» » Упражнения по прилагательным. Виды упражнений для изучения имен прилагательных в начальных классах дагестанской школы. Техника «Розовый куст»

Упражнения по прилагательным. Виды упражнений для изучения имен прилагательных в начальных классах дагестанской школы. Техника «Розовый куст»

Упражнение 2 . Допишите предложения.

1. В письме брат пишет о семье, а сестра – …

2. Он любит говорить о литературе, а она – …

3. Я читал рассказ об Украине, а мои друзья – …

4. Мужчины думают о бизнесе, а женщины – …

5. Анна беспокоится о матери, а Марина – …

6. Антон спрашивал в письме об отце, а Андрей – …

Упражнение 3 . Выполните упражнение по образцу.

Образец . Я беспокоюсь о дочери. Я беспокоюсь о дочерях .

1. Экскурсовод рассказывал о музее.

2. Мы говорим о проблеме.

3. Я беспокоюсь о сестре.

4. Дети заботятся о матери и об отце.

6. Старшеклассники мечтают о профессии.

7. Сейчас преподаватель рассказывает о стране.

Раздел 2

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Тема 1. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?

Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам: свет (какой?) солнечный , поляна (какая?) солнечная , затмение (какое?) солнечное , дни (какие?) солнечные .

Начальная форма имен прилагательных – именительный падеж в единственном числе мужского рода : большой, городской, отцовский .

Грамматическая форма прилагательного зависит от существительного, с которым оно согласуется в значениях рода, числа и падежа. Цвет (м. р., ед. ч., В. п.) небесный (м. р., ед. ч., В. п.), синий цвет полюбил я с малых (Р. п., мн. ч.) лет (Р. п., мн. ч.)


Признак, обозначаемый прилагательным, характеризует предмет с разных сторон:

– по цвету (красный, белый, коричневый );

– по вкусу (соленый, горький, кислый, сладкий, приторный );

– по размеру (большой, маленький, средний );

– по размещению в пространстве (далекий, близкий );

– по времени (ранний, поздний , утренний, вечерний );

– по материалу (стеклянный, шерстяной );

– по принадлежности (мамин, отцов, лисий );

– по оценке говорящего (хороший, плохой ) и т. д.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Прочитайте текст. Выпишите имена прилагательные. Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?

Можно ли измерять отношения между людьми? Конечно. Есть отношения равенства и неравенства, близкие и далекие, теплые и холодные, легкие, тяжелые, дружеские… Практически мы все время измеряем их. Но линейка, термометр и даже весы в данном случае не помогут. В принципе, отношения измеряются так же, как и все другое: с помощью сравнения. Сравнения правил поведения людей.

Упражнение 2. Спишите предложения. Подчеркните все имена прилагательные, определите их род и число.

1. Добрый друг – великое сокровище. 2. Плохой друг как тень: в солнечный день беги – не убежишь, в пасмурный день ищи – не найдешь. 3. Хороший человек – это тот, вблизи которого мне хорошо дышится. 4. Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, – это дружба. 5. Верный способ судить о характере и уме человека – по выбору им книг и друзей.

2. Лексико-грамматические разряды

и грамматические признаки имен прилагательных

Прилагательные распределяются по группам, которые называются лексико-грамматическими разрядами. Прилагательные бывают качественными (смелый, красивый, скупой ), относительными (морской , ситцевый, лунный ) и притяжательными (мамин, отцов, лисий ).

Качественные прилагательные отличаются от остальных такими свойствами:

1) имеют полные (гордый, глубокий, новый ) и краткие (горд, глубок, нов ) формы;

2) имеют степени сравнения (глубокий, глубже, глубочайший ).

3) могут иметь синонимы (умный, толковый; глубокий, бездонный ) и антонимы (умный – глупый, глубокий – мелкий ).

Относительные прилагательные называют признак через отношение к другому предмету (завтрашний день, небесный свод, городская библиотека ).

Относительные прилагательные характеризуют предмет по материалу (золотой, медный, плюшевый ), по назначению (детская книга , подростковая одежда ), по месту (городской парк, сельская улица ).

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность лицу или животному, отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи? (папина машина, мамин шарф , лисья нора).

папина машина – машина папы;

мамин шарф – шарф мамы;

лисья нора – нора лисы .

Притяжательные прилагательные сохраняются в географических названиях (Магелланов пролив , Берингов пролив ), названиях праздников (Татьянин день ) и в устойчивых сочетаниях (ахиллесова пята, анютины глазки ).


Синтаксические функции имен прилагательных

В предложении полные прилагательные обычно бывают согласованными определениями , иногда являются именной частью составного сказуемого ; краткие – только сказуемыми . Например: Чернеет дорога приморского (согласованное определение) сада. Вода у берега голубая, чистая и прозрачная Его походка была небрежна и ленива (именная часть составного сказуемого).

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Определите разряды прилагательных. Подчеркните в каждом ряду прилагательных лишнее слово.

1. Теплый, большой, умный, степной, веселый.

2. Заячий, школьный, дедушкин, волчий, мамина.

3. Спокойный, стеклянный, молодежный, деревянный.

4. Красивый, добрый, овечий, яркий.

5. Украинский, весенний, пассажирский, отцовский.

6. Кирпичный, знаменитый, задумчивый, сердечный.

Упражнение 2 . Преобразуйте данные словосочетания.

Образец . Степь без конца и без края – бескрайняя степь.

Телефонная связь между городами, деталь из железа, дом за городом, программа для компьютера, приборы для лаборатории, инструмент для черчения , предмет в форме круга, вода для питья, элементы из пластмассы, банка из стекла, шары разного цвета, пробка из резины, лента для изоляции, стержень из металла.

Упражнение 3. От данных существительных образуйте прилагательные.

1. Африка, Азия, Европа, Америка, математика, лекция, семинар, мороз, шахматы, много сторон, одна фаза.

2. Болгария, Вьетнам, Китай, Индия, космос, философия, библиотека, история, футбол,

Упражнение 4 . Определите разряды прилагательных. С пятью из них составьте предложения.

Интересная задача, русское слово, арабское имя, китайская студентка, родной брат, высокое здание, хорошее место, новый учебник, дорогая ваза.

Упражнение 5. Составьте с данными словами такие предложения, чтобы имя прилагательное выступало сначала в роли определения, а затем – в роли сказуемого.

Образец . С вежливым человеком приятно общаться. Он был вежливым .

Внимательный, верный, жестокий, мудрый.

Упражнение 6. Спишите словосочетания и подчеркните те из них, в которых прилагательное используется в переносном значении. Со всеми словосочетаниями составьте предложения.

1. Живые цветы, живой ребенок, живая рыба, живой разговор.

2. Свежие новости, свежий ветер, свежие фрукты, свежая газета.

3. Глубокий человек, глубокое озеро, глубокая осень, глубокие знания.

4. Мелкие деньги, мелкая речка, мелкие интересы, мелкий бизнес.

Тема 2. СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Склонение имен прилагательных в единственном числе

Полные имена прилагательные изменяются по числам и падежам: веселая песня – веселые песни, хороший человек – хорошего человека, хорошему человеку, хорошего человека, хорошим человеком, о хорошем человеке и т. д.; а в единственном числе – и по родам: новый дом, новая книга, новое решение .

Изменение прилагательных по числам и падежам называется склонением .

Падеж

Вопрос

Единственное число

какой ?

какое ?

какая ?

-ый, - ий, -óй

новый большóй

летний хороший

-ое, - ее

новое большое

летнее хорошее

-ая, - яя

новая большая

летняя хорошая

какого ?

какой ?

-ого, - его

нового

большого

летнего

хорошего

-ой, - ей

новой большой

летней хорошей

какому ?

какой ?

-ому, - ему

новому

большому

летнему

хорошему

Имя прилагательное.

Изменение им. прилагательных по родам.

1. Записать ответы на вопросы. Подчеркнуть окончания им. прилагательных.

1.Какая стоит погода?

2.Какой идет дождь?

3. Какое небо?

4. Какие на деревьях листья?

2.Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.

Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда.

3. Согласовать прилагательные с существительными в том же роде. Записать. Обозначить род, выделить окончание.

Родной (город, страна, село)

Лесной (край, поляна, озеро)

Синий (цветок, лента, небо)

4. Образовать от данных имен существительных прилагательные и объяснить написание согласных.

Место(житель), лес(поляна), область(центр), грусть(день), радость(новость), интерес(дело), вкус(яблоко)

5. Заменить выделенные прилагательные близкими по значению. Записать предложения.

Отважный пограничник привел шпиона на заставу. Осенью у полей и лугов особенно печальный вид. Все еще стоит прекрасная погода.

6. Подобрать к данным прилагательным антонимы. Записать.

Пасмурный- ...., грустный-...., жесткий-..., тяжелый-..., смелый-... .

7 * . Употребляя подходящие по смыслу прилагательные, сделать описание грозы ярче, красивее.

Разыгралась гроза. Тучи заволокли небо, заслонили солнце. Вот среди туч блеснула молния. Вслед за ней раздался треск. Треск раскатился по небу и замер где-то в отдалении.

8 * . Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать текст.

Осень.

Незаметно прошло..... лето . Дни стали короче. Небо ....., ..., .... . .... туча покрывает его. Как сквозь сито, сеет из нее...., ...., ....... дождь.

9. Выборочный диктант. (Сначала выписать прилагательное+ существительное мужского рода, потом прилагательное+ существительное среднего рода. Дописать четыре -пять прилагательных +существительных женского рода).

Резиновый мяч, стальное перо, широкое поле, большой лес, стройный тополь, парное молоко, родное село, осенний дождь.

10. Контрольное списывание. (Списать определяя род у имен прилагательных)

Сосна.

Кругл... год зеленеет в л.су красив... дерево. Прям... стройн... ствол его достигает высоты сорока метров. Это – сосна.

Сосна – очень ценн... дерево. Крепк... древесина сосны используется в промышленности. А желт... душист... смола идет на изготовление лекарств.

Изменение имен прилагательных по числам.

1.Поставить во множественном числе данные прилагательные и существительные. Выделить окончания прилагательных.

Высокий урожай-......, родное село -...., синее море-...., широкая река-....., дальняя роща-.... .

2. Указать число, выделить окончание прилагательных.

Здоров... воздух, тенист... аллеи, утренн... туман, полезн... дела, космическ... ракета, богат... урожай, березов... рощи.

3. Записать. Подчеркнуть прилагательные, обозначить их род и число.

Вода- могучий работник. Она роет в степях глубокие овраги. В руслах рек она намывает песчаные мели, строит большие и малые острова.

4. Назвать число и окончания прилагательных в словосочетаниях румяное яблоко, румяные яблоки; золотая медаль, золотые медали.

Составить и записать с этими словосочетаниями предложения.

5. Словарный диктант с заданием поставить прилагательные +существительные во множественном числе.

Отличная отметка, прилежный ученик, дальнее село, топкое болото, синяя лента, новая линейка.

6 * . Записать, что учащиеся увидели красивое в природе. Назвать и подчеркнуть прилагательные, определить род, число.

Изменение имен прилагательных по падежам .

1. Записать. Подчеркнуть прилагательные, поставить к ним вопрос. Обозначить падеж прилагательного, выделить окончание.

На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знатный человек по имени Байбори. После посещения святых мест у него родился сын.

Счастливый отец устроил невиданный той. Бескрайняя степь гудела от огромного количества гостей.

2. Записать прилагательные + существительные. В скобках поставить вопрос, определить падеж.

1)В давние времена жил на земле могучий царь Ушинара. 2)Сильный и отважный Таргын всегда приходил на помощь слабым и обиженным, был добрым и справедливым. 3) После знойного дня на землю спустилась вечерняя прохлада.

3. Определить род, число, падеж прилагательных в предложении.

Холодный ветер гонит по небу лохматые серые тучи.

Склонение имен прилагательных единственного числа .

Именительный и винительный падежи.

1. Определить падеж существительного и прилагательного.

На окраине города стоял большой дом. На пустыре ребята посадили большой сад.

2. Записать ответы на вопросы. Обозначь падеж прилагательных, выдели окончания.

1. Где рос красноголовый подосиновик?

  1. Кто нашел красноголовый подосиновик?
  2. Кто увидел белый гриб?
  3. Где притаился белый гриб?

3. Подобрать прилагательные к существительным ветка , черемуха, роща. Составить предложения, употребив эти прилагательные и существительные в И.п.

4.Распространить текст, подбирая к выделенным существительным прилагательные ж.р. Записать. Выделить окончание, определить падеж.

Ходил я как-то в... рощу. Случайно увидел там... белку. Прыгнула она на... сосну, потом перескочила на... березу. Подошел я поближе и удивился. Ведь и минуты не прошло, а белка уже успела нацепить на... ветку .... лисичку. Вот какая ловкая!

Родительный падеж.

1. Поставь в нужном падеже имя прилагательное. Записать. Выделить окончание.

Загорели под лучами (горячее июльское ) солнце. Дошли до ( дальнее лесное ) озеро. Проснулись от (долгий зимний ) сна.

2. Составь с каждой парой слов предложения, употребляя данные существительные и прилагательные в Р.п., с предлогами или без предлогов.

Раннее утро, новый дом, отважный герой.

3. Вставить пропущенные окончания им.прилагательных и объяснить их написание. Составить предложение и записать.

Чист... холодн... воды. У рыж... шустр... белки.

Дательный падеж.

1. Образовать прилагательные от существительных в ед.числе сосна, река, осень, письмо, дом, класс поставить их в Д.п. Записать.

2. Пословицы.

1. Верному другу цены нет. 2. Большому кораблю большое плаванье. 3. Трусливому зайцу везде страшно. 4. На маленькой лодке по большому озеру не плавать. 5. Согласному стаду и волк не страшен. 6. К большому терпению придет и умение.

Творительный падеж.

1. Объяснить правописание пропущенных окончаний прилагательных. Записать по памяти.

День пригреет- возле дома

Пахнет поздн... травой,

Яров... сух... соломой

И картофельн... ботвой. (А. Твардовский).

2.Записать ответы на вопросы, употребляя данные слова в скобках . О бозначить падеж, выделить окончание.

  1. Когда отец с сыном ходили на рыбалку? (раннее солнечное утро)
  2. За каким островком наловили рыболовы окуней? (небольшой песчаный)

Предложный падеж.

1.Подобрать к данным существительным однокоренные прилагательные, поставить их в П.п.

Море- морской- о морском, солнце-..., мир-..., счастье-..., книга-..., журнал-..., дверь-... .

2. Записать пять прилагательных с непроизносимыми согласными. Записать предложения, где они будут стоять в П.п.

Склонение имен прилагательных множественного числа.

1. Поставить данные существительные и прилагательные в указанных падежах. Выделить окончания прилагательных.

Теплые дни(Р.п.), полноводные реки (Д.п.), высокие горы(Т.п.), огромные леса (П.п.).

2. Записать. Подчеркнуть прилагательные во множественном числе, вставить окончания. Обозначить их падеж.

Над широк... полями летит самолет. За ним истается какой -то бел... след. Это химия пришла помочь человеку бороться с сорн... растениями. На химическ... заводах сделали ядовит...порошки и жидкости. Рассеют такой порошок над полем – и все сорн... травы погибнут.

3. Поставить данные существительные и прилагательные во мн.ч.

Море син.. -....., село ближн...- ....., город больш...-..., лес красив..- ...., нов... квартира-..., городск... площадь-.... .

4. Дополнить предложения, употребляя прилагательные вместе с существительными. Объяснить постановку знаков препинания при перечислении.

В лесах растут могучие дубы, ..., ....., ....., ...... . На лугах пестреют красные маки,.... , ...., ..... .

5. Образовать от данных существительных однокоренные прилагательные во мн.ч.

Лес- лесные, дорога-...., море-...., сад-..., город-...., поле-...., дождь-..., ночь-..., школа-.... .

6. Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать. Определить падеж.

После... дней опять пошли грибы. Они выглядывают из-под стеблей... травы , из-под... листьев . Тут и... подберезовики , и подосиновики с оранжевыми круглыми головками, и ... волнушки , и... рыжики.

(по Г. Скребицкому)

7 * . Составить и записать загадки о ромашке, о моркови, о яблоке, о скворце, о пенале. Употребить прилагательные.

8 * . После наблюдений за какой -нибудь птицей написать рассказ о ней по данным вопросам.

  1. Как называется птица, за которой ты наблюдаешь?
  2. Где те ее часто встречаешь?
  3. Большая это птица или маленькая?
  4. Какого цвета ее перышки?
  5. Какие у нее головка, глаза, клюв?
  6. Какие у птицы хвост, ноги, крылья?
  7. Чем она питается?

Упражнения на формирование понятия об имени прилагательном и употребление его в речи, представленные в учебниках, составленных в соответствии с программой «Школа России».

1.Задания по проверке умений употреблять прилагательные в речи.

Задание №1. Найди среди данных слов (в тексте) имена прилагательные или словосочетания с прилагательными.

Снежный ком, ком из снега; шишка сосны, сосновая шишка; дом у дороги, дорожный патруль; уютная комната, домашний уют.

Задание №2.

Зимой у белки ____,____ шерсть. Хвост ______ и ______. Белка старается залесть в _______ дупло. Там она грызет _______шишки.

Слова для справок: густой, серый, большой, пышный, теплый, еловый.

Задание №3.

тихий городок - медленный

тихий нрав - смирный

тихий звук - безмолвный

тихая ночь - негромкий

тихий ход - неоживленный

Задание №4.

Трудолюбивый человек -..., сильный ветер -...,старательный ученик -...,военный самолет -..., трусливый заяц- …, свежий вечер -...

Задание №5.

Бархатный сезон - железн(ый) крепкий орешек - тепл(ый)

стальные нервы - тверд(ый) бархатный взгляд - нежн(ый)

Система упражнений, направленная на развитие речи младших школьников в процессе изучения имени прилагательного.

1. Упражнения на нахождения слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какие?

– Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие ?, выпишите их.

Рябина.

Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

2. Упражнения на дополнение текста словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какие?

– Дополните текст словами, отвечающими на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

У девочки Маши был..... щенок Дружок. У Дружка была..... шерсть,...ушки и...глазки. Он играл с девочкой целый день.

Слова для справок: веселый, черный, остренький, маленький, блестящий.

* Найдите слова, указывающие на размер Дружка. Придумайте свои слова с уменьшительно-ласкательным значением.

3. Упражнения на группировку признаков предмета

– Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающие форму предмета; обозначающие величину предмета.

  • Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

4. Упражнения на выделение имен прилагательных из данных слов (текста).

– Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.

Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

5. Упражнения на подбор подходящих по смыслу слов в текст с использованием слов для справок.

Элли увидела прозрачный поток. В прозрачной воде резвились волшебные рыбки. Вдруг к девочке подошли забавные человечки. Они были одеты в забавные кафтаны. Под широкими полями шляп нежно звенели забавные бубенчики.

Слова для справок: чистый, бархатный, красивый, маленький.

1. Упражнения на использование прилагательных - синонимов.

– Подберите к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним), запишите.

мудрый - …ласковый - …быстрый - …веселый - …прилежный - грустный густой - …сильный - сырой - …неловкий - …холодный - …большой - …смирный - …неряшливый - липкий - …страшный - …душистый - …злой - …

Ответы: умный, радостный, дремучий, неуклюжий, тихий, ужасный, нежный, старательный, скорый, печальный, мокрый, громадный, клейкий, сердитый.

– Найдите синонимы. Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого. (Можно устно, вызывая по очереди детей к доске и предлагая им проводить стрелочки к словам-синонимам).

Неразговорчивый бесплодный

непрестанный безуспешный

ненормальный безумный

неправильный легкомысленный

несерьезный буйный

неистовый ошибочный

неудачный простой

неплодородный рассеянный

несложный беспрерывный

невнимательный молчаливый

– Из данного списка выпиши слова, близкие по значению словам: интересный, красивый, ласковый, старательный.

Занимательный, прекрасный, прилежный, нежный, забавный, прелестный, усердный, приветливый, увлекательный, дремучий, веселый.

Какие слова лишние? Почему?

– Подберите к прилагательному близкое по значению слово:

Бесстрашный летчик - ...пасмурная погода -...занимательный рассказ -...смышленый ученик -....

– Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

– Прочитайте, разберите предложения. Выпишите прилагательные и существительные, с которыми они связаны.

Жаворонок

На солнце темный лес зардел.

В долине пар белее тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

К выписанным прилагательным подобрать слова, близкие по смыслу. Обратите внимание, как изменился текст после замены данных прилагательных синонимичными. Как вы думаете, какие прилагательные точнее передают красоту родного края (в ходе работы объяснить детям, такая замена авторского текста не будет полноценной, еще раз показать ученикам удачность авторского выбора).

темный лес - ……………….

Тонкий пар - ……………….

Раннюю песню - ………….

Звонкий жаворонок - …….

Слова для справок: легкий, изящный; сумрачный, мрачный; серебристый; голосистый; первый, весенний

2. Упражнения на использование прилагательных - антонимов.

– Подберите противоположные по смыслу слова к следующим словам:

Мелкий пруд - … пруд; мелкий дождь - … дождь; свежий хлеб - … хлеб; свежий огурец - … огурец; свободный стул - … стул; свободная обувь - … обувь; сладкое яблоко - … яблоко; сладкое лекарство - … лекарство.

– Выделите слова-антонимы в стихотворении-загадке.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять. (Н.Найденова)

– Прочитайте. Подберите к каждому слову слова, противоположные по смыслу (антонимы) и слова близкие по смыслу (синонимы), Запишите слова в два столбика.

Свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежий хлеб, свежая газета.

Ответы: теплый - свежий ветер - прохладный; тусклые - свежие краски - яркие; грязная - свежая рубашка - чистая; черствый - свежий хлеб - мягкий; старая - свежая газета – новая.

– К данным прилагательным напишите прилагательные противоположного значения. Выделите окончания. К словам левого столбика подберите слова близкие по значению, данные в словах для справок:

старый - ………….. узкая - …………..

веселый - …………. длинная - ………

прилежный -………. белая - ………….

Слова для справок: оживленный, радостный, смешной; грузная; старательный; смелая; дряхлый, ветхий.

  • Укажите, какие из прилагательных могут сочетаться с существительными, помещенными в скобках: старый, дряхлый, ветхий (человек, обувь, город, избушка).

3. У пражнения на освоение грамматических признаков имени прилагательного

– Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

– Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

– Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте их род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

4. Упражнения на подбор подходящих по смыслу слов в текст.

Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу словами.

Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.

Слова для правок: пугливые, робкие, трусливые.

5. Упражнения на группировку слов по заданным признакам

– Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: отношение к людям; состояние погоды; характер человека.

Холодная, спокойный, добрый, ненастная, злой, неприветливый, уравновешенный, доброжелательный, снежная, пасмурная.

Составьте синонимический ряд, отвечая на вопросы:

какими словами называют высокую температуру воздуха;

какими словами называют людей одинакового возраста;

какими словами называют наступление темноты.

6. Упражнения на составление словосочетания или предложения с использованием образца или слов для справок.

– Составь словосочетание « существительное + прилагательное» по образцу: украшение из серебра - серебряное украшение

доска для класса -

вилка из металла -

вечер в субботу -

– Вставь пропущенные слова:

С гнезд замахали____________цапли,

С листьев скатились _________капли,

Солнце,с_________сияя небес,

В________струях опрокинуло лес.

Слова - опоры: последние,крикливые, тихие, прозрачные.

  • Составьте словосочетания, подобрав нужное слово из правого столбика

Глубокая суп

Дубовый лужа

Большой волосы

Русые пруд

Гороховый стол

― Составьте словосочетания, выбрав из слов в скобках подходящее.

мечтательный - мечтающий (день, взгляд, человек); невежливый - невежественный (человек, поступок, ответ); праздный - праздничный (наряд, настроение, песня).

Запиши словосочетание прилагательное + существительное.

коричневый, карий, (платье, глаза, костюм);

густой, дремучий (лес, туман);

горячий, знойный (лето, вода, привет);

смуглый, темный (волосы, лицо, небо);

старый, пожилой (человек, учебник).

7. Упражнения на образование имен прилагательных

– Образуйте от существительного однокоренное ему прилагательное и составьте словосочетание этого прилагательного с существительным. Запишите составленное словосочетание.

Ужас, осень, вкус, лес, дом, несчастье, холод, туман, лето, место.

― Замени прилагательное, близким по смыслу словом с приставкой:

ясное небо -

правильный ответ -

жестокий враг -

тихая погода -

Упражнения, предлагаемые на продуктивном этапе

1. Упражнения на работу с деформированным текстом

– Расположите предложения в нужной последовательности. Дополните подходящими по смыслу именами прилагательными.

1.Она посадила Кая в сани и увезла к себе во дворец. 2. Ее одежда была из тюля. 3. Вдруг Кай увидел Снежную королеву. 4. Кая спасла Герда. 5. Она была из льда.

* Слова для справок: сверкающий, тончайший, белый, добрый, отважный, большой, ледяной.

Расположи части текста в нужной последовательности. Озаглавь рассказ словами из текста.

Ребятишки взяли небольшую дощечку, сделали маленькую лодочку и пустили ее по бурной воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней и кричали.

Пришла теплая весна. Пригрело ласковое солнышко. Потекли веселые ручейки.

Вдруг маленький превратился в настоящую большую реку, и отправилась рыбачья лодка в дальнее плавание.

  • Найди и отметь в рассказе части: 1. Как белки зимуют. 2. Веселые белки. 3. Летние заботы. Озаглавь текст.

- Теперь у освещенной солнцем старой сосны резвятся веселые белки. Радуются они теплому солнышку, светлой весне. Сменили белки свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки и пышные хвосты. Всю долгую зиму жили белки в лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, забирались в глубокие дупла деревьев. Грызли смолистые тяжелые шишки. Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов....

* Расположи части текста в нужной последовательности.

*Замени выделенные слова близкими по смыслу. Что изменилось какой вариант лучше ?

2. Упражнения на редактирование с творческим дополнением текста

– Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

3. Упражнения на написание сочинения с использованием заданного элемента текста

– Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.

(Д. Мамин-Сибиряк)

– Подумай, как можно продолжить текст. Придумай конец и запиши текст полностью.

Стоял чудесный летний день. От лёгкого ветерок; чуть-чуть шевелились листья на деревьях. Hа солнечную поляну выскочил из-за куста маленький зайчонок.

4. Упражнение на изложение и пересказ текста.

ДЕВЯТЫЙ ВАЛ

Над бурным океаном встает солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её называют девятым валом. Со страшной силой она вот-вот обрушится на потерпевших крушение. А усталые люди вцепились в обломки мачты. Как они сюда попали?

Вчера утром их корабль вышел в открытый океан. Был солнечный день. Но к вечеру ветер нагнал грозные тучи, океан заволновался. Огромные валы ринулись на корабль. Послышался треск мачт. Несколько друзей решили не сдаваться. Главное – выдержать до утра. Солнце уменьшит эти бешеные валы. И люди выдержали. Солнечные лучи разукрасили тяжелые волны всеми цветами радуги. Больше всего в картине густой зелени, это цвет надежды. Солнце и люди победили мрак ночной бури. Хвала человеку! Слава солнцу!

  • О чем говорится в данном произведении?
  • Какие слова передают состояние разбушевавшейся природы?
  • Как автор описывает людей оказавшихся в океане?
  • Что вы можете сказать о характере этих людей?

– Составление плана к изложению « Девятый вал».

  • Разбушевавшаяся стихия.
  • Горстка смельчаков.
  • Цвет надежды.

Лексико – орфографическая подготовка. Вторичное чтение текста.

Написание изложения.

5. Упражнения на употребление имени прилагательного в речи:

– Описать предмет или явление (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались, о чём речь.

Она была маленькой, тоненькой. Ее белый ствол был виден издалека. Хрупкие ветви … с нежными клейкими листочками дрожали от холодного весеннего ветра.

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький …. .

- Дать объявление.

Внимание! 02.01.10 пропала неприметная кошка смешанной породы. Возраст 1 год, черная с белыми лапами и круглым белым пятном на спине, небольшая, пушистая, откликается на кличку Мурка. Нашедшего прошу вернуть кошку за вознаграждение. С любой информацией обращаться по тел. ***-**-**.

– Придумать загадку, написать стихотворение

– Устный рассказ.

Описать сегодняшний день.

Сегодняшний день напоминает мне веселый праздник Новый год. Ночью выпал белый, пушистый снег и как ковер украсил детскую площадку. Утром я шла в школу и видела как радуются дети первому снегу. И даже черные вороны горделиво прохаживались по белоснежному ковру.

― Словесное рисование.

Прочитав слова, записанные на доске или карточках, дети «создают портрет человека».

Шустрый необычный

Юркий невиданный

Проворный изумительный

Ловкий удивительный

поразительный

загадочный неловкий

тайный неуклюжий

секретный нескладный

потайной мешковатый

Задания по проверке умений употреблять прилагательные в речи

Задание №1. Найди среди данных слов (в тексте) имена прилагательные или словосочетания с прилагательными. Выпиши эти словосочетания.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание №2. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика.

Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских

Задание №3. Подбери к прилагательным слова, близкие по значению.

крепкий лёд -......., крепкий сон -......, крепкое здоровье -......., крепкая дружба -......

Задание №4. Подбери к данным словам, противоположные по смыслу.

Мудрый человек -....., отважный воин -....., ясный день -.....,долгая дорога -......

Задание №5. Подбери к многозначному имени прилагательному, близкое по смыслу.

Мягкий климат - спокойн(ый) Мягкий свет - тепл(ый)

Мягкий мох - неярк(ий) Мягкий характер - нежестк(ий)


Разделы: Начальная школа

При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.

Аналитические упражнения

Задание 1 . Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание 2 . Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание 3 . Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.
Шумят в лесу осины, березы и дубы,
И просятся в корзины малины и грибы.
Хорошая погода, веселые деньки…
Отправимся в походы, наденем рюкзаки.
Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.
Дорог хороших много, - любую выбирай.
Пройдем тропой гористой и чащею лесной.
Мы юные туристы, мы любим край родной.
(Н.Найденова)

Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.

Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Задание 6 . Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (...?) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание 11 . Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание 12 . Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание 13 . Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание 14 . Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг ?, Как называют маму за доброту ?, Как называют варенье из вишни ?

Задание 15 . Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого .

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце. )

Задание 16 . Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото , обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный .

Черное золото
Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… - это богатство нашей страны.

Задание 17 . Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.

Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за , а в предложном – о, в, на .

Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем .

Задание 19 . Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
(По Г.Скребицкому)

Задание 20 . Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание 21 . Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание 22 . Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание 23 . Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание 24 . Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

Задание 25 . Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.

-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.

Задание 26 . Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание 27 . Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание 28 . Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

Пахнет, еловая, хвоя, сосновая, и.

1. Выпишите прилагательные, укажите их разряд, род, число, падеж. Подсказка: в тексте 38 прилагательных; не перепутайте их с причастиями.

(1) В русских народных песнях, которые на сегодняшний день известны широкому кругу слушателей, звучат берущие за душу красивые инструментальные мелодии, отражающие самые заветные чувства человека.

(2) В расположенных за диковинными помещичьими усадьбами дремучих лесах, вдалеке от нехоженых троп, медвежьи берлоги, как и лисьи норы, намного опаснее, чем может это себе представить неопытный охотник.

(3) Летний воздух даже в непроглядных вечерних сумерках невероятно горяч и пахуч, особенно когда возвращаешься после утомительной трёхдневной прогулки, да ещё имея на плечах крепкий матерчатый рюкзак, забитый деревянной и пластиковой посудой.

(4) Стоявший с незапамятных времён в старой двухкомнатной квартире в одном из центральных районов нашего города бабушкин железный сундук был настолько тяжёлым и громоздким, что даже сильным на вид суровым грузчикам удалось сдвинуть его с места лишь после неоднократных попыток.

2. Вставьте Н или НН.

Звери…ый крик; непаха...ая земля; глаже...ый костюм; муравьи…ая кислота; подли...ое искусство; льви…ое потомство; отправле...ое письмо; комари…ый писк; нефтя…ой фонтан; кипячё..ая вода; дровя…ой склад; жестя…ой чайник; сваре..ая каша; оловя…ый солдатик; утро тума…о; дорога дли…а; уроки сдела...ы; рукопись бесце…а; даль пусты…а; герои мужестве…ы; берестя…ая грамота; кожа…ый портфель; бесчисле…ые стаи; жизне…ый вопрос; лимо…ый напиток; жестя…ая кружка; прода...ый товар; царств…ый жест; стекля…ый шар; глиня…ая ваза.

3. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки и раскрывая скобки.

Короткий осе..ий день (по)(не)многу дог..рал и над землёй смыкались (не)уютные сумерки. Мы стояли на краю совсем (не)глубокого оврага. (В)отдалени.. я заметил (не)казистую на вид но (по)своему оч..ровательную (не)высокую белую церковь. Из кустов вылетела (не)большая ночная птица. Меня тотчас охватила (не)приятная, (не)подвижная сырость. (Не)об…ятный (не)бесный свод почему(то) (не)синий и даже (не)серый а обладавший (не)вполне различимым оттенком ра..двинулся еще (не)объятнее и стали видны (не)видимые в другое время суток звёзды.

Широкие круглые листья плавали на (не)затянутой тиной поверхности (не)подвижной воды. Гнездятся беркуты на почти (не)приступных скалах. (Не)большие а совсем маленькие просветы были заметны сквозь кроны деревьев. Лодка (не)заметно скользила по уже (не)отбрасывавшей бликов водной глади.

4. Выпишите из стихотворения Николая Заболоцкого только те предложения, в которых есть прилагательные. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите разряд каждого прилагательного и все его морфологические признаки.

(1) В этой роще берёзовой

(В)далеке от страданий и бед

Где колебл..тся розовый

(Не)мигающий утре..ий свет

Где прозрач..ной л..виною

Спой мне иволга песню пусты..ую

Песню жизни моей.

(2) Но ведь в жизни солдаты мы

И уже на пр..делах ума

Содр..гают..ся атомы

Белым вихрем взм..тая дома.

(3) Как безумные мельницы

Маш..т войны крылами (во)круг.

(4) Где ж ты иволга леса отшельница?

(5) Что ты смолкла мой друг?

(6) Окружё..ая взрывами

Над рекой где черне..т камыш..

Ты летиш.. над обрывами

Над руинами смерти летишь.

(7) Молч..ливая стра..ица

Ты меня пров..жаешь на бой

И смертельное обл..ко тян..тся

Над твоей головой.

(8) За великими реками

Встан..т солнце и в утре..ей мгле

С опалё..ыми веками

Пр(е,и)паду я убитый к земле.

(9) Крикнув беше..ым вороном

Весь дрожа замолчит пул..мёт.

(10) И тогда в моём сердце разорва..ом

(11) И над рощей берёзовой

Над берёзовой рощей моей

Где л..виною розовой

Льются листья с высоких ветвей

Где под каплей божестве..ой

Холодеет кусочек цветка

Встан..т утро победы торжестве..ой

(На)века. (Николай Заболоцкий)

======================================

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРФОГРАФИИ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ

Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И В ПРИЧАСТИЯХ. НЕ СО ВСЕМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

01 . Перепишите, вставляя Н или НН. Объясните ваш выбор .

Осли..ые уши, ледя..ая горка, змеи..ое шипение, история обыкнове..а, рискова..ый шаг, серебря..ый колокольчик, засея..ое поле, фруктовое мороже.ое, гости..ый двор, карма..ый фонарик, купле..ый кефир, незва..ые гости, речи торжестве..ы, це..ый совет, манеры сдержа..ы, топлё..ое молоко, яблоки румя..ы, бельё развеше..о, пусты..ый остров, беше..ые деньги, тка..ая на фабрике скатерть, гравирова..ая надпись, отмече..а грамотой, дальний родстве..ик, соломе..ая шляпка, пчели..ые соты, мощё..ая дорога, письмо написа..о, ко..ый спорт, фото наклее..о, забрёл в мали..ик, неприкоснове..ый запас, покраше..ый фасад, моното..ое чтение, гружё..ая продуктами машина, соловьи..ые трели, масля..ая краска.

02 . Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания .

1. (Не)далее как вчера была (не)продолжительная а кратковреме..ая и в то(же) время (не)вероятно сильная и (не)ожида..ая гроза. 2. Ра..им утром ещё чу..ствовалась навея..ая вчерашней (не)погодой лёгкая прохлада. 3. А теперь только оди..адцатый час на исходе а уже (н..)куда (н..)денеш..ся от (н..)стерпимого зноя июльского дня. 4. Отнюдь (не)прохладный даже раскалё..ый воздух почти (не)слышно колыш..тся над песча..ой (не)хоже..ой дорогой. 5. Дремл..т (не)орошаемая живительной влагой зелень рощ.. и (не)обрабатываемых в это время пашен. 6. Что(то) (не)внятное бормоч..т в (полу)дремоте (не)угомо..ый кузнечик. 7. Сила истомы овладевш..й нами (не)пр..одолима и (не)где укрыт..ся от духоты. 8. Одна лиш.. (не)знающая усталости стрекоза чу..ствует себя (по)прежнему. 9. (Не)(у)кого узнать прогноз погоды на ближайший час. 10. И мы (не)увере..ы сможет(ли) что(нибудь) разбудить скова..ую жарой природу.

11. (В)друг (не)что загр..хотало в тума..ой (не)ясной дали где(то) около (не)работающей мельницы. 12. С (Ю,ю)го(восточной) стороны двинулась гряда наполне..ых влагой (н..)чем (не)сдерживаемых туч__. 13. Тишина царившая (в)течени.. десяти минут в которой была слышна даже суета в мыши..ых норах теперь наруше..а (не)сколькими (не)большими порывами ветра. 14. (Не)много затр..петала л..ства пр..кл(а,о)нились к земле (не)поддающиеся стихии полевые злаки. 15. Пока (не)ясно скоро(ли) пойдёт дождь, однако было(бы) весьма (не)приятно попасть под ливень а остават..ся в поле в любом случае представлялось крайне (не)осмотрительным поступком.

16. История наша (не)оконче..а однако мы (не)сторо..ики (не)завершё..ых сюжетов (по)этому продолжение (не)замысловатого ра..каза о том как (не)нарочно мы ок..зались в июльскую пору в (не)защищё..ом состоянии придумайте сами.