» » Тук тук средство передвижения. Городской транспорт таиланда. Как сообщить водителю о нужной остановке

Тук тук средство передвижения. Городской транспорт таиланда. Как сообщить водителю о нужной остановке

В сегодняшней статье речь пойдет о таком виде транспорта, как тук-тук.

Ничего общего со стуком в дверь, смотрим видео

Одно из самых интересных средств передвижения в Азии

– это такой традиционный вид транспорта, как тук-тук. Смешное название, еще более смешное содержание)) Кстати, есть версия, что тук-тук пришел на смену рикшам, которые возили людей.

Современный тук-тук представляет собой трехколесный мотороллер с крышей, эдакая мотоколяска, собранную в тайских гаражах из подручных кусков железа, дерева и пластмассы. Иногда диву даешься, как тук-тук на котором ты едешь, еще не развалился. На него обычно ставится , который безбожно тарахтит и коптит. Самый большой плюс такого общественного транспорта – это его дешевизна и скорость. Чтобы проехать на этой мотоколяске, надо договориться с тук-тукером (водителем), о месте назначения и оговорить цену, за которую он вас повезет. Самое интересное, что тук-тукеры, как правило, цен не ломят и торговаться с ними за «пять копеек» смысла нет.

Вконтакте

Одноклассники


Как добраться из Бангкока в Паттайю? Известный хэштег VSCO в инстаграме – что это значит?

Транспорт на Пхукете: на чем передвигаться, как добраться из аэропорта на курорт, где взять в аренду мопед или велосипед. А также тук-туки, сонгтео, автобусы и другие виды транспорта Пхукета.

  • Горящие туры в Таиланд
  • Туры на Новый год по всему миру

Пхукет - не просто большой (примерно 50 на 20 км), но и рельефный остров, покрытый множеством холмов и гор, а значит - длинными серпантинами дорог, петляющих между возвышенностями и бухтами. И если вы не прилетели на Пхукет проваляться две недели у отельного бассейна, вопрос транспорта встанет очень скоро. Итак, что мы имеем? Три с половиной городских автобуса, с десяток маршруток, муниципальный рейсовый автобус до аэропорта, экскурсионный псевдотрамвай, паромы и лодки, такси, мототакси, тук-туки и прокат. Список может показаться внушительным, но давайте разберемся, не обманчиво ли первое впечатление.

Городские автобусы

По острову разбросано множество поселков и деревень, но административным, культурным, торговым и вообще центром считается Пхукет-Таун . Именно по его улицам курсируют городские автобусы.

Автобус на Пхукете непривычному человеку опознать сложно - это переделанный грузовик розового цвета с жестяной крышей, кузов которого оснащен тремя длинными скамьями, окна закрываются брезентом или пленкой только в случае непогоды, а дверей и вовсе нет - открытый входной проем расположен сзади.

Плату собирает кондуктор в салоне: вне зависимости от числа остановок возьмут 25 THB, билет могут выдать, а могут и забыть. Переживать по этому поводу не стоит: подставлять под штрафы вас здесь никто не станет.

Автобусные остановки на Пхукете есть, но сидеть там в ожидании транспорта - не лучший вариант. Завидев розовый грузовичок, махайте ему рукой и всячески привлекайте внимание. Остановки - по требованию: нажмите на одну из кнопок-звонков на крыше или поручнях. Автобус остановится, как только позволят правила дорожного движения.

Автобусы курсируют по трем весьма путанным маршрутам, таким же замысловатым, как и движение по улицам Тауна. Все маршруты заходят на старый автовокзал в центре города либо останавливаются неподалеку. Маршрут № 1 проходит мимо популярного торгового центра Central Festival. Вторым можно добраться от старого автовокзала до нового на северной окраине города, откуда отправляется большинство междугородных автобусных рейсов. Автобус № 3 доставит из Пхукет-Тауна до юго-западной окраины - местечка Ко Сире. Там расположено несколько пристаней с паромами до ближайших островов, можно снять лодку или поужинать свежими морепродуктами в ресторане прямо на берегу моря.

Забравшись в салон, уточните у кондуктора, в нужную ли сторону идет автобус, внятно и четко назвав желаемую точку прибытия.

Главные минусы городских автобусов - отсутствие четкого графика между машинами на маршруте и ограниченное время работы: с 6:00 до 19:00.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография


Сонгтео и маршрутные микроавтобусы

Человеку без личного транспорта для обзора всех главных пляжей Пхукета придется серьезно потратиться на такси либо мотаться между своим отелем и Пхукет-Тауном. Именно из старого центра расходятся по дальним районам и пляжам Пхукета синие грузовички и пикапы сонгтео (буквально: «две лавки»). Стоимость проезда 40-60 THB в зависимости от расстояния. Расплачиваться нужно с водителем, подойдя к кабине на выходе. Как и в автобусе, о желании выйти известите водителя звонком. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

В сонгтео нет кондукторов - не пытайтесь отдать деньги соседям по салону. Могут и взять.

Главные минусы сонгтео - малая вместимость, а также полное отсутствие каких-либо графиков и расписаний. Часто водитель не тронется с места, пока не наберет оптимальное по его мнению число пассажиров, так что ожидание может затянуться. И наоборот - в выходные дни последний сонгтео может уйти с дальнего и популярного пляжа уже в 14:00, оставив незадачливых туристов на растерзание таксистам. Приехав на пляж, несколько раз переспросите у водителя, а лучше у двух, когда отправится в Таун последний сонгтео. Практика показывает, что обманывать вас не станут, пусть это и может навредить бизнесу.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



Маршруты, проходящие через крупные деревни и районы Пхукета, работают примерно с 7:00 до 18:00. Малая вместимость пикапов-сонгтео хороша, когда ты ждешь отправления на конечной, но учтите, что транспортом этим активно пользуются местные жители, порой перевозящие невероятное количество баулов, тазов и сумок. Так что мало поймать нужный сонгтео на трассе, надо в него еще втиснуться.

Единственный действительно большой автобус, схожий с младшими братьями-сонгтео раскраской, ходит из Тауна до Патонга. Мест в нем достаточно, отправляется по расписанию, которое можно уточнить у водителя или его помощника.

Также с недавних пор от старого автовокзала в Тауне до Патонга ходят комфортабельные микроавтобусы с кондиционерами. В отличие от частников на сонгтео, бело-зеленые микроавтобусы ходят строго по расписанию: каждый час с 7:00 до 18:00 от автовокзала и с 6:00 до 18:00 с Патонга. Билеты стоят от 30 до 50 THB.

Автобус «Аэропорт - Пхукет-Таун»

От старого автовокзала до аэропорта Пхукета ежедневно ходит городской оранжевый автобус. Отправления с автовокзала с 6:00 до 18:30, из аэропорта - с 8:00 до 20:30. Подробное расписание можно посмотреть на сайте автобуса . Этот вид транспорта вовсе не обязательно рассматривать именно как автобус до аэропорта: на нем можно добраться до аутлета Пхукета, монумента Героиням или района Таланг. Как и в прочих автобусах острова, возможна остановка по требованию. Стоимость полной поездки 100 THB, отдельную за багаж плату не просят.

Тук-туки

На Пхукете практически не встретить тук-туков на базе мотоциклов. Здесь распространены модные свежевыкрашенные микро-грузовички красного, синего, желтого и зеленого цветов, рассчитанные на компанию в 6-8 человек. Главное отличие тук-тука на Пхукете от его аналогов из других городов и курортов Таиланда - цена. Водитель пхукетского тук-тука не возьмется вас подвозить меньше чем за 300-500 THB, даже если речь идет о перемещении в пределах одного пляжа. Такой вид транспорта хорош для большой веселой компании во главе с человеком, умеющим торговаться. Но вот для двоих - дороговато. Как следствие, тук-туки часто простаивают в районе пляжей или разъезжают пустыми по улицам, заманивая туристов разноцветными лампочками и громкой музыкой.

Экскурсионный трамвай

Осенью 2015 г. по улицам Пхукет-Тауна впервые прошел экскурсионный трамвай, вернее - стилизованный под трамвай автомобиль. Точка отправления - парк им. 72-летия Королевы Сирикит. «Трамвай» делает круг по историческому центру города. Билет не нужен, проезд свободный. За день он выполняет 6 рейсов: в 9:00, 11:00, 13:00, 14:00, 15:00 и 16:00.

Такси

Таксисты на Пхукете несговорчивые и жадные. Особенно в удаленных от центра туристических местечках и в то время, когда сонгтео уже не дождаться. А если вы проявите неосторожность и сообщите о срочности поездки, то цена может «внезапно» вырасти. Цены для ориентира: поездка из Карона в Патонг обойдется в 400-500 THB, за доставку с Патонга до Тауна могут попросить 500-800 THB, от Найхарна и Раваи до аэропорта до 1500 THB.

Для понимания цен на поездки между разными точками можно поиграть с калькулятором на сайте любой из фирм, предлагающих заказ такси онлайн. Вооружившись этими знаниями, пытайтесь договориться с водителем на улице: заложите в сумму возможности для торга, но стойте на своей цене до последнего.

Если хочется с комфортом потратить несколько часов на осмотр острова, останавливаясь для памятных фотографий на видовых точках, имеет смысл договориться с представителем вашего отеля, кондо или просто знакомым тайцем об аренде машины с водителем. У любого из них наверняка найдется родственник, который за 1000-1200 THB будет катать вас 3-4 часа по выбранному маршруту.

Мототакси

В первый же день вашего путешествия по Пхукету вы увидите мопедистов в жилетках разных ярких цветов. Это распространенный, быстрый и доступный способ перемещения по острову. Стоимость поездки зависит от вашей настойчивости и готовности торговаться: там, где таксист на автомобиле возьмет 500-600 THB за возможность постоять в пробке (а их не избежать и на райском острове), мототакси домчит за 100-200 THB, объезжая пробки по обочине и мотоциклетной полосе. Небольшие расстояния внутри одного района и вовсе обойдутся в 30-50 THB.

Эти таксисты непривередливы, сговорчивы и берутся подвезти даже двоих с сумками и рюкзаками. Их даже ловить не надо - они сами вас поймают. И не брезгуйте предложенным шлемом: помыть волосы просто, а в случае ДТП лучше разбить шлем, чем голову. Обязательно держитесь за водителя или ручки мопеда, а если боитесь, то заранее попросите не ехать слишком быстро.

Водный транспорт

Централизованного водного сообщения между районами Пхукета нет, но на любом пляже можно арендовать вместительную тайскую лодку - лонгтейл. Такие лодки обычно рассчитаны на 8-10 человек. Цена договорная, зависит от благожелательности лодочника, численности вашей компании и сезона. Например, на пляже Банг-Тао за час прогулки и сноркелинга у ближайшего безымянного островка могут попросить 1000-1200 THB, маски, спасательные жилеты и ласты - бонусом. А на одном из пирсов Ко-Сире за 4-5-часовую прогулку вдоль острова запросят 3000-4000 THB.

По восточной стороне Пхукета разбросано сразу несколько крупных пристаней и пирсов, от которых регулярно отправляются паромы на ближайшие острова, там же предлагают свои услуги лодочники-частники. Цены зависят от расстояния: от 15-30 THB за место в лодке к ближайшему островку до 100-200 THB за паром к одному из отдаленных островов.

Аренда велосипеда

Велопрокатных контор на острове совсем немного: горный рельеф Пхукета, отсутствие уважения к велосипедистам со стороны водителей мопедов и авто, отсутствие специальных дорожек и жара способны превратить 5-километровую велопрогулку в настоящее испытание даже для матерого триатлониста. Собственно, подавляющее число велосипедистов, которых вы встретите на острове, и будут спортсменами, изнуряющими себя перед официальными заездами. Сравнительно комфортно кататься можно исключительно в пределах обустроенного туристического района, такого как Карон или Ката. Ориентируйтесь на 100-120 THB за сутки проката.

Аренда мопеда

Арендовать мопед на Пхукете совсем несложно. Прокатные конторы буквально на каждом углу, байки дают в аренду отели, мастерские, объявление о прокате можно увидеть даже на калитке частного дома. В зависимости от сезона, модели и состояния техники за сутки аренды возьмут 150-300 THB, за неделю - 1000-1500 THB, за месяц - в пределах 2000-3500 THB. Возможно, предложат показать водительские права, но это редкий случай, также в залог могут попросить паспорт и определенную сумму денег. И если денежный вопрос можно решить, то паспорт никому и никогда не отдавайте. Максимум - скан. Перед арендой тщательно осмотрите байк, сфотографируйте в присутствии хозяина все, даже самые мелкие повреждения и царапины, убедитесь, что техосмотр не просрочен и есть страховка. Вместе с байком вам выдадут шлем, советуем потратить 500-600 THB и купить вместо прокатного котелка что-то посерьезнее. Потом его за половину цены заберут в любом прокате.

А теперь самое важное. Если у вас нет достаточного опыта вождения мопеда и мотоцикла, если вы впервые в стране с левосторонним движением, если вы чувствуете неуверенность или же, напротив, абсолютно ничего не боитесь, а тем более, если любите выпить - откажитесь от аренды байка. Таиланд входит в тройку стран-лидеров по смертельным исходам ДТП, и весомую часть этой статистики делают не тайцы, а туристы. И даже если вам повезло в аварии отделаться царапинами, помните главное правило тайской полиции: всегда виноват фаранг. Интернет пестрит историями об иностранных туристах, вынужденных отдать «пострадавшему» в ДТП тайцу десятки и сотни тысяч батов. Не стоит пополнять этот печальный список и портить себе отдых, а возможно, и жизнь.

Если вы все-таки решили снять байк, не забывайте надевать шлем (это касается и пассажира), не превышайте скорость, следуйте правилам и ведите себя на дороге вежливо. Дорожная полиция Пхукета весьма лояльна к иностранцам, пока они держатся в рамках приличия. Но отсутствие того же шлема - сигнал полицейскому остановить вас, и тогда полной проверки не избежать. За поездку без шлема полагается штраф в 400-500 THB, вождение без лицензии нужной категории будет стоить еще больше, наверняка добавятся несколько сотен батов за неправильную остановку или маневрирование. Про езду в состоянии алкогольного опьянения и упоминать не стоит: задержание, КПЗ, суд, крупный штраф. Если же в пьяном виде случилось ДТП, то крупный штраф может стать очень крупным, а КПЗ трансформируется в тюрьму. Кстати, требования к полиции в Таиланде становятся все жестче, ряды сотрудников постоянно очищают от коррупционеров, а это значит, что за попытку подсунуть местному гаишнику пару купюр в виде взятки можно угодить в серьезные неприятности.

Аренда автомобиля

Аренда авто будет хорошим выбором для большой компании или семьи с детьми, при условии, что у водителя есть права международного образца и приличный опыт вождения. Больший размер транспортного средства не дает водителю автомобиля каких-либо законных привилегий перед мопедистами - спрос за нарушения ПДД так же строг. Габариты и вес машины даже накладывают дополнительную ответственность: случаи столкновения с мотороллерами часто заканчиваются трагично.

Фирм, занимающихся арендой авто на Пхукете, в разы меньше, чем их коллег, специализирующихся на байках. Однако выбор более чем достойный. На рынке представлены такие гиганты как Auto Europe и Rentalcars, есть множество небольших тайских и островных компаний, сайты многих контор поддерживают русский язык, практически имеют англоязычную версию. Так что забронировать подходящий автомобиль можно заранее через интернет, машину доставят в аэропорт Пхукета или к вашему отелю в назначенный час. Небольшой джип с механической коробкой будет стоить 700-750 THB за сутки и порядка 16 500 THB за месяц проката. Honda Jazz или Toyota Vios - 1000-1200 THB в сутки, 24 000 THB в месяц. Семейный минивэн - от 2000 до 3000 THB в день.

Уделите особое внимание страховке: она должна покрывать все возможные и невозможные неприятности. При движении обращайте внимание на разметку и знаки, а лучше - заранее порешайте тайские экзаменационные билеты для претендентов на получение водительских прав, это поможет заранее понять суть левостороннего движения.

С недавних пор на Пхукете идет настоящая война с нарушителями правил парковки. Опрометчиво оставленный в неположенном месте автомобиль может принести штраф от 500 до 1500 THB. И не забывайте про мопедистов - их очень много, они ездят по встречным полосам, пролетают на красный, не озадачиваются сигналами поворота и ничего не боятся.

Тук Тук — так в Паттайе называют общественный транспорт. Тук тук представляет из себя пикап с крытым кузовом, в котором сидят пассажиры. Передвигаться по Паттайе на тук туке безопасно и дешево. Тук туки ходят по всем основным улицам Паттайи круглосуточно.

Тук Тук в Паттайе на Джомтьене

Что такое тук тук в Паттайя? Это полноценный общественный транспорт, на котором можно легко доехать за символические деньги практически в любую точку города на одном маршруте или с пересадкой. Ходят до всех крупных магазинов и автовокзалов.

Особенности тук туков в Паттайе

  • Проезд в тук туке стоит 10 бат (20 руб / 0,3$).
  • Время работы: круглосуточно. Днем ходят с короткими интервалами 1-5 минут, вечером реже.
  • На номера не смотрите, маршруты зависят от улицы.
  • Поймать тук тук можно взмахом руки, как такси. Останавливаются в любом месте.
  • В салоне нет стекол. В случае дождя опускают пленку. Можно ехать на задней платформе, стоя на улице.
  • Не садитесь полубоком (признак туриста). Сидите прямо, не ставьте сумки на сиденье и всегда пододвигайтесь, чтобы другие люди тоже могли сесть. Маленького ребенка сажайте на колени, если много людей.
  • Чтобы выйти, нажмите кнопку звонка на потолке.
  • Деньги за проезд отдавайте водителю при выходе через переднее окно. Лучше платить мелкими деньгами, так как сдачу, бывает, могут «случайно» недосчитать.
  • Если водитель вдру свернул с маршрута по своей прихоти, придётся выйти и поймать другой. Спорить бесполезно, не тратьте нервы. К примеру, часто тук туки не идут до конца Джомтьена или не едут из центра на Вонгамат, а сворачивают к пляжу. Никакой логики нет, просто примите как данность.
  • Может работать как такси. Средние цены от 150 до 300 бат за машину или по 50 бат с человека.


Фото салона типичного паттайского тук тука

Маршруты тук туков в Паттайе

Тук-туки работают по всем основным улицам города. В центре в начале практически каждой крупной улицы всегда стоит тук-тук, набирающий людей. Если сесть в него, то вы сможете проехать по этой улице до конца.

На Джомтьене сонгтео ходят по всей длине пляжной улицы. В центральной Паттайе по пляжной улице и по второй и третьей от моря, а также по трем вертикальным улицам до Сукхумвита. В районе Наклыа и пляжа Вонгамат только один маршрут по главной улице. В районе Пратамнак и Кози Бич маршрутов нет.

1. Маршрут «Джомтьен — Центр Паттайи»

На этом тук туке можно доехать с Джомтьена:

  • В Теско Лотус и на рынок Тепразит (с пересадкой на Тепразит роад)
  • В центральную Паттайю: на Волкинг стрит, в магазин Тукком, в ТЦ Central festival, Big C и Терминал 21
  • На пирс к парому до острова Ко Лан (нужно пройти пешком через Волкинг стрит)
  • На пляж Вонгамат (чаще всего с пересадкой)

Маршрут проходит по всей пляжной улице в районе . Начинается по-разному, иногда от полицейского участка на пересечении с улицей Чаяпрыек, а иногда чуть дальше, южнее, в районе На Джомтьен. Тук-туки, которые едут из центра обратно, не всегда довозят дальше улицы Чаяпрыек. В этом случае, если надо ехать дальше, просто выходите и ждите следующий.

Карта маршрута «Джомтьен — Центральная Паттайя»

Конечная в центре ПТТ чаще всего у кругового перекрестка с дельфинами. Изредка может поехать дальше в район Наклуа.

Перекресток с дельфинами на карте

Остановка, чтобы поехать обратно на Джомтьен, находится на пересечении Второй улицы и Южной улицы. Это южная чать центральной Паттайи, недалеко от Walking Street. Там всегда стоят много тук-туков, просто садитесь в последний, где сидят другие люди.

Остановка тук-туков в сторону Джомтьена

2. Маршрут по Тепразит роуд

Этим маршрутом пользуются все, кто живет на Джомтьене и Пратамнаке. Куда можно доехать:

  • В большой Теско Лотус
  • В спортивный ТЦ Аутлет Молл
  • На ночной рынок Тепразит
  • На фруктовый рынок возле Колизея
  • До шоссе Сукхумвит, чтобы пересесть на белый тук-тук в сторону Амбассадора

Стартует в начале улицы Thep Prasit road, недалеко от Фудмарта. Едет до Сукхумвита, там разворачивается возле Аутлета. Иногда в выходные дни может развернуться чуть раньше, возле ночного рынка. Остановка в обратную сторону возле таксистов напротив Аутлета.

Маршрут тук тука по улице Тепразит

3. Маршрут «Центральная Паттайя — Вонгамат — Наклуа»

Маршрут связывает северные районы Паттайи с центром и югом. На этом автобусе можно проехать:

  • Из центра в район Наклыа
  • На северные пляжи: , пляж Полумесяц, Вонг Прачан
  • К Храму Истины и дворцу куриного короля
  • С Вонгамата можно доехать до ТЦ Терминал 21, Централ Фестиваль и больших супермаркетов Теско, Биг Си без пересадок
  • От Вонгамата без пересадки можно доехать до Волкинг стрит

Маршрут стартует от перекрестка с дельфинами напротив Terminal 21 и проходит по улице Pattaya Naklua примерно до рыбного рынка. К пляжу Вонгамат не идет, до моря от главной улицы идти примерно 20 минут. Обратно с Вонгамата в центр идет так же по улице Naklua, проезжает через новый торговый центр , разворачивается и далее движется по пляжной улице (Beach Road), мимо Central Festival до Walking Street.

Схема движения тук туков «Центральная Паттайя — Вонгамат»

4. Маршруты тук-туков в центральной Паттайе

В центре ПТТ есть несколько маршрутов. По пляжной улице, Бич Роуд, движение одностороннее и маршрутки ходят только в одну сторону с севера на юг, то есть в направлении Волкин Стрит. Стартуют от перекрестка с дельфинами. Конечная возле остановки тук-туков на Джомтьен.

По второй улице от моря ездят в обратном направлении, с юга на север.

Схема движения тук-туков в центре Паттайи по Beach Road

Также в центре ПТТ есть 3 улицы от пляжа в сторону шоссе Сукхумвит — Северная, Центральная и Южная. По ним также курсируют 10-батовые сонгтео.

Между второй и третьей улицами, есть улица розовых фонарей, Сои Бакао. По ней также проходит маршрут сонгтео. Проехать можно от магазина Тукком и Френдшип до центральной улицы (а затем дойти до центрального Биг Си) или дальше до пляжа в этом районе.

Где заказать трансфер из аэропорта?

Мы пользуемся сервисом - KiwiTaxi
Заказывали такси онлайн, оплачивали картой. В аэропорту встретили с табличкой с нашей фамилией. Довезли до отеля на комфортном авто. Про свой опыт уже рассказывали в этой статье .

5. Белый тук-тук по трассе Сукхумвит

По шоссе Сукхумвит также ходят маршрутки. Куда можно доехать на белых тук туках:

  • В парк миниатюр
  • В аквариум Underwater World Pattaya
  • На Плавучий рынок
  • К отелю и пляжу и ТРЦ Мимоза
  • До аквапарка Cartoon Network
  • До поворота на Нонг Нуч
  • До поворота на Военный пляж Сай Кео

Проезд на короткие расстояния в пределах центральной Паттайи стоит 10 бат, а если ехать чуть дальше, до Амбассадора, например, то 20 бат с человека. Но чаще всего сейчас водители требуют с туристов оплачивать по 20 бат с человека. Спорить бесполезно, просто заплатите и забудьте. По трассе Сукхумвит ходят не только белые, но и синие сонгтео. Синие только до плавучего рынка (до Амбассадора не идут). Белые проезжают Амбассадор и едут дальше в сторону городка Сатахип. Где у них там конечная, неизвестно.

Карта движения белого тук тука по Сукхумвиту

Отметки на карте в начале маршрута и в конце условные, я точно не знаю, где он начинается и где заканчивается. Но в этих точках точно проходит.

Карта Паттайи с маршрутами тук туков

Такую карту можно взять бесплатно возле многих магазинов в Паттайе. Эту копию я взял в Фудмарте, также видел такие карты возле 7-Eleven. Помимо обилия рекламы, тут есть полезная информация о городе, телефоны всяких экстренных служб и схема движения тук туков.


Схема движения тук туков в Паттайе

Как куда доехать на тук-туке

Я буду использовать номера маршрутов в том порядке, как описано в статье выше, чтобы было понятнее.


Тук-тук в качестве такси на смотровой площадке в Паттайе

В остальных регионах Тайланда общественный транспорт такого типа называется сонгтео или baht bus. А само слово «тук тук» в странах Азии всегда означает мотоцикл на трех колесах, который работает, как такси.

Говорят, что их называют "тук-тук" за звук двигателя. За звук двухтактного двигателя тук-тук-тук-тук...

Ещё их называют моторикша или трёх-колёсное авто, или самоза, или темпо, или мототакси, или... И в разных странах их могут называть по-разному, но почти везде можно услышать простое название "тук-тук".

Испокон веков в Азии были популярны велорикши - велосипед с коляской для пассажиров. Не самое быстрое такси, зато дешёвое. Прогресс добавил на велосипед мотор и появился тук-тук - быстрее велосипеда и, опять же, дешёвый способ добраться из одной точки в другую.

Классические тук-туки выпускаются серийно на автомобильных заводах. Специально обученные люди улучшают моторы, уменьшают расход топлива и улучшают безопасность. Но есть и самодельные тук-туки, и переделанные авто, и конструкторы из прицепа и мопеда.

О чём нужно помнить пассажирам тук-тука? Это дешёвое транспортное средство. При производстве тук-туков экономят на всём, включая комфорт, безопасность и подвеску. Длительный поездки на таком транспорте могут быть очень утомительны (особенно для пятой точки).

Из поездок по странам Азии у меня собралась целая коллекция всевозможных тук-туков.

Вот этот тайский старичок, похоже один из первых тук-туков. Судя по всему это Daihatsu Midget (выпускался с 1957 года):

Тук-туки Шри-Ланки полируются и украшаются своими хозяева, как на выставку или на конкурс "мой любимый тук-тук". В ход идут хромированные трубы, самодельные дверцы, различные обвесы, разукрашенные колёса.

В Индии же можно увидеть самые грязные и развалившиеся развалюхи. И невероятно, как они при этом продолжают ездить.

Эксплуатируют Тук-туки в Индии жёстко. Как вы думаете, сколько десятков пассажиров может поместиться в один маленький тук-тук?

Максимальная скорость для тук-тука 50 км в час. Но обычно они не "гоняют" быстрее 30 км в час, из за чего и становятся причиной дорожных заторов:

Хотя, думаю, что главная причина совсем не в их скорости, а в наплевательском отношении их водителей к правилам дорожного движения. Хотя, кто в Азии серьёзно относится к правилам?

Переходим к нестандартным тук-тукам. Посмотришь с одной стороны - мотоцикл, с другой - ... вроде бы тук-тук.

Некоторые из таких тук-туков выглядят очень даже "внушительно"и слегка потрёпанно:

В Камбодже подошли к вопросу проще: мопед + прицеп = тук-тук. К мопеду приваривается крепление для прицепа, который при желании можно быстро прицепить или отцепить. Дёшево и практично.

А в отсутствие клиентов в прицепе можно и отдохнуть:

В некоторых регионах тук-туками так же называют переделанные автомобили:

А иногда тук-туки превращают в дискотеку на колёсах со свето-музыкой, множеством колонок и сабвуферов. Чего только не сделаешь ради клиентов - туристов?

Тук-туки были есть и будут не только туристическим транспортом, а и обыденным общественным транспортом Азии.