всех случаях работа грузоподъемных машин, нахождение людей и конструкций крана при передвижении без отключения напряжения.

Граница охранной зоны ЛЭП (см. таблицу 4);

Граница опасной зоны ЛЭП (см. таблицу 5).

Рисунок 28 - Работа грузоподъемных кранов в охранной зоне ЛЭП

Таблица 5 - Границы опасных зон

Напряжение, кВ Расстояние от людей, применяемых ими инструментов, приспособлений и временных ограждений, м Расстояния от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении, от стропов, грузозахватных приспособлений и грузов, м
До 1 На ВЛ 0,6 1,0
В остальных электроустановках Не нормируется (без прикосновения) 1,0
1-35 0,6 1,0
60, 110 1,0 1,5
1,5 2,0
2,0 2,5
2,5 3,5
400, 500 3,5 4,5
5,0 6,0
800 (постоянный ток) 3,5 4,5
8,0 10,0

7.3. Охранная зона вдоль подземных кабельных линий электропередачи устанавливается в виде участка земли, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии по горизонтали 1 м от крайних кабелей.

7.4. Опасной зоной вдоль воздушной линии электропередачи, в которой действует опасность поражения электрическим током, является пространство, заключенное между вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних проводов, находящихся под напряжением, на соответствующем расстоянии. Границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током, устанавливается СНиП 12-03-2001 (приложение 4) в размерах, указанных в таблице 5.

7.5. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:

а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до ближайшего провода находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного в таблице 6.

б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, заземляются при помощи инвентарного переносного заземления.

Таблица 6 - Допустимые расстояния при работе машин в охранной зоне ЛЭП, находящейся под напряжением

Напряжение воздушной линии, кВ Расстояние, м
минимальное минимально измеряемое техническими средствами
До 1 1,5 1,5
Свыше 1 до 20 2,0 2,0
Свыше 20 до 35 2,0 2,0
Свыше 35 до 110 3,0 4,0
Свыше 110 до 220 4,0 5,0
Свыше 220 до 400 5,0 7,0
Свыше 400 до 750 9,0 10,0
Свыше 750 до 1150 10,0 11,0

7.6. На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, выдается наряд-допуск согласно форме приложения 2.

Наряд-допуск выдается непосредственному руководителю работ (мастеру, бригадиру и т.п.) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Перед началом работ руководитель работы обязан ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде-допуске.

7.7. При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

7.8. Производство работ грузоподъемными машинами на расстоянии менее 30 м от их подъемной выдвижной части в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, производится по нарядам-допускам согласно приложению В, выдаваемым крановщику (оператору, машинисту) и определяющему безопасные условия работы.

7.9. Условия работы грузоподъемных машин в охранной зоне ЛЭП или ближе 30 м от крайних проводов разрабатываются в ППР. Заявка на работу крана в охранной зоне ЛЭП подается не менее чем за 12 суток до начала работы владельцу ЛЭП.

Установка кранов, перемещающихся по рельсовым путям, в охранной зоне воздушных линий электропередачи согласовывается с владельцем линии. Разрешение на такую установку для выполнения строительно-монтажных работ хранится вместе с проектом производства работ.

7.10. Работа стреловых кранов и кранов-манипуляторов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме и перемещении стрелы.

7.11. Работа грузоподъемных машин вблизи линий электропередач производится под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, которое указывает крановщику (оператору, машинисту) место установки грузоподъемной машины и произвести запись в вахтенном журнале о разрешении работ: "Установку крана (крана-манипулятора, подъемника) в указанном мною месте проверил. Работу разрешаю" и поставить свою подпись и дату.*

По границам опасной зоны д.б установлены предохранительные ограждения.

Временные сети и коммуникации на различных этапах возведения здания могут меняться. Однако, вводы, выпуски, главные линии являются постоянными.

При проектировании временных сетей необходим расчет их мощности по максимальному расходу. При этом подсоединение временных сетей к постоянным осуществляется с учетом отпущенных мощностей для стройки и мест расположения точек врезки.

На стройгенплане наносят:

· Постоянные и временные сети

· Линии электропередач и опасные зоны от их воздействия

· Временные инженерные сооружения.

Размещение постоянных, строящихся и временных зданий и сооружений, площадок складирования и укрупнительной сборки конструкций

Размещение постоянных и строящихся зданий и сооружений на стройгенплане производится по данным генплана объекта с предварительным уточнением ситуации на месте будущей строительной площадки. Временные здания и сооружения подбираются по результатам расчета.

Территорию в пределах границ участка, отведенного для строительства делят на несколько зон:

· Зона производства основных видов строительных работ

· Зона выполнения вспомогательных процессов (погрузо-разгрузочные работы, сборочные работы, приготовление бетона и т.д.

· Площадки для хранения изделий и материалов, укрупнительной сборки

· Зона размещения административных и санитарно-бытовых помещений

При проектировании мест расположения площадок и помещений складирования материалов и конструкций, укрупнительной сборки конструкций необходимо учитывать:

Закрытые временные здания (склады, мастерские) размещают вне границ опасных зон и должны иметь автотранспортные подъезды

Открытые площадки складирования изделий и материалов проектируют в зонах действия кранов, вне зон с постоянно действующими опасными производственными факторами, опасной зоны отлета предметов при падении со здания.

При этом необходимо учитывать технические характеристики грузоподъемных кранов с точки зрения возможности подъема (разгрузки) изделий при максимальном удалении на площадке

Площадки для укрупнительной сборки конструкций располагают вне зоны действия основного монтажного крана.

Площадки для монтажа башенных кранов должны иметь минимальные размеры, определяемые расчетным путем, исходя из технических характеристик.

Технологическая схема разгрузки ж\б элементов самоходным стреловым краном и условия их складирования

1-кран; 2-автотранспорт; 3-пирамиды для стеновых панелей; 4-место складирования плит, перекрытия; 5 - временная дорога; 6 - уширение дороги

На схеме: зона расположения крана размещается на специальной площадке, прилегающей к временной дороге, что позволяет расположить транспортное средство и обеспечить требуемый вылет стрелы.

Складирование конструкций должно осуществляться в зоне действия башенного крана, причем более массивные конструкции располагаются ближе к оси крана.

Складская зона снабжается проходами в продольном и поперечном направлениях.

Площадки складирования должны иметь твердое покрытие, минимальные уклоны (для стока воды), быть незатопляемыми, для чего по периметру устраивают кюветы. Они выполняются из сборных железобетонных плит на прослойке из песка или имеют песчано-гравийное основание.

Строящееся здание показывают в виде его контура с главными осями и осями, определяющими его конфигурацию и необходимыми размерами между ними

Постоянные и временные здания изображают в виде их контуров.

Площадки дополнительно имеют надписи по назначению и габаритные размеры.

На стройгенплане показывают схемы движения рабочих в виде пешеходных зон:

Вход на строительную площадку (проходная)

В санитарно-бытовой городок (гардеробные)

На рабочие места

В складские помещения и т. д.

Для подъема людей на этажи используют лестничные клетки, возведение которых не должно отставать от возведения других конструкций этажа (яруса) здания.

При высоте более 25 м для подъема рабочих применяют грузопассажирские подъемники (из расчета один на одну – две секции дома)

Пешеходные дорожки выполняются из гравийно-песчаной смеси или сборных железобетонных плит. При уклонах более 20° пешеходные дорожки оборудуют трапами или лестницами с ограждениями

Обеспечение чистоты на рабочих местах и проходах является непременным условием культуры производства и производительности труда рабочих.

Строительный мусор удаляют двумя способами:

· По закрытым желобам опускается в мусорасборники, под которые через определенное время подается автотранспорт и мусор вывозится

· Кранами (подъемниками) собранный в контейнеры мусор с этажей опускается на специально отведенные места

В санитарно бытовой зоне предусматривают места для установки контейнеров с целью сбора бытовых отходов.

На стройгенплане показывают места установки мусорасборников и контейнеров с указанием их габаритов и привязки.

Размещение источников и средств энергоснабжения и освещения строительной площадки, расположение заземляющих контуров указываются на стройгенплане в виде схем (согласно расчету)

Минимальный объем временного электроснабжения строительства здания принимается согласно расчету потребной электрической мощности

и определению типа трансформатора, пусковых аппаратов, сечений, длин и марок проводов, расстановка электрооборудования на стройгенплане

В целях электробезопасности работающих все металлические части электрооборудования необходимо заземлять (баш. краны, подъемники, распределительные устройства и тд.)

Заземляющие устройства чаще всего выполняют по контурам. На стройгенплане показывают контуры, заземляющие стержни, их размеры, расстояние между ними, соединительные проводники, перемычки между рельсами крановых путей и т. д

Для обеспечения точности геометрических параметров возводимых зданий на строительной площадке создается геодезическая разбивочная основа в виде разбивочной сети с выносом по контуру главных осей здания.

При возведении группы зданий показывают места расположения знаков плановой и высотной разбивочной основы.

При строительстве отдельных зданий на стройгенплане показывают только знаки закрепления главных осей здания – не менее 4-х на каждую ось. Знаки высотной разбивочной основы совмещают с плановой основой и располагают на расстоянии не менее 1,5Н (высоты) здания.

4.10. Осевые знаки, как правило, следует показывать на расстоянии 15 – 30 м от контура здания.

Наименьшее расстояние допускается 3 м от бровки котлована, границы призмы обрушения грунта; наибольшее – полуторная высота здания, сооружения, но не более 50 м.

Расстояние между осевыми знаками, закрепляющими промежуточные поперечные оси, может достигать 50 – 100 м.

При закреплении разбивочных осей тоннелей, эстакад, подпорных стен, имеющих значительную длину, на продольных осях следует показывать промежуточные знаки также через 50 – 100 м.

Пример с принудительным ограничением зоны обслуживания дан на рисунке 27. На схеме показано ограничение зоны обслуживания краном с помощью принудительного ограничения угла поворота стрелы в стесненных условиях.

1 - граница зоны обслуживания краном; 2 - граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций; 3 - линия ограничения зоны обслуживания краном; 4 - линия предупреждения об ограничении зоны обслуживания краном; 5 - граница опасной зоны от строящегося здания; 6 - площадка для приема раствора и бетонной смеси; 7 - место нахождения контрольного груза; 8 - место для хранения съемных грузозахватных приспособлений и тары; 9 - место сбора строительных отходов; 10 - место стоянки транспорта под разгрузкой; 11 - площадка для кантовки колонн; 12 - стенд со схемами строповок и таблицей масс грузов; 13 - шкаф электропитания крана; 14 - заземление рельсовых крановых путей; 15 - соединительные проводники; 16 - пешеходные дорожки; 17 - въезд на стройплощадку; 18 - выезд со стройплощадки; 19 - направление движения транспорта; 20 - временная дорога; 21 - площадка складирования материалов и конструкций; 22 - ограждение рельсовых крановых путей; 23 - временная деревянная ограда; 24 - временное штакетное ограждение; 25 - знак N 2 ограничения зоны обслуживания краном; 26 - знак, предупреждающий о работе крана; 27 - пункт мойки колес автотранспорта.) на участке между крайними стоянками крана на рельсовом крановом пути согласно рисунку 12.

1 - ограждение строительной площадки; 2 - граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 - граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций*; 4 - граница зоны обслуживания краном; 5 - башенный кран; 6 - санитарно-бытовые помещения.

________________

* - граница опасной зоны определяется в соответствии с п.5.4 настоящих "Указаний...".

Условные обозначения, используемые на рисунках, представлены в приложении Ж.

Рисунок 12 - Границы зон при работе башенных кранов

5.3. Границы зон обслуживания стреловых кранов и кранов-манипуляторов определяются максимальным вылетом () согласно рисунку 13.

1 - ограждение строительной площадки; 2 - граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3 - граница зоны, опасной для нахождения людей во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций на одной стоянке*; 4 - то же, с учетом всех стоянок; 5 - граница зоны обслуживания краном; 6 - стреловой кран.

________________

* - граница опасной зоны определяется в соответствии с п.5.4. настоящих "Указаний...".

Рисунок 13 - Границы зон при работе стрелового крана (крана-манипулятора)

Электроснабжение стройплощадки и наружное освещение

Энергоснабжение стройплощадки осуществляется в соответствии с про­ектом организации строительства от источника, указанного в согласовании на разработку проектной документации. Как правило, таковым является наиболее близко расположенная трансформаторная подстанция. При необ­ходимости, из-за недостатка мощности, предусматривается реконструкция подстанции.

Все работы, связанные с обеспечением строящегося объекта электро­энергией, выполняются в подготовительный период. На строительной пло­щадке устанавливается распределительный щит в точке обозначенной на стройгенплане.

Освещение стройплощадки осуществляется от установленного рас­пределительного щита. В качестве светильников используются лампы на­ружного освещения или Инжектора, устанавливаемые в местах, исключаю­щих их повреждение при производстве строительно-монтажных работ.

Освещенность стройплощадки должна соответствовать утвержденным нормативам.

Временное водоснабжение и водоотведение

Временное водоснабжение осуществляется от предусмотренного про­ектом организации строительства источника, согласованного на стадии проектирования с владельцем существующей водопроводной сети. Врезка временного водопровода выполняется в трубу, проходящую внутри колодца с установкой отсекающей задвижки и прибора учета расхода воды -водомера.

В случае, когда существующий трубопровод не обеспечивает допол­нительный расход, необходима замена труб на больший диаметр.

При значительном удалении строящегося объекта от существующей сети водоснабжения может быть использована, на период производства работ, вода из пробуренной скважины. В исключительных случаях, при небольших объемах работ, допускается использование привозной воды.

Водоотведение, необходимое при эксплуатации бытовых помещений, может быть выполнено в существующую канализацию, проходящую вбли­зи строительной площадки.При отсутствии таковой слив может быть организован в выгребную яму.

В настоящее время широко используются биотуалеты, количество ко­торых на площадке определяется в зависимости от максимального количе­ства работающих в смену.

Технологические карты на выполнение отдельных видов работ

Тех карта является составной частью организационно-технологической документации производства работ по возведению зданий и должны составлять самостоятельный раздел проекта производства.

Основные разделы

1. Область применения (описание методов производства)

2. Материальные и технические ресурсы:

Потребность в материальных ресурсах

Потребность в технических ресурсах

Выбор монтажного крана по техническим и экономическим показателям

3 Почасовой (или посменный) график монтажа типовых ячеек

4 Калькуляция затрат труда и машинного времени

5 Технология и организация выполнения комплексного процесса монтажа

6 Требования к качеству. Пооперационный контроль качества работ

7 Техника безопасности

8 Технико-экономические показатели по технологической карте

Технологические карты разрабатываются по видам работ на строительные процессы, в результате которых создаются законченные конструктивные элементы, а также части зданий и т.д.

ООО «Автодор-М» осуществляет строительство временных дорог. Мы применяем только современную спецтехнику и новейшие технологии.

Многие строительные объекты находятся на удалённых территориях и не обладают развитой инфраструктурой подъездных путей. Это затрудняет подвоз на площадку необходимого оборудования, материалов и техники. Для решения таких задач оптимальным будет устройство временной дороги на период строительства . Подобные подъездные пути обойдутся гораздо дешевле, чем их капитальные аналоги. Срок их эксплуатации меньше, но его достаточно для того, чтобы выполнить необходимые строительные работы.

Стоимость услуг

Цены ориентировочные - от 1000 м 2 в пределах Москвы. В зависимости от объема и места проведения работ стоимость строительства временных дорог может быть изменена.

Об организации подъездных путей необходимо позаботиться еще перед началом строительства: обеспечение качественной дороги для тяжелой самосвальной, бульдозерной, землеройной и других видов техники значительно сэкономит финансовые и временные ресурсы предприятия.

Чаще всего для обустройства временных дорог на период строительства в г. Москве и МО используется прочный материал, способный выдержать высокие нагрузки, которые возникают при эксплуатации спецтехники. Экономичным вариантом считается использование строительных отходов, например, кирпичного боя или асфальтной крошки.

Стоит помнить, что есть обязательное условие, утвержденное законодательством, - наличие пунктов мойки колес для техники, проезжающей через город.

При строительстве временных дорог главное – предусмотреть, чтобы проезд по ним к строящимся объектам был возможен в любое время года и в любую погоду. Если возводится однополосная дорога, то должны быть предусмотрены разъезды. При этом, согласно стандартам, ширина проезжей части должна составлять 3,5 м в одном направлении и 6 м - при двухстороннем движении.