» » Когда и как можно ехать по трамвайным путям – что говорят ПДД. Можно ли ездить по трамвайным путям: правила и нюансы Правила разворота влево через трамвайные рельсы

Когда и как можно ехать по трамвайным путям – что говорят ПДД. Можно ли ездить по трамвайным путям: правила и нюансы Правила разворота влево через трамвайные рельсы

Этот вопрос вызывает много споров, даже среди опытных автолюбителей. Многие из них уверены, что это абсолютно запрещено. И смягчающих обстоятельств нет. На самом деле, есть дозволенные ПДД обстоятельства, позволяющие беспрепятственное движение по попутного направления.

Разрешенные случаи

Действующие сегодня ПДД РФ указывают на следующие ситуации, в которых передвижение по трамвайным рельсам не наказывается:

Пути проходят слева,

Рельсы находятся на уровне дорожного полотна,

Заняты все полосы попутного движения,

Трамвайные рельсы и автомобильная дорога идут в попутном направлении.

Все остальные случаи, в соответствии с ПДД РФ, движение по трамвайным путям попутного направления запрещают.

Существующие запреты

В Правилах дается четкое разъяснение того, что месторасположение трамвайных путей имеет большое значение. На рельсы, расположенные ниже дорожного полотна или выше, автомобиль не имеет права заезжать. Если имеется колея, то она должна восприниматься водителем как разделительная полоса, пересекать которую, как известно, запрещено.

Также табу наложено на движение по трамвайным путям попутного направления, если проходят они справа от движущегося транспортного средства.

Запрещено пересекать перекресток, если перед ним находится знак 5.15.1 или другой знак - 5.15.2.

Некоторые послабления

В они действительно есть. И касаются они маневров. Так, например, разрешено движение по трамвайным путям попутного направления (2016-2017 год, ПДД) при:

Совершении левого поворота,

Пересечении улицы на перекрестке,

Объезде,

Развороте.

Последний маневр разрешен при отсутствии двойной сплошной между трамвайными путями и знака 4.1.1, предписывающего движение только прямо. А также не должно быть создано препона продвижению трамвайному вагону и выезда на рельсы встречного назначения.

Объезд разрешен исключительно при высокой плотности попутного потока. Чаще всего, если дистанции между транспортными средствами минимальны для соблюдения безопасности на дороге, совершая движение автомобиля по трамвайным путям попутного направления для возможного обгона, вернуться на свою полосу движения вряд ли удастся (как указано в ПДД, пункте 11.4). Поэтому пункт 9.6 действущих Правил немного расширяет послабления пункта 11.4, той части, которая касается невозможности вернуться на полосу движения, занимаемую ранее. Оно заключается в разрешении задействовать трамвайные пути, идущие с дорожным полотном в попутном направлении. Тем не менее правило, гласящее, что рельсовый транспорт имеет преимущество перед автомобилем никто не отменяет. Следовательно, применять эти послабления можно только не создавая помех движению вагона трамвая.

Водителю на заметку

Совершать маневры на трамвайных рельсах, расположенных по правую руку автомобилиста, строго запрещено. Несоблюдение чревато тяжелыми последствиями.

В местах с напряженным движением наносится специальная разметка на дорожном полотне и устанавливаются особые запрещающие дорожные знаки. То есть на таком отрезке всегда будет:

Указатель со словами «Полоса движения»,

Знак, запрещающий въезд любому автотранспорту,

Сплошная белая линия на асфальте.

Водитель обязан понимать, что трамвайный путь - это не дополнительная полоса для движения транспортных средств.

Любой маневр должен сопровождаться поворотными сигналами, которые выключаются только после его окончания.

Сотрудники ДПС рекомендуют обратить внимание на совершение поворотов. Если нет специального знака, то маневр должен проходить под прямым углом. Бывают случаи, когда водители игнорируют это и поворачивают, двигаясь по рельсам. Инспекторы ГИБДД расценивают это как езду по трамвайным рельсам встречного направления, что, естественно, принимается за выезд на полосу встречного направления и наказывается штрафным взысканием в 1 500 рублей или (реже) утратой водительского удостоверения.

Если нанесена разметка

На некоторых городских магистралях может встретиться сплошная полоса разметки. Эта тема вызывает множество вопросов в автошколах и диспутов на специализированных форумах.

С одной стороны, согласно по трамвайным путям попутного направления не запрещено, а с другой, как указывается в той же норме в пункте 1.1, сплошную пересекать нельзя.

На неоднократные обращения с просьбой разъяснить ситуацию, официально руководители ГИБДД сообщили, что эта линия разметки показывает край проезжей части. за игнорирование этих требований, предписанных разметкой дорожного полотна, в этом году составляют тысячу и полторы тысячи рублей.

Встречаются ситуации, когда трамвайные пути изолируют от дорожного полотна бордюром. ПДД приравнивают его к сплошной линии.

Маневры на перекрестке

Каждый водитель должен помнить, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления исключительно в случае занятости всех полос дорожного полотна. Причем имеет отношение это только к параллельному движению.

Пересечение трамвайной колеи на дозволено в следующих эпизодах:

Транспортное средство движется с трамваем в одном направлении, причем последний находится от автомобиля справа, транспорт общественного назначения, если есть, продолжает двигаться прямо;

При движении в одну сторону трамвай, идущий справа от машины, и транспортное средство будут совершать левый маневр;

Трамвай, находящийся по правую руку водителя автомобиля, может совершать левый поворот, в то время как автомобиль продолжает движение прямо.

Иногда на городских магистралях перед перекрёстком можно видеть знаки 5.10, 5.15.1, 5.15.2 информирующие о движении по полосам или о дороге с реверсивным движением. В этом случае штрафные санкции за выезд на рельсы будут обязательно. Въезжая на дорогу с обозначенным нужно учитывать, что знак указывает на движение только лишь по крайней правой полосе дорожного полотна. Перестроение можно совершать исключительно в случае, если советующими знаками или специальной дорожной разметкой разрешено подобное движение.

Поворот налево

Согласно ПДД, разрешается этот маневр лишь при соблюдении следующих условий:

На дорожном полотне нет разметки,

Трамвайная колея находится справа от движущегося по крайней полосе транспортного средства.

Водитель обязан помнить, что этот поворот должен совершаться в соответствии с пунктом 8.5 ПДД. То есть при отсутствии на повороте знаков 5.15.1, 5.15.2 и разметки 1.18, идущие слева и наравне с дорожным полотном трамвайные рельсы позволяют с них машине повернуть налево. Главное не забывать, что автомобиль не должен быть преградой для вагона трамвая.

Штрафные санкции

Многие нарушения, предполагающие движение по трамвайным путям попутного направления, считаются очень грубыми. Но лишение водительского удостоверения не предусмотрено.

Самое скромное из них - пересечение сплошной полосы, отделяющей рельсы от автомобильной дороги. В соответствии с пунктом 12.16 ПДД, карается эта ошибка водителя штрафом в 500 рублей. Также будет взыскан с нарушителя, совершающего движение по трамвайным путям попутного направления, штраф за остановку на рельсах. На сегодня это полторы тысячи рублей.

Вторичное и последующие несоблюдения Правил дорожного движения могут повлечь за собой утрату водительского удостоверения на срок не менее года. Если это нарушение было записано видеокамерой, штраф возрастает до пяти тысяч рублей.

ДТП, совершенные на трамвайных путях

Главное, что необходимо помнить: транспортное управление населенного пункта будет взыскивать через суд с виновника происшествия упущенную выгоду. Ведь во время ожидания инспекторов ДПС, разбора и по маршруту не будут курсировать трамваи. А это убытки для парка электротранспорта. Они могут составить десятки тысяч рублей. Суды, кстати, практически всегда становятся на сторону представителей управления. Поэтому машину как можно быстрее нужно убрать с путей.

Даже если движение по трамвайным путям попутного направления спровоцировало происшествие, в котором не участвовал трамвай, как можно скорее необходимо начертить схему ДТП, произвести фотосъемку с разных ракурсов, записать номера телефонов свидетелей и убирать транспортное средство с рельсов. Затем и пострадавший, и виновник должны явятся в ближайшее отделение ГИБДД для оформления и подписания протокола. Или, если нет разночтений между участниками ДТП, можно прибегнуть к набирающей популярность схеме оформления транспортного происшествия по европротоколу.

Если ДТП случилось с участием трамвая, то вагоновожатый может быть виноват исключительно в двух случаях:

Вагон продолжал движение на запрещающий сигнал светофора,

Трамвай покидал в этот момент депо.

Во всех остальных случаях водитель должен помнить, что любой разрешенный маневр на трамвайных рельсах не должен мешать движению электротранспорта.

Даже у профессиональных водителей нередко возникают проблемы, связаны с возможностью передвижения по трамвайным рельсам.

Многие водители не знают точного ответа на вопрос, можно ли ездить по трамвайным путям в соответствии с правилами дорожного движения.

Чтобы это понять, следует детально рассмотреть нюансы передвижения по трамвайным путям.

Трамвайные пути не принадлежат к составляющей проезжей части, они считаются отдельным элементом дороги.

Согласно ПДД движение по ним разрешено, но только при соблюдении определенных условий:

  1. Правила дорожного движения 2020 года позволяют движение по трамвайным путям попутного направления только тогда, если передвигаться по полосам дороги возможности нет. Но при передвижении автомобиля по рельсам, он никаким образом не должен мешать движению трамвая.
  2. В том случае, когда рельсы трамвая находятся на уровне с автомобильной дорогой.
  3. Когда трамвайные пути находятся слева.
  4. Когда заняты все полосы движения.

Случаи, когда движение по трамвайным путям запрещается:

Перемещение по трамвайным рельсам можно использовать для следующих действий:

  • разворота налево;
  • передвижения прямо;
  • поворота.

Выезжая на рельсы всегда нужно помнить важное правило — автомобиль не должен мешать передвижению трамвая.

Выезд на полосы для общественного транспорта попутного направления запрещен, если присутствуют соответствующие знаки.

Например, по пути следования трамвайной дороги может находиться сплошная линия или расположение указателей «Полоса движения» и «Въезд запрещается».

В таком случае нужно руководствоваться указаниями установленных знаков и двигаться только по выделенным полосам.

Если вдоль трамвайных путей нанесена сплошная линия — это означает, что пересекать ее нельзя. Она обозначает край проезжей части и даже если с одной стороны движение по трамвайным путям попутного направления разрешено, за пересечение данной линии можно получить штраф.

Для разделения смежной проезжей части применяются обособленные трамвайные пути — это конструктивно выделенный элемент дороги.

Обособленные трамвайные пути не предназначены для движения безрельсовых транспортных средств.

Возможность проехать по трамвайным путям попутного направления по ПДД 2020 года ограничено определенными условиями. Рельсы попутного направления не предназначены для движения безрельсового транспорта.

Расположение трамвайных путей, когда движение разрешено:

  • слева от проезжей части;
  • на одном уровне с проезжей частью.

Но только в таких случаях:

  • когда все другие полосы заняты;
  • выполняется объезд;
  • выполняя поворот налево или разворот, в соответствии с пунктом 8.5 ПДД.

Если отсутствуют другие ограничения для левого поворота или разворота и данные маневры можно выполнять на любом участке дороге, где отсутствуют запреты.

Не менее важно рассмотреть вопрос, разрешается ли использовать для движения трамвайные пути встречного направления. Ответ будет однозначный — не разрешается.

В соответствии с правилами дорожного движения, встречные трамвайные рельсы разрешено только пересекать. Автомобили не могут ездить по путям попутного и по путям встречного движения.

Такие действия могут спровоцировать серьезную аварию, затор, помешать передвижению трамваев.

Но из всех правил существуют исключения. Выделяют случаи, в каких можно ездить по трамвайным путям встречного направления:

  1. Во время проведения ремонтных работ на полосах попутного направления. При этом работники ГАИ организовывают объезд по полосам встречного движения и могут задействовать трамвайные рельсы встречного направления.
  2. Проезд по рельсам встречного направления возможен при крупном ДТП. В таких случаях сотрудники ГАИ обязаны самостоятельно регулировать движение транспортных потоков.

Иногда водителю приходится выезжать на рельсы встречного направления, имея на это весомые причины, например, когда он везет человека в больницу, а другие способы объезда отсутствуют.

В таком случае необходимо представить доказательства во время судебного разбирательства. При положительном исходе, нарушителю грозит только денежное административное взыскание.

Размер штрафа за езду по трамвайным путям напрямую зависит от того, насколько серьезным оказалось нарушение:

Правила дорожного движения допускают разворот влево через линии общественного транспорта .

Прежде чем разворачиваться, следует проверить отсутствие линии разметки с какой-либо стороны от путей. Выполнять такое действие следует только под углом 90 градусов.

В противном случае, работники ГИБДД могут расценить это, как заезд на полосу встречной линии. За данные действия предусмотрен штраф в размере 5000 рублей или изъятие прав.

Обгон по трамвайным полосам запрещается даже если это движение по рельсам попутного направления .

Так как данный маневр связан с заездом на встречную линию в любом случае. При этом, ПДД позволяет опережать попутный транспорт, когда другие полосы заняты.

Движение через перекресток

В отдельных ситуациях разрешается переезжать через колею на перекрестке, который не регулируется:

  1. Трамвай и автомобиль двигались в одном направлении к перекрестку, при этом пути находятся по правую сторону от автомобилиста, а трамвай будет ехать по прямой.
  2. Трамвай и машина двигаются параллельно в одном направлении, линия находится по правой стороне от водителя и оба будут поворачивать налево.
  3. Линия находится справа, авто двигается по прямой, а трамвай собирается свернуть налево.

Таким образом, правила дорожного движения разрешают ездить по трамвайным путям при соблюдении определенных условий. Допускается так же разворот налево и поворот.

Но, когда автомобилист выезжает на рельсы, он не должен мешать передвижению общественного транспорта.

За несоблюдение правил передвижения по трамвайным путям, предусмотрены штрафные санкции. Взыскание будет зависеть от серьезности нарушения.

С. Решетников
Фото: А. Бибик

Автомобиль не предназначен для движения по трамвайным рельсам, но в городе нет-нет да и приходится это делать. Посмотрим, как лучше справиться с такой задачей.

ПОПЕРЕК...


В этом случае вы заботитесь о двух вещах: о плавности хода и сохранности подвески. В зависимости от скорости процесс можно разбить на четыре или пять этапов.

1. Притормаживаем перед путями (на сцепление лучше не нажимать). В этом действии нет ничего необычного, советуем только обратить внимание: при торможении машина "клюет носом". Это означает, что вес автомобиля переносится вперед. (Фото 1.)

2. Отпускаем педаль тормоза прямо перед препятствием. Не раньше и не позже. Почему именно в этот момент? Для того, чтобы воспользоваться разгрузкой передних колес, которая возникает, когда вы бросаете тормоз, - капот автомобиля приподнимется. Даже если не успели до конца погасить скорость, педаль следует отпустить. Иначе при встрече препятствия колесами, заблокированными тормозными колодками, удар будет очень сильным. Вовремя отпустив тормоз, вы снимете с передних колес лишний вес (разгрузите подвеску) и позволите им свободно перекатиться через неровности.

3. Выжимаем сцепление. Это можно делать, одновременно отпуская педаль тормоза для увеличения плавности хода, но только при условии, что скорость невелика. Используйте момент для включения пониженной передачи: первой или второй. Если же вы прозевали переезд и перелетаете через пути на высокой скорости, не нажимайте на педаль сцепления, иначе на неровностях автомобиль может неожиданно занести. (Фото 3: левая нога выжимает педаль сцепления, правая находится между педалями, правая рука на рычаге КПП, включена вторая передача.)

4. Плавно отпускаем сцепление и переезжаем через неровности на очень малом газу. Если вы это делаете на второй передаче, то профессиональные водители назовут такой прием движением "внатяг". На первой передаче можно ехать с той же скоростью при полувыжатом сцеплении, добавив чуть больше газа, однако сильно "газовать" нельзя. (Фото 2: автомобиль на середине брусчатки. Фото 4: тахометр показывает обороты - 1200.)

5. Прибавляем газ, как только передние колеса коснутся асфальта. Исключение следует сделать лишь для автомобилей с очень низкой посадкой, чтобы не повредить задний бампер или "юбку" кормы.

...И ВДОЛЬ


Теперь проедемся вдоль по рельсам, точнее, прямо по ним. На перегруженных городских магистралях так иногда приходится поступать. Напомним, что Правила дорожного движения разрешают ехать только по путям попутного направления (расположенным слева) между перекрестками и при обязательном условии, что вы не создаете помех трамваю.

При езде по рельсам предмет ваших забот - плавность хода при непременной сохранности покрышек. Практика такого рода полезна, так как это не только способ продлить жизнь деталям подвески автомобиля, но и возможность обрести "чувство колеса", благодаря которому вы сможете уверенно заезжать на эстакады, точнее, объезжать препятствия и парковаться вплотную к бордюру. Однако движение по железным путям имеет противопоказания. Желоб трамвайного рельса, который не дает вагону сходить с путей на крутых изгибах, нередко имеет острый, как лезвие, край. На поворотах такие торчащие из земли кривые ножи есть всегда, они могут попадаться и на прямых участках, если рельсы старые. Двигаясь по трамвайным путям, водитель должен быть очень внимательным, хотя оценить степень изношенности рельсов визуально не слишком сложно.

Пересекая пути под разными углами на перекрестках, избегайте торможений и резких ускорений с пробуксовкой: слишком легко распороть покрышку. Но даже там, где рельсы не дают повода опасаться за сохранность колес, надо быть готовым к снижению эффективности тормозов, особенно зимой, когда голый металл покрыт ледяной коркой: машина будет скользить, и даже шипы не помогут.

Чтобы быстро "поймать" левым передним колесом рельс, советуем наметить и запомнить ориентир на щетке стеклоочистителя. Это пригодится и для точного заезда на эстакады. (Фото 5: стрелкой отмечено место пересечения рельса и щетки "дворника").

Автомобиль Skoda Octavia предоставлен Группой компаний "ПЕЛИКАН-АВТО", официальным дилером Skoda Auto и SEAT. Водительское мастерство демонстрировала Ирина УДАРОВА, руководитель отдела компании "ПЕЛИКАН-АВТО".