» » Нис платформа лыжи. Как установить крепления на NIS платформу. Поворотный механизм отстегивания ботинка

Нис платформа лыжи. Как установить крепления на NIS платформу. Поворотный механизм отстегивания ботинка

Что такое система NIS — это пластиковая платформа, интегрированная в лыжу на заводе-изготовителе, выпущенная в 2005 году компанией Rotefella, совместно с Madshus и Rossignol. Она исключает необходимость сверления отверстий в лыже для установки креплений. Крепления, которые для неё подходят, имеют специальную форму и предназначены только для установки на NIS платформу. Тип креплений, выпускаемых для NIS только NNN, что делает лыжу менее универсальной в плане выбора типа креплений.

В настоящее время эту платформу устанавливают такие бренды как Fisher, Rossignol и Madshus на все свои «верхние» модели лыж!

Рассмотрим установку креплений Rotefella Xcelererator 2.0 на лыжи Rossignol Delta Scating с предустановленной NIS платформой.

Основная часть крепления заводится в пазы платформы со стороны мыска лыжи.

Двигаем крепление до первого щелчка.

На верхней части платформы имеются 2 группы углублений по 7 штук, направленных в разные стороны. В свою очередь на креплении имеются 2 разнонаправленных выступа. При движении крепления по платформе первый выступ беспрепятственно проходит первую группу углублений, а на первой выемке следующей группы происходит щелчок и крепление фиксируется. Оба выступа крепления встают в пазы и не дают креплению двигаться дальше. Для того чтобы двигать крепление дальше, необходимо использовать ключ, идущий в комплекте и приподнять хвостик крепления. На фото ниже крепление ещё не доведено до второй группы пазов, а ключ я вставил заранее.


В таком положении хвостик крепления находится после первого щелчка. Цифры по краям обозначают смещение крепления относительно центра тяжести лыжи. В таком положении крепление стоит на +3, а надо выставить его посередине. Паз крепления должен попасть в обведённую выемку, на ней видна прорезь, обозначающая правильное положение крайнего выступа крепления, при котором место фиксации лыжного ботинка в креплении будет совпадать с центром тяжести лыжи.

Для разных условий погоды можно смещать крепление относительно центра тяжести. Для жесткого снега рекомендуется сместить крепление в плюс (будет задействована жёсткость лыж), а для свежего снега в минус (уменьшение давления на носок лыжи). В случае рыхлого снега крепление должно стоять по центру.

В таком положении крепление отцентрировано!

Установка креплений завершена!

В 2005 году фирма Rottefella совместно с производителями лыж Madshus и Rossignol разработала принципиально новую для гоночных лыж систему фиксации крепления на лыже (NIS ). NIS-плата монтируется на лыже в процессе производства, с ней используется специально разработанные крепления системы NNN R4 NIS.

Система NIS подразумевает использование лыж специально разработанных для нее и имеющих пластину NIS. На сегодняшний момент лыжи с системой NIS выпускают фирмы Madshus и Rossignol , Fisсher .

Использование системы NIS.

Крепление заводится по наводящим NIS-платы и фиксируется "на щелчок". Основная часть крепления заводится по наводящим с носка лыжи, а подпятник со стороны пятки лыжи. Перемещение крепление по фиксаторам осуществляется с помощью специального приспособления, которое прилагается к каждой паре креплений. Положение крепления относительно центра тяжести лыжи дискретно регулируется с шагом 5мм.

Преимущества системы NIS:

  • Не требуется искать центр тяжести лыжи.
  • Не требуется сверлить отверстия в лыже.
  • Крепление легко и быстро устанавливается и снимается с лыжи.
  • Одну пару креплений можно использовать с несколькими парами лыж.
  • Лыжи можно транспортировать без креплений.
  • Регулировка положения крепления позволяет выбирать оптимальное положение для различных погодных условий.

Изначально система NIS использовалась на топ-моделях лыж гоночной серии, но с сезона 06/07 выпускается несколько типов NIS-плат которые используются на лыжах различного назначения.

  • NIS 5 - платы используемые на лыжах гоночной (Race) серии имеют 5 позиций установки крепления с длинной регулируемой зоны 2 см.
  • NIS 3 - платы используемые на лыжах для тренировок (Sport) и прогулочных лыжах (Touring) имеют 3 позиции установки крепления.
  • NIS 1 - платы для туристических и прогулочных лыж с единственной позицией фиксации.
  • NIS 1 junior - платы для юниорских лыж с 1 позицией фиксации, под ботики малых размеров.

Система NIS позволяет лучше использовать погодный диапазон использования лыжи. Для на жестких трассах рекомендуется сместить крепление вперед, при этом больше используется жесткость и весовой прогиб лыжи.

При свежем снеге лучше сместить крепление максимально назад и тем самым разгрузить носок лыжи. Но если снег слишком рыхлый, то крепление лучше установить в среднее положение, которой обеспечивает равномерное распределение давления на снег.

Для классических лыж использование системы NIS имеет еще большее значение - изменяя положение крепления, Вы изменяете высоту весового прогиба и жесткость лыжи при одинаковой массе лыжника. Если крепление смещено вперед, то лыжа становится более жесткой. При смещении крепления назад, ближе к пятке, лыжу легче задавить и избавится от "отдачи".

Самый популярный зимний вид спорта - это бег на лыжах. Но чтобы занятия на свежем воздухе приносили только положительные эмоции, необходимо позаботиться о спортивном оборудовании. В статье речь пойдет о лыжных креплениях. NNN и SNS - это самые современные системы крепежа, и спор о том, какие же из них лучше, уже давно идет среди спортсменов-профессионалов и любителей.

NNN

Норвежская компания Rottofella разработала специальную систему крепления ботинок к лыжам - NNN. Оригинальность состоит в присутствии двух резиновых флексоров, соединяющих ботинок с креплением, и двух продольных направляющих, не позволяющих смещаться ботинкам в стороны. В эти пружинящие манжеты упирается носок ботинка, и после толчка они возвращают ногу в горизонтальное положение.

Конструкция NIS, используемая в креплениях NNN, позволяет установить крепеж на встроенную в лыжи платформу. Это очень удобно, так как не требуется вкручивать крепление в лыжу, и его можно сместить для настройки положения ботинка по отношению к центру тяжести. Многие лыжники используют эту возможность для настройки лыж под разные характеристики снега. Эта система также позволяет поставить спортсмену свое крепление.

SNS

Французская компания Salomon представила свою систему крепления - SNS. Отличие этой конструкции заключается в наличии центрального резинового флексора с одним в который упирается ботинок. Специальная подошва обуви позволяет спортсмену контролировать лыжи и ездить любым стилем.

Установка крепежа не предусматривает специальной платформы на лыжах, как у крепления NNN, но ботинки требуются оригинальные, подходящие только для конструкции SNS. Обычный крепеж SNS имеет только одну скобу перед подошвой ботинка, но существует еще модификация SNS Pilot, где используются две металлические оси, которые закрепляются в два разных паза, находящихся на расстоянии в 2,5 см друг от друга. Это позволяет ограничить поднятие ступни в воздух и тем самым повысить контроль над лыжами.

Различия систем

В общем, различия между креплениями NNN и SNS незначительные и будут незаметны для обычного любителя, но есть нюансы, на которые обратит внимание профессионал. Например, крепежи SNS Pilot многие хвалят за двойное зацепление ботинок к лыжам, от этого улучшается маневренность, но в то же время при не очень холодной погоде снег набивается под вторую скобу и спрессовывается в ледяной комок, препятствующий нормальной постановке ботинка на крепление. Также случается отцепление второй скобы при толчке. Но в холодную погоду эти крепления работают отлично.

Многие профессионалы ценят крепление NNN за то, что благодаря платформе на лыжах и конструкции NIS под крепежом, ботинок приподнимается, и нога как бы становится длиннее. Это увеличивает силу толчка за счет удлинения рычага. В то же время этот эффект снижает устойчивость лыжника, что исключено в креплениях SNS. Что выбрать: крепление NNN или SNS, решать самому лыжнику, в каких ботинках и на каких крепежах ему удобнее кататься. Это индивидуальный подход, и однозначного ответа нет.

Установка креплений

После выбора и покупки крепления, нужно его установить на лыжи. Делать это нужно в следующем порядке:

  1. Определяется центр тяжести лыж. Делается это так: лыжа кладется плашмя на ребро линейки и смещается до тех пор, пока не уравновесится, подобно весам (параллельно полу). Если крепление тяжелое, то находить центр тяжести нужно, приложив крепеж к лыжам, и сдвигать до тех пор, пока линия баланса не совпадет с фиксирующим пазом ботинка.
  2. Отмечаются места сверления отверстий. Для этой цели существуют бумажные шаблоны, прилагающиеся к креплению. Если шаблона под рукой не оказалось, можно нанести разметку шилом, приложив крепления к лыжам, соответственно центру тяжести.
  3. Сверлятся отверстия на глубину 10 мм. Предварительно подбирается сверло: для NNN - диаметр 3,4 мм; для SNS - 3,6 мм. Сверление производится аккуратно, слегка надавливая на дрель, чтобы не пройти лыжу насквозь. Желательно поставить ограничитель на сверло. Затем выдуваются опилки, и отверстия заливаются клеем для более надежной фиксации.
  4. Собирается конструкция. Для этого крепления прикладываются соответственно отверстиям и закручиваются шурупами. После этого требуется просушить лыжи 10 часов перед эксплуатацией.

Все готово, теперь можно идти кататься. Судя по всему, ничего сложного в выборе и установке креплений нет.

Сегодня я поделюсь впечатлениями о платформе Xcelerator Mounting Plate от компании Rottefella.
Платформа призвана, прежде всего, решить проблему установки креплений NIS стандарта на лыжи и лыжероллеры без предустановленной NIS пластины изготовителем.
Компания Rottefella сняла с производства культовую модель креплений R3, которые как раз и нужны были для "голых" лыж и роллеров. И теперь выпускаются только крепления NIS.

Мне была интересна данная платформа как человеку, который сдвигает крепления NIS вперед или назад в зависимости от состояния трассы. Если трасса жесткая, то я сдвигаю крепление вперед для лучшей курсовой устойчивости. Если же она мягкая или средней жесткости, хорошо подготовлена ратраком, то можно сдвинуть крепление назад, что позволит поднять скорость лыж.

Итак, что имеем: лыжи OneWay Premio 10, платформа Xcelerator mounting plate black, крепления Xcelerator Skate.

У меня стояли крепления R3, поэтому мне пришлось их снять и забить старые дырки.

Для установки нам так же потребуется из специального инструмента: сверло с ограничителем на 3.5мм, желательно спец. кондуктор для установки данных платформ. Если кондуктора нет, можно и самому разметить. Можно защелкнуть крепеж Xcelerator на платформу на среднее деление и отметить ось ботинка. Эту метку нужно будет сопоставить с центром тяжести наших лыж.

Кондуктор. Розовой платформой в центре выставляется размер ботинка, справа подпяточник просто вщелкивается на свое место фиксировано.


Отверстия незабываем заполнить клеем. Я использую обычный клей ПВА. Можно любой влагостойкий.

В комплекте с платформой идут болты, закручиваются достаточно туго. Стоит сказать отдельно, что в неустановленном виде платформы слегка изогнуты и достаточно жесткие. У меня было опасение, что это дефект, и придется нагреть, чтобы выпрямить. Сделано это специально. В момент установки и протяжки болтов, платформа плотно садится на лыжу.

Системы SNS и NNN. Почему только эти две системы: все просто — они самые распространенные на данный момент (все остальное уходит в прошлое — крепления NN 75 мм (для ботинок с тремя дырками, которые возможно пылятся у вас на балконах) уже менее практичны и не так удобны, плохо фиксируют ботинок относительно плоскости лыжи).

Сразу оговорюсь, обе системы креплений имеют множество моделей, которые разработаны для начинающих лыжников (любителей) и для профессионалов. Спортсмены мирового класса выступают и на тех и на других креплениях, каждый выбирает под себя.

Начну с системы креплений SNS. Разработано фирмой Salomon. Туристические (прогулочные) варианты, как правило, идут автоматы (с автоматическим застегиванием, необходимо только вставить ботинок в крепление) и подходят для комбинированного стиля катания — классикой или коньком. Флексор (резинка) средней жесткости. Их минусы — более тяжелые и иногда замерзают при низких температурах.

Следующей ступенькой будут крепления SNS PROFIL EQUIPE (classic или skate). Различие только во флексорах (резинках). Для конькового стиля катания более жесткие. Подойдут как для любителей, так и спортсменов выше уровнем. На этих креплениях будет лучше контроль над лыжей.

Уровнем выше находятся крепления SNS PILOT EQUIPE (classic или skate). Плюсы: лучшая геометрия, меньший вес, отличный контроль над лыжей. Многие лыжники — профессионалы выбирают эту модель. Дополнительно между этим креплением и лыжей устанавливается пластина WEDGE, которая поднимает переднюю часть ботинка на 5 миллиметров, что по данным исследований Salomon увеличивает фазу отталкивания и прокат на лыже. Бывает двух видов: узкая и широкая, на ваш выбор.

Топовой моделью Salomon стали лыжные крепления SNS PILOT CARBON RC (RC2), выпущенные в 2015 году. Производители не только уменьшили вес и сохранили отличный контроль над лыжей, но и встроили пластину wedge, которая улучшает стабильность и дальность проката при отталкивании. По стоимости значительно превышает предыдущие модели, но она того стоит.

Все крепления Salomon устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Теперь расскажу о системе NNN. Разработано фирмой ROTTEFELLA. Также как у SNS любительскими, прогулочными (для начинающих лыжников) вариантами будут крепления — автоматы, например: step-in, стоимостью около 1000 рублей. Устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Следующими в линейке NNN идут крепления ROTTEFELLA R3, которые также устанавливаются с помощью шурупов, но в 2015 году их сняли с производства, отсюда делаем вывод, что вся линейка NNN (не включая любительские) идет с безшурупной системой установки (крепления устанавливаются на предустановленную на лыжи платформу NIS c помощью специального ключа). Примерно в одной ценовой категории с R3 идут две модели креплений:

Xcelerator Junior и Exercise (Бывают skate и classic). Первые отлично подойдут для спортсменов разного уровня подготовки с размером ноги не более 42, т.к. больше не позволит длина направляющей платформы — она слитная. Вторые для спортсменов — любителей, среднего уровня подготовки, которые не стремятся достичь высших результатов.

Верхней ступенью эволюции стали крепления ROTTEFELLA XCELERATOR (Skate и Classic). Для спортсменов, серъезно увлекающихся спортом. Легкий вес и практичность делают их совершенством в линейке NNN. В дополнении к коньковому варианту ставят платформу XCELERATOR SKATE SPACER (аналог пластины WEDGE у Salomon), которая приподнимает носок крепления, тем самым улучшает стабильность и отталкивание. Крепится также на платформу NIS с помощью ключа и поверх нее устанавливаются сами крепления.

Или же можно выбрать вариант креплений с уже встроенной платформой — ROTTEFELLA XCELERATOR SSR

Подведем итог. При выборе креплений посмотрите на свои лыжи, сейчас большинство производителей уже встраивают платформу NIS на лыжи (FISCHER, MADSHUS, ROSSIGNOL). В этом случае рекомендую ставить крепления системы NNN, т.к. их легко снять и поставить (можно без проблем использовать и в летний период на лыжероллерах). Если у вас лыжи без пластины (например ее нет на SALOMON, ATOMIC, YOKO, JARVINEN, SKI TRAB), то отлично подойдут крепления от Salomon, или же можно поставить любительские Rottefella step-in.

Я опробовал обе системы в течение многих лет тренировок. На мой взгляд у креплений Salomon Pilot в разы лучше сцепление ботинка с лыжей, за счет двух осей, и соответственно управляемость на высоте. Выбор остается за вами. Ниже фото лыж с платформой NIS и без нее.