» » Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с овз в начальной школе. Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с овз Сказкотерапия детей с овз конспекты занятий

Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с овз в начальной школе. Сказкотерапия как современная технология коррекции и воспитания детей с овз Сказкотерапия детей с овз конспекты занятий

Игнатова Любовь Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова
Населённый пункт: город Похвистнево Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 07.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Сказкотерапия как средство развития дошкольников

с ограниченными возможностями здоровья.

«В некотором царстве, в некотором государстве город есть славный. Много жителей в том граде

и больших и малых. Детки малые любят терем расписной посещать под названием «Сказка».

Сказки передавались и передаются из поколения в поколение, на протяжении многих веков. И в

нашем детском саду они обрели свое почетное место. Ведь именно сказки всегда были самым

эффективным средством общения с детьми.

Активное использование сказкотерапевтических приемов помогает мне, как педагогу-психологу,

устанавливать

доброжелательные,

доверительные

отношения

дошкольниками

родителями. Порою загадочный мир детской души, так многолик и разнообразен, что познать

его взрослому человеку бывает очень нелегко. Сказкотерапия выполняет роль проводника

между взрослым и ребенком, раскрывающим грани волшебного мира детства.

Так что же такое сказкотерапия?

Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Но, какая же связь между сказкой и лечением?

Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. А знание

сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Люди

перечитывают и интерпретируют религиозную литературу, ищут скрытый смысл в сказках,

легендах, мифах, может еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно

известно?

Действительно, сказка предоставляет все возможности для приобретения опыта познания,

переживания и преобразования окружающей реальности. Слушая сказки в детстве, человек

накапливает некий “банк жизненных ситуаций”. Этот “банк” может активизироваться в случае

необходимости. И ребенок и взрослый способны благодаря сказке не только менять реальность,

но и самих себя. Поэтому сказка может быть индикатором, так и катализатором личностного

роста и творческих возможностей.

Сказкотерапия - это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста, которые испытывают затруднения в

эмоциональной, поведенческой или физической сфере. Этот метод является всеохватывающим

и открытым для понимания детей. Позволяет решать проблемы эмоционально-волевого

контроля поведения. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также

способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи,

агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие

эмоции и ощущения.

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ОВЗ строится с использованием пяти

видов сказок:

дидактические сказки – через сказочный образ раскрывается смысл и важность

определенных знаний;

психотерапевтические сказки – раскрывают глубинный смысл происходящих событий;

психокоррекционные сказки – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка

(ограничение по возрасту до 11-13 лет);

медитативные сказки – снятие психоэмоционального напряжения, развитие

личностного ресурса.

В своей деятельности использую следующие формы и методы работы по сказкам:

Анализ сказок – помогает осознать и привнести в жизненную практику важнейшую

информацию, построить гармоничную систему ценностей. Без этого анализа многие

смыслы и уроки сказки останутся неосознанными.

Рассказывание

сказок

различные

рассказывания

позволяют

психодиагностические и психокоррекционные задачи.

Сочинение

сказок

отражение

внутренней

реальности,

активизируются

бессознательные

процессы,

способствующие

личностному

развитию

разрешению

затруднений.

Сказочная

куклотерапия

изготовление

использование

кукол–марионеток,

пальчиковых кукол; постановка сказок.

Сказочная имидж-терапия – мгновенное преображение через представление себя в

каком-либо образе, смену костюма или маски.

Сказкотерапия дает множество возможностей для развития дошкольников с ОВЗ, делая этот

процесс зрелищным и увлекательным, с помощью различных арттерапевтических и телесно-

ориентированных техник, а так же песочной терапии.

О роли сказкотерапии для детей с ОВЗ

Челышева Ирина Васильевна, воспитатель ОКУ "С(К)О школа-интернат VIII вида №5" г. Курска. Данная разработка предназначена для воспитателей коррекционных образовательных учреждений, педагогов начальной школы.
Цель: активизировать в ребенке творческое начало.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
2. Стимулировать творческое самовыражение.
3. Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам.
Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения ребенка.
Виды сказок использующихся в сказкотерапии:
Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.
Психологическая сказка - предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.
Художественная сказка - знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.
Диагностическая сказка - помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.
Медитативная сказка - это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении (сказка перед сном).
Сказкотерапия для гиперактивных детей.
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) часто используется метод сказкотерапии, что позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.
Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи широко используют метод сказкотерапии. Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе.
Сказкотерапия для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.
Использование сказкотерапии в коррекционном образовательном учреждении.
Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Дина Фомина
Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

Описание: Представление виртуального проекта организации курсов подготовки в области сказкотерапии для курсов повышение квалификации.

Определение:

Сказкотерапия - течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).

Историческая справка:

Метод сказкотерапии появился на рубеже 60 – 70 годов 20 века, обоснованный М. Эриксоном. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90 годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К,Нартовой-Бочавер. В настоящее время отечественные психологи и педагоги: М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Г. Азовцев, И. Вачков, Т. Д. Зинкевич - Евстегнеева, А. И. Константинова, Т. М. Грабенко, Д. Соколов, А. Гнездилов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы.

Функции сказкотерапии:

Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Психолог проводит анализ сочиненной ребенком сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух или не осознает.

В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека. Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.

Коррекционная функция сказкотерапии:

Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь. Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Сказкотерапевт может по-разному строить работу со сказкой:

обсуждение уже существующей сказки;

самостоятельное написание ребенком сказки;

инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);

арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Цель проекта: Организация курсов базовой подготовки в области сказкотерапии «Сказкотерапия для каждого»

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Сказкотерапия может эффективно применяться для диагностики и коррекции, поскольку позволяет легко проникнуть сквозь психологическую защиту и сформировать личность, способную решать свои проблемы. Поэтому использование сказкотерапии в психологическом консультировании детей является эффективным и актуальным направлением.

Т. О. организация курсов базовой подготовки в области сказкотерапии является полезной и актуальной как для специалистов, так и для родителей.

Описание:

Проект представляет собой план создания курсов по обучению приемам сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста, (в т. ч. могут выступать как курсы повышения квалификации).

Данные обучающие курсы предназначены для родителей (детей с ОВЗ и нормальным развитием, специалистов сферы образования, психологии, социальной, психологической поддержки (педагогов, психологов, дефектологов, методистов, психологов, социальных работников, воспитателей, логопедов, операторов-консультантов «Телефона доверия» и д. р., персональных помощников (ПП).

Курсы представляют собой предоставление базовой подготовки в области сказкотерапии. В конце обучения организуется экзаменационная часть, которая представляет собой демонстрацию освоенных практических ЗУН.

По окончании курсов выдается сертификат и свидетельство о повышении квалификации.

Проект содержит теоретическую информацию о сказкотерапии и представляет практическую пользу для начинающих ПП.

Ожидаемые результаты:

Создание курсов по организации обучению базовой подготовки в области сказкотерапии «Сказкотерапия для каждого».

Предоставление желающим возможности приобретения практических навыков по использованию приемов сказкотерапии в коррекционно-развивающих целях.

Предоставление желающим возможности повышения квалификации.

Подготовка ПП, способных использовать приемы сказкотерапии в своей деятельности.

Перспективы развития:

Распространение информации об организации курсов, для привлечения большего числа желающих обучаться приемам сказкотерапии.

Создание сайта с предоставлением всей необходимой информации.

Организация массовых мероприятий.

Привлечение различных организаций, потенциально заинтересованных в проблематике и актуальности проекта (ВУЗы педагогические, психологические, ДОУ, организации сферы социальной, психологической поддержки, общественные организации, чтобы привлекать их к обучению и организовывать курсы на базе этих организаций.

Привлечение специалистов из других психологических центров, других городов, стран.

Организация отдельных занятий курсов «по обмену» (на базе различных учреждений, предоставляющих подобные образовательные услуги, непосредственно применяющих данное направление, на базе филиалов в других городах и странах).

Организация обучающих курсов по другим направлениям психологической работы (арт-терапия, анимало-терапия, песочная терапия и т. п.).

Публикации по теме:

«Сказка про ежика Витю». Сказкотерапия в работе учителя-логопеда в условиях логопункта с детьми старшего дошкольного возраста Цели:коррекционно-образовательные: развитие и обогащение лексического запаса по темам «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные»; образование.

Адаптивная физическая культура в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в ДОУ Актуальность. Многочисленные исследования в последние десятилетия свидетельствуют о том,что в российском обществе отмечается существенное.

Метод наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми "Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование игровой оздоровительной технологии «БОС-Здоровье» в коррекционной работе с детьми Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. Охрана жизни и укрепление здоровья, функциональное.

…умело, умно, мудро, тонко, сердечно

прикоснуться к каждой из тысячи граней,

найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать

засверкает неповторимым сиянием человеческого

таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…

Концу 20 столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии, Скандинавских странах) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало инклюзивное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение. Инклюзивное образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей) в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека как полноправного участника образовательного процесса. Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. В процессе работы с детьми были использованы различные методы. Один из таких методов - сказкотерапия в сочетании с игрой.

Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Сказка, будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), решает или, точнее, помогает решать некоторые психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Дети с ОВЗ - это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности - как основной признак, симптом умственной отсталости - и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.

Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в «состояние волшебства», заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки - все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели мня к выводу, что сказка оказывает кооригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей. Сказкотерапия - один из наименее «травмоопасных» и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.

Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия - что такое хорошо и что такое плохо. Ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.

«Путешествия» по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства - пластику, мимику и речь. Для полноценного развития ребенка важно питание его эмоциональной сферы, развитие чувства, а сказка - одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка.

Основные цели, которые мы ставим в работе с детьми с ОВЗ, - это развитие эмоциональной сферы, воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики. Средствами сказки мы стараемся воспитать у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.

Основные задачи

Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки. Учить узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов. Развивать пространственную ориентировку с опорой на зрительное восприятие предметов. Учить выделять предметы в группе (сказку), опираясь на зрительный образ. Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы. Формировать навыки речевого общения.

Для реализации поставленных задач применялись такие методические приемы, как беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами: словесные, настольно-печатные и подвижные игры: рисование сказки, проигрывание. Главные принципом достижения эффективности в работе мы считаем индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психофизических и речевых возможностей. Мы пытались использовать сказку в психокоррекционной работе с детьми в сочетании с игрой и с игротерапией, когда возникла необходимость помочь детям с ОВЗ адаптироваться среди сверстников с сохранным интеллектом.

В своей работе мы стараемся использовать общеизвестные сюжеты и темы. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятия. При подготовке к занятию продумываются различные формы подачи материала. Это позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. С целью психологической коррекции было проведено психодиагностическое обследование - цикл из девяти занятий, сочетающих сказкотерапию и игротерапию.

Первое занятие. Цель этого занятия - сплочение группы для лучшего познания себя и окружающих. Детям впервые было предложено упражнения «Комплименты», которое им очень понравилось. Потом ребятам было предложено вспомнить, какие сказки они читали или слушали раньше. Зачем совместно с детьми мы пересказали сказку «Теремок» было предложено ее показать. Роли распределяли произвольно. Следует отметить, что ни одна инсценировка не была подготовленной. Общее настроение было светлым, приятное.

Второе занятие. На этом занятии была предложена сказка «Под грибом». Роли были распределены по желанию детей. После драматизации сказки в беседе был сделан вывод, определен нравственный урок сказки: «В тесноте, да не в обиде». Настроение группы после этого занятия можно охарактеризовать как светлое, приятное.

Третье занятие. После ритуала «входа» дети обыграли сказку «Колобок», самостоятельно распределив роли. Затем им было предложено поменяться ролями и обыграть сказку снова. Отношения к сверстнику могут изменяться много раз в течение всего дня. Взаимоотношения ограничены рамками актуальной ситуации взаимодействия.

Четвертое занятие. После ритуала «входа» детям было предложено послушать сказку «Заюшкина избушка», а затем самостоятельно изготовить персонажей настольного театра для обыгрывания сказки. Никаких инструкций по организации данной творческой деятельности дано не было. На этом занятии мы пытались развить у детей интерес, доброжелательность, умение строить доверительные отношения друг с другом, эмоционально сопереживать ровеснику, сотрудничать и действовать сообща.

В результате данной творческой деятельности появились признаки развития и сплоченности детского коллектива. Но, учитывая, что дети общаются между собой не только на «сказочных» занятиях, но и во время работы по самообслуживанию, прогулок, различных мероприятий, можно сказать, что среди них возникают группы, общение в которых пока носит непродолжительный характер.

Пятое занятие. Было предложено прослушать сказку «Гуси-лебеди». Затем дети, выбрав роли для себя и своих товарищей, обыграли сказку. Однако после диагностики настроения стало видно, что некоторые участники недовольны занятием. Им не понравились роли, на которые их выбрали товарищи: их выбор чаще всего спонтанен, объяснить его дети обычно не могут. Не последнюю роль в формировании у детей отношения к окружающим играет отношение к ним авторитетного взрослого. Поэтому необдуманные замечания относительно любого ребенка воспринимаются остальными детьми как неоспоримая характеристика кого-то или чего-то. Именно под влиянием таких характеристик дети чаще всего меняют свое мнение о партнерах по игре.

Шестое занятие. Для обыгрывания следующей сказки мы разделили детей на группы, и в каждой были распределены роли. После обыгрывания дети по своему желанию переходили в другие группы, и сказка обыгрывалась повторно. Такое построение занятия показало, что в коллективе детей уже сформировались относительно устойчивые малые группы, в каждой группе был свой лидер. Следует отметить, что при образовании свободных коллективов в них входят дети с различным уровнем умственного развития.

Седьмое занятие. На этом занятии была предложена сказка «Волк и семеро козлят». Дети смотрели диафильм, а затем было предложено каждому ребенку распределить роли между воспитанниками группы и объяснить свой выбор.

Восьмое занятие. Было посвящено сказкам о дружбе. После их обыгрывания детям было предложено ответить на вопросы.

Настроение в группе на протяжении всех занятий было спокойным, светлым, умиротворенным.

Девятое занятие. На этом занятии роли сказки «Репка» были распределены уже по жребию. Главный смысл сказки - дружба всего дороже. Ребята хотели дать роли тем детям, которые находились в данный момент в более близких с ними отношениях.

Психодиагностическое обследование показало хорошие результаты: все дети состояли в групповых отношениях. Конечно, эти результаты нельзя отнести только на счет «сказочных» занятий, так как все это время дети вступали друг с другом в контакт во время выполнения различных режимных моментов, трудовой и игровой деятельности.

После каждого сеанса выявлялось настроение каждого участника группы и группы в целом. Повторное психодиагностическое обследование осуществлялось с целью выявления эффективности занятий.

Структура коррекционно-развивающего

сказкотерапевтического занятия.

1. Ритуал «входа» в сказку (настрой на совместную работу, любое «сплачивающее» упражнение).

2. Повторение (вспомнить прошлый опыт, прошлое занятие).

3. Расширение (расширить представления ребенка о чем-либо, рассказ или показ сказки).

4. Закрепление (приобретение нового опыта игры, символические путешествия).

5. Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью).

6. Резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся).

7. Ритуал «выхода» из сказки (закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде, определение эмоционального отношения (цветопись)).

Вся методика обучения дошкольников с ОВЗ предусматривает индивидуальную работу как с детьми, отстающими в усвоении программного материала, так и с детьми, опережающими своих сверстников. Материал для работы с более слабыми детьми дается в виде дидактических игр и игровых упражнений. Занятия, проводимые в интересной, увлекательной форме, способствуют формированию необходимых представлений и помогают «догнать» товарищей, воспитывают у ребенка уверенность в своих силах, развивают познавательный интерес. Параллельно с детьми велась работа по снятию агрессивности, по развитию речи, психических функций.

Таким образом, использование различных видов включения детей с ОВЗ в среду сверстников возможно достижение главной задачи инклюзивного образования - создание условий для равноправного участия всех детей в академической и общественной жизни. За время сеансов сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).

В смешанных группах (дети и их родители) формируются (восстанавливаются) нормальные внутрисемейные отношения, появляется эмпатия у родителей по отношению к детям, а у детей - к родителям, принятие ребенка таким, какой он есть. Это позволяет применять методику в группах, состоящих из родителей детей с различными расстройствами. Игра сближает детей, развивает чувство коллективизма, раскрепощает, дети становятся более общительными, развиваются воображение, мышление, внимание, память, речь.

Сказочные сценарии, их обыгрывание незаменимы для развития игровой деятельности, для формирования фунционально-ролевых отношений в группе. Можно сказать, что сказкотерапия способствует умственному развитию детей. А самое главное для нас, педагогов, - видеть счастливые глазки детей.

Литература.

1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - М., 1997.

2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2001.

3. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник. - М., 2004.

4. Барташникова И.А. Учись играя. - Харьков, 1997.

5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.

6. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. - СПб.,2000.

7. Инклюзивное образование. Вып, 4. - М., 2010.

8. Леонтьева И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития // Психолог в детском саду. - 2006. - №2. - С. 83 - 98.

Использование сказкотерапии как метода работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Остановимся на одном из методов работы с детьми с ОВЗ – сказкотерапии в сочетании с игрой.

Основной целью сказкотерапии является:

Снятие эмоционального напряжения;

Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.

Чтение народных сказок о животных помогает выбрать положительного героя и следовать его решениям, регулировать взаимоотношения между людьми и «братьями нашими меньшими».

Бытовые сказки несут в себе поучительные истории о том, как безболезненно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию, учат маленьким семейным хитростям.

При неоднократном прочтении страшных сказок, в которых одними из главных героев являются старухи-ведьмы, вурдалаки, оборотни, ребенок учится по-разному моделировать и переживать стрессовую ситуацию.

И наконец, чисто специфические сказки, которые как нельзя лучше подходят для решения проблем детей с ОВЗ- это психокоррекционные и психотерапевтические сказки.

Психокоррекционные сказки создаются самим педагогам для решения конкретных проблем ребенка.

Для того, чтобы создать такую сказку, необходимо:

Выявить проблему ребенка (знать его диагноз);

Предложить замещающий выбор для решения ребенком своей проблемы (похожий на него герой, живущий в сказочной стране, попадающий в определенную ситуацию, схожую с проблемами конкретного подопечного);

Предложить развитие сказочного сюжета в определенной последовательности.

Сказкотерапия – один из наименее «травмоопасных» и безболезненных способов психотерапии.

Психотерапевтические сказки не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец. Задача таких сказок - заставить ребенка задуматься над проблемами жизни и смерти, добра и зла, правды и лжи.

Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Дети не любят наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо. Ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства, такие как: мимика движения, жесты, интонация, речевое дыхание. Развиваются личностные качества, систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).

ВЫВОД: Таким образом, можно сделать заключение, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия, развивает речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессии. Можно сказать, что сказкотерапия способствует умственному развитию детей. А самое главное для нас, педагогов, - видеть на лицах детей счастливую улыбку.

Литература.

1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – М., 1997.

2. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник. – М., 2004.

3. Барташникова И.А. Учись играя. – Харьков, 1997.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

5. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. – СПб.,2000.

5. Инклюзивное образование. Вып, 4. – М., 2010.

6. Леонтьева И.Г. Программа цикла занятий по сказкотерапии для детей с особенностями развития // Психолог в детском саду. – 2006. - №2. – С. 83 – 98.

Педагог-дефектолог

А.В.Мишагина