» » Большая группа людей в индустриальном обществе. Общество как социальная система. Что такое индустриальное общество

Большая группа людей в индустриальном обществе. Общество как социальная система. Что такое индустриальное общество
  • 2.1. Философские (мировоззренческие) парадигмы социологического анализа общества
  • 2.2 Общенаучные, теоретические методы и их роль в социологической науке
  • 2.3. Эмпирические методы социологического исследования
  • 2.4. Методы обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных
  • Тема 4. Социологическое исследование: этапы, программа, главные теоретические процедуры и исследовательские стратегии
  • 1. Основные этапы конкретно-социологического, эмпирического исследования
  • 2. Программа, цели и задачи, объект и предмет исследования
  • 3. Главные теоретические процедуры кси
  • 4. Исследовательские стратегии
  • 1. Социологическое знание: общее и особенное
  • 2. Социология и законы социальной жизни общества
  • 3. Объективность, гносеологическая и историческая релятивность (относительность) социологического знания
  • Социологическое знание
  • Тема 6. Внутреннее многообразие социологии
  • Тема 7. Социологический плюрализм. Основные направления современной мировой социологической мысли
  • Тема 8. Социология и другие науки
  • 3. Социология и психология
  • 4. Социология и экономическая наука
  • Тема 9. Социология и жизнь общества. Функции социологии
  • Тема 10. Социологическое мышление: некоторые гносеологические характеристики
  • Тема 11. Социальное. Социальная жизнь, её базисные элементы.
  • 1.Социальное
  • 2.1 Социальное действие.
  • 2.3. Социальные общности.
  • 2.5 Социальные организации.
  • Тема 12. Общество как тип социальной общности, социальная и социетальная система
  • 3. Типы обществ
  • 3. Изменение (развитие) общества
  • 5. Дополнение к вопросу о типах общества (из книги “Современная западная социология: Словарь” – м., Политиздат, 1990. С. 270-271)
  • Тема 13. Социальная структура общества: понятие, плюрализм трактовок, место в категориальной системе социологии
  • 1.О термине «структура»
  • 2.Социальная структура как социологическое понятие
  • 3.Социальная структура: западно-социологические парадигмы интерпретации
  • Тема 14. Личность. Социализация индивида
  • 2. Структура личности
  • 3. Становление личности (социализация индивида)
  • Тема 15. Культура. Социокультурная динамика
  • 1. Культура: понятие и его социологическая интерпретация
  • 2. Внутренняя дифференциация (многообразие) культуры
  • 3. Социокультурный процесс
  • 4. Типы культур. Социокультурные суперсистемы
  • Тема 16. Девиация: сущность, причины и типы. Социальный контроль
  • 1. Понятие девиации
  • 2. Причины девиантного поведения: биологическое, психологическое и социокультурное объяснение
  • 3. Типы девиации
  • 4. Девиация и социальный контроль
  • Теории девиации
  • Тема 17. Социальная структура общества
  • Тема 18. Семья и брак, их место и функции в обществе
  • 1. Семья как объект социологического анализа
  • 2. Понятие семья и его определение
  • 3. Социальные функции семьи
  • 4. Типы семейно-брачных отношений
  • 5. Историческое изменение (развитие) семьи
  • Тема 19. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения
  • Тема 20. Поселенческие общности. Социология города
  • 1. Расселение населения как предмет социологической науки. Понятие поселенческой общности
  • 3. Урбанизация особенности урбанизации в России
  • Тема 21. Социальный процесс и изменения в обществе: классические и современные теории
  • 2. Социальные изменения: понятие, сущность, факторы.
  • 3.Виды (разновидности) социальных изменений.
  • Тема 22. Коллективное поведение: особенности, субъекты, формы
  • 1.Некоторые предварительные замечания.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение.
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного
  • 4.Толпа и публика. Поведение толпы.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного поведения
  • 4. Толпа и публика. Поведение толпы
  • Тема 23. Социальные движения: сущность типы, жизненный цикл
  • Тема 24. Управление социальными процессами
  • 1.Феномен управления. История управленческой социальной мысли
  • 2.Управление социальными процессами: понятие и система
  • 3. Законы, принципы и методы социального управления
  • 3. Типы обществ

    Существование (также в прочем, как и существование ранее, а так же те, которые возможно появятся позже) общество, с одной стороны, имеют немного сходного, общего, повторяющегося (это те же например признаки общества), с другой стороны они могут существенно (даже) различаться между собой, т.е. иметь свои особенности, отличительные черты и своеобразие. В этом отношении какое – либо отдельно взятое общество может быть ближе по своим чертам к другим обществам, а по отношению к другим весьма долго от них отстоящим. На этой основе все общества можно классифицировать (типологизировать), т.е. подразделить на меньшинство типов, групп. Причем это группирование, классификация может осуществляться по самым разным критериям или основаниям. По одному критерию все общества делятся на одни группы (типы), по другому – на другие уже типы, а по третьему – на совсем иные типы или классы (группы).

    Начнем с известной до сих пор всем (и отечественным и зарубежным) социологам марксистской типологии обществ. К. Маркс положил в ее основу такую характеристику, как способ производства материальных благ, и особенно хороших производственных отношений, назвав выделенные им прежде всего пять типов общества, (сменяющих друг друга по принципу от “низшего к высшему”) общественно-экономическими формами. Менее обоснованным и известным назывался еще один тип общества – он был основан на так называемо азиатском способе производства, т.е. в марксистской социологии выделяются общества с примитивно - присваивающим способом производства (первобытнообщинные), с азиатским способом производства, характеризующимся наличием особого вида коллективной собственности на землю, рабовладельческие общества, специфической чертой которых является собственность на людей и использование труда рабов, общества феодальные с производством, основанным на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян, общества буржуазные, отличающиеся переходом к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда, и наконец, общества коммунистические или социалистические, в которых предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частно – собственных отношений.

    Американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) подразделяли общество на четыре основных типа. При этом за основание этого подразделения они взяли способ получения (добывания) средств к существованию. Вот эти типы общества: 1) общества, живущие охотой и собирательством;

    2) садоводческие общины,

    3) аграрные общества;

    4) промышленные (индустриальные) общества.

    Немного о каждом из них в характеристиках лексики.

    1) Общества, живущие охотой и собирательством . Большинство таких обществ, например, бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким или дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует; во главе его стоят старшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.

    2) Садоводческие общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы; в настоящее время они сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых садоводческих обществах имеются металлические орудия и оружие, но не используются плуги. Так же как и общества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта; люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых садоводческих обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и боле. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.

    3) Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало почву для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), бала изобретена письменность, появились первые денежные системы, и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее, родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни: крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основой производственной единицей.

    4) Промышленные (индустриальные) общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), В Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например, в Индии, Мексике, Бразилиии некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологий и использование новых источников энергии сыграл основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место пользованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угла), а так же электрической и в дальнейшем атомной энергии.

    Общество также делят на доиндустриальное , или традиционное, индустриальное и постиндустриальное , или современное. В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, в индустриальном обществе – промышленность, а в постиндустриальном обществе – информация (теоретическое знание). Одно из наиболее важных исследований противоположности между доиндустриальным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855-1936). Он ввел термины «гемайншафт» (Gemeinschaft) и «гезельшафт» (Gesellschaft) (они переводятся как «община» и «общество»), выражающее различие между традиционным и современным обществами. Точнее, термин «гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «гезельшафт» – городскому индустриальному обществу. Каковы основные различия между «гемайншафт» и «гезельшафт»? Н. Смелзер описывает их следующим образом:

    1. Если говорить об индустриальной мотивации, «гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными интересами, например крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа «гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов; индивиды взаимодействуют в деловой обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.

    2. В сфере социального контроля общество типа «гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и написанным законам, в то время как «гезельшафт» есть общество, основанное на формальном праве.

    3. В области разделения труда общество типа «гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей – обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для обществ типа «гезельшафт» характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей.

    4. В обществе типа «гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «гезельшафт» - на светских.

    5. Главными социальными институтами в «гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

    Э. Дюркгейм также разделяет общую для социологии XIX в. идею двух типов общества: традиционного и современного. Он выделяет два типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность , присущую традиционному, архаическому обществу и основанную на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть нивелируется индивидуальное «Я»: «Я – это только МЫ». Индивиды мало отличаются друг от друга, они испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым ценностям, признают одно и тоже священным. Общество сплоченно, потому что индивиды еще не дифференцированы. Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

    Во-вторых, органическую солидарность, которая порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Солидарность, основанную на дифференциации индивидов, Дюркгейм называет органической по аналогии с органами живого существа, каждый из которых выполняет свои функции и не походит на другие органы. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка». Здесь наблюдается сокращение сферы бытия, покрываемой коллективным сознанием, ослабление коллективных реакций на нарушение запретов и расширение зоны индивидуальной интерпретации социальных императивов. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса.

    Выделяют и такие типы обществ, как общество дописьменные (не имеющие письменности) и общество, имеющее письменность; простые общества и сложные (первые – это общество догосударственно развитые и вторые – общества, уже имеющие государство и право). Английский философ, историк и социолог К. Поппер называл такие типы общества закрытые и открытые . В основе их религии, по мнению ученого, лежит различное соотношение социального контроля и свободы индивида. Магическое, племенное или коллективное общество, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать решения, - открытое общество.

    В 60 – е годы две уже упоминавшиеся ступени в развитии традиционного индустриального общества дополняются третьей. Появляется концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в американской (Д. Белл) и западноевропейской (А. Трен) социологии. Причина появления этой концепции – структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждение по-иному взглянуть на само общество в целом. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Плодотворный творческий труд – дитя свободы – становится основой успеха и процветания как человека, так и общества.

    Однако на базе технологического, информационного прогресса развились процессы, вызвавшие серьезную тревогу. Государство, правящая элита, благодаря преимущественному доступу к важнейшей социально-политической информации, близости к электронным средствам коммуникации стали обладателями колоссальной возможности влиять на массы. Именно на эту опасность возрастания роли технократического государства и постепенного подчинения ему гражданского общества указывал А. Турен в своей книге «Постиндустриальное общество». То есть постиндустриальное общество – это не просто качественно иная комбинация социальных институтов и норм, обеспечивающих, в частности, приоритет знаний и образования, но и нарастание реальной угрозы усиление социального контроля, причем в более изощренной, скрытой, а потому более опасной форме.

    Сегодня эта типология является в обществоведческой, в том числе социологической, наиболее значимой и популярной.

    Индустриальное общество

    В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.

    Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции.

    В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство -- расширенным.

    Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения.

    В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы -- промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

    В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и

    утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) -- новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.

    Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

    Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации -- в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению.

    К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношении, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т.п.

    Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

    Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

    Постиндустриальное общество

    Модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д.Беллом, Э.Тоффлером и др.

    Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса "среднего класса". Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее -- человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от средств массовой информации. Переход к по-

    стиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

    В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) принято называть общественными отношениями.

    Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы -- отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, складываются вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются предварительно "проходя через сознание" людей, детерминируются их духовными ценностями.

    Тема: Экономическое развитие России в начале 20 века.

    Цель: сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российского типа модернизации.

    Основные знания: причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX века; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.

    Основные понятия: многоукладная экономика, монополистический капитализм, синдикат, трест, картель.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    А) кроссворд . По горизонтали: 2. Большая группа людей в индустриальном обществе, отличающаяся друг от друга по роду занятий, величине дохода, власти и влиянию в обществе. 5. Вид городского транспорта в крупных городах. 6. Он нес службу на окраинах государства, но и занимался земледелием. 7. Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. 8. Социально - правовые группы, каждая из которых отличалась своим положением, определенными правами и обязанностями и обязанностями в обществе. 9. Пилот аэроплана. 10. Процесс создания крупной, основанной на машинном труде промышленности. По вертикали: 1. В его руках была сосредоточена вся высшая власть в российской империи. 3. Право, имевшееся у Финляндии, самостоятельно осуществлять государственную власть. 4. Усиление влияния и роли городов в экономической и культурной жизни как близлежащей округи, так и в целом в государстве.

    Ответы. По горизонтали: 2. Класс. 5. Трамвай, 6. Казак. 7. Модернизация. 8. Сословие. 9. Авиатор. 10. Индустриализация. По вертикали: 1. Император. 3. Автономия. 4.Урбанизация.

    Б) тест.

    Тестовое задание . Продолжите предложения.

    1. Совещательный орган при царе назывался... (Государственным советом).

    2. Царские регалии состояли из... (короны, скипетра и державы).

    3. Государственные символы состояли из... (государственных герба, знамени, гимна).

    4. Самым многочисленным сословием Российской империи было... (крестьянство).

    5. Финансовая поддержка художников, композиторов, ученых называется... (меценатством).

    6. К привилегированным сословиям относились... (дворянство и духовенство).

    7. Главная проблема сельского хозяйства в Российской империи состояла в... (крестьянском малоземелье).

    8. Центральными исполнительными органами Российской империи являлись (Комитет министров и министерства).

    9. За правильным функционированием судебных органов следил... (Се нат).

    10. Дайте определение. Буржуазия - это... (социальный слой России-империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками).

    В) фронтальный опрос.

    Россия представляла собой среднеразвитую страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.

    III. Изучение нового материала.

    План:

    1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
    2. Роль государства в экономике России.
    3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
    4. Образование монополий в России.
    5. Сельское хозяйство.

    Задание: выяснить, каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

    1. Работа по карте. Внимательно рассмотри легенду карты и ответь на вопросы.

    Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?

    Какие города были центрами развития металлообрабатывающей промышленности?

    Назовите центры развития пищевой промышленности.

    Какие города были центрами развития текстильной промышленности?

    Какие полезные ископаемые добывались в России?

    Как осуществлялись сообщение между главными промышленными центрами страны?

    Кто владел железными дорогами?

    О каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?

    1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.

    Как повлияла на развитие России реформа 1861 года?

    Какие последствия она имела?

    С одной стороны развиваются капиталистические отношения, с другой стороны сохраняются старые крепостнические отношения. Таким образом, Россия была обречена на постоянную борьбу между старым и новым. Этим определяются особенности российской экономики в начале 20 века.

    Быстрое развитие капитализма началось в России только после отмены крепостного права. Россия – среднеразвитая страна второго эшелона экономики. Экономика ее носила догоняющий характер. С 1890 – х гг. Россия вступила в полосу промышленного подъема. Происходило увеличение промышленного производства, оформились новые промышленные районы, шло интенсивное железнодорожное строительство, стремительно росли города и численность городского населения. Это сильные стороны.

    К слабым сторонам относится: Россия оставалась аграрной страной, была низкая производительность труда, невысокий уровень производства на душу населения, нехватка капиталов, внешнеторговые обороты уступали оборотам ведущих стран.

    Запись в тетради: сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.

    2. Роль государства в экономике России.

    Работа с учебником – страница 13 – 14.

    Задание: выяснить роль государства в экономике России в начале 20 века.

    Чем отличаются государственные предприятия от частных?

    Какие государства находились в собственности государства?

    Какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?

    Какова роль государства в экономике России в начале века?

    Запись в тетради: огромная роль государственного сектора экономики.

    3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.

    Работа с историческим документом – страница 14. «Из доклада министра финансов Витте»

    Чем обосновывает Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?

    В какие районы страны иностранцы вкладывали свои капиталы?

    Почему производить продукции, на деньги зарубежных предприятий выгоднее было в России, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде?

    Отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах, так как Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала западноевропейских представителей буржуазии. Кроме того, иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. В результате в определяющих отраслях производства (горнодобывающая, металлообрабатывающая, машиностроительная) иностранные инвестиции превышали российские.

    Работа по вариантам:

    1 вариант – положительные последствия;

    2 вариант – отрицательные последствия.

    Роль иностранного капитала была неоднозначной:

    Инвестиции помогали развивать русскую промышленность;

    Приносили огромные прибыли;

    Россия не попадала в полную зависимость от западноевропейского капитала

    Свертывались возможности свободной конкуренции

    Закрепилась технико – экономическая отсталость страны

    Ужесточался налоговый гнет

    Усиливалась эксплуатация рабочих.

    Последствия:

    Прибыль, которую получали иностранцы, уходила за границу, и за счет этой прибыли решались социальные проблемы их страны:

    Сокращался рабочий день

    Создавалась система пенсионного обеспечения.

    1) русская буржуазия лишена такой возможности; таким образом, возрастала социальная проблема: рабочий класс был угнетен и открыт для революционной агитации.

    2) все это лишало буржуазию свободы маневра и делало ее еще более осторожной в борьбе за изменение государственного строя в России, так как революционно настроенный рабочий класс был для нее страшнее самодержавия.

    Запись в тетради: недостаток внутренних капиталов, привлечение иностранных инвесторов

    4. Образование монополий в России.

    Следующей тенденцией в развитии экономики России стал процесс образования монополий.

    Определение – страница 17.

    Запись в тетрадь: монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого – либо сырья.

    В процессе монополизации в России историки выделяют несколько этапов:

    1) в 80 – 90 – ее гг. 19 в. Возникли первые картели на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынка сбыта. Происходило усиление банков;

    Определение – страница 17.

    Запись в тетрадь.

    2) в 1900 – 1908гг. в период кризиса и депрессии создаются крупные синдикаты, которые объединяли сбыт товаров, но уже в определенной степени вмешивались в развитие производства входящих в них предприятий.

    Определение – страница 18.

    Запись в тетрадь.

    Впоследствии возникают такие формы монополий, как тресты и концерны

    Определение – страница 18.

    Запись в тетрадь.

    Но в России основной формой монополий стали синдикаты.

    5. Сельское хозяйство.

    Практическая работа. Проанализировать данные таблиц и ответить на вопросы.

    Запись в тетради: сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.

    IV. Закрепление.

    Каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

    Сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.

    Особая роль государства, которое выступает инициатором экономических преобразований и финансирует промышленность и ж/д строительство.

    Недостаток внутренних капиталов для индустриализации, привлечение иностранных инвесторов, создание смешанных компаний.

    Протекционизм и активная таможенная политика в целях защиты отечественного производителя.

    Многоукладность промышленности, неравномерность развития ее отраслей.

    Отсутствие колоний, ограниченность сбыта товаров.

    Сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.

    Острота социальных проблем, наличие социально неблагополучных слоев городской бедноты и безземельного крестьянства.

    V. Подведение итогов.

    Согласны ли вы с тезисом, что «для России начала 20 века была предопределена постоянная нестабильность»?

    На рубеже 19 – 20 вв. в России существовали элементы традиционных общинно - патриархальных отношений и новейшие формы капитализма, полуазиатская деспотичная власть царя и развивающееся социально – демократическое движение, неграмотность, невежество основной части населения и подлинный расцвет культуры. Как могли ужиться эти противоположные явления в одном обществе?

    VI. Домашнее задание. Параграф. 2.


    Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
    Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Если традиционное общество обходилось сравнительно простыми орудиями труда, устроенными по принципу составного предмета с геометрическим прилеганием отдельных частей (блок, рычаг, повозка), то для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией. Развитие техники не только расширяет сферу господства человека над природой, но и изменяет место человека в системе общественного производства. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Во второй половине XX в. появляются такие технические системы (автоматизированные предприятия, системы управления космическими кораблями, атомные электростанции), эксплуатация которых требует не просто виртуозных производственных навыков, но и фундаментальной профессиональной подготовки на основе новейших достижений науки. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
    Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Если патриархально-застойный оборот жизни в традиционалистском сознании символизировало «колесо времен», т. е. представление о вечном возвращении на круги своя, то динамизм техногенной цивилизации породил образ осевого исторического времени, о котором писал немецкий философ К. Ясперс. «Время-стрела» становится символом не только технического, но и общественного прогресса, т. е. представления о поступательном развитии общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.
    Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Такие представления отражены в метафоре мира как часового механизма, отдельные части которого связаны жестким причинно-следственным взаимодействием. Познание мира отождествлялось с его воспроизведением в формах человеческой деятельности. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Определение К. Марксом природы как «неорганического тела человека» иллюстрирует разрушение традиционалистских представлений об органическом единстве человека и природы: на смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. Пафос Прометеевой воли новоевропейского человека, утверждение его силы и власти означали утверждение безграничных преобразовательных возможностей в отношении природы. Покорение, подчинение, преобразование становятся ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. «Мы не можем ждать милостей от природы» - таков девиз не только инженера-технолога, но и ботаника-селекциониста.
    формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.Социальные отношения, невидимые нити социальной ткани, в индустриальном обществе принимают форму товарно-денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Это порождает иллюзию того, что не люди господствуют друг над другом, связанные исторически определенным типом общественных отношений, но «деньги правят миром». Только глубокое изучение общества способно развеять эту иллюзию и показать, что в основе той или иной формы эксплуатации труда лежит исторически определенный тип общественного производства и соответствующие ему отношения собственности и распределения.Если социальные отношения в традиционном обществе называют непосредственно общественными, то для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей - социальных партнеров. Описывая средневековые города, М. Вебер отмечал, что городские жилища расположены куда теснее, чем в сельской местности, однако в отличие от односельчан городские соседи вовсе не обязательно знакомы друг с другом. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни.
    Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Характерные черты западноевропейского средневекового города складываются еще в XVI-XVII вв. От деревенских поселений город отличает укрепленная территория («бург»), а также выборные органы городского самоуправления. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Промышленные корпорации защищали права своих членов в городском суде, в том числе и перед лицом бывшего хозяина. Во многих странах вердикт городского суда был окончательным и не подлежал обжалованию королевским судом. До наших дней дошла поговорка «Городской воздух делает свободным». Однако с усилением централизованных государств отправление правосудия все более сосредоточивается в руках верховной власти. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

    10. В чем принципиально различаются философия и идеология как формы духовной деятельности?(в 5 вопросе)

    В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной. С одной стороны – идеология, с другой – философия, искусство. Особняком стоит религия, которая может становиться на ту или иную сторону. В этом раздвоении ценностных систем заложена духовная движущая сила общественного развития. Раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга.

    Идеология есть совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп лиц – слоев, сословий, классов, профессий или всего общества. В последнем случае наиболее общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически.Идеология, несомненно, есть духовное образование, поскольку в своем содержании всегда выходит за границы повседневного, эмпирического опыта. Но при этом создаваемая и действующая в обществе идеология имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает всех людей, разделяющих ее основные положения, определяет непосредственную мотивацию их конкретных дел и поступков.Особую роль в обществе играют общенациональная и государственная идеологии, хотя они не всегда совпадают. По содержанию общенациональная идеология шире, нежели идеология государственная. Последняя включает в себя разветвленную иерархическую структуру ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандистской машиной, в известной мере буквально навязывается государством гражданам. Без сплочения населения страны в единую общность, без осознания людьми того, что они являются гражданами определенного государства со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями, государство просто не сможет существовать и развалится.Миллионные массы людей сознательно, а чаще всего неосознанно руководствуются в своей жизни идеологическими оценками. Это тот привычный мир жизненных смыслов и оценок (моральных, политических и экономических), в который погружено бытие отдельного человека.Выше уже было сказано, что в этой иерархической структуре не все ценности могут быть отнесены к собственно духовным. Есть жизненно важные потребности в еде, одежде, лекарствах, которые напрямую связаны с повседневностью. Но в том‑то и дело, что только при наличии высших духовных ценностей в самой идеологии все иные ценности обретают свое законное, должное место в системе пропагандируемых ею ценностей. Отсюда та колоссальная роль, которую играет духовный аспект идеологии в обществе.Бездуховность – серьезная болезнь, которая поражала и продолжает поражать многие общества. Главным виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении все равно чего – кино, развлечений, еды или одежды, то такая идеология будет создана профессиональными идеологами.Критика содержания любой идеологии всегда имеет серьезные обоснования. И об этом мы скажем ниже. Но сначала необходимо ее защитить от необоснованных обвинений. Борьба против существования идеологии в обществе – это определенная идеологическая установка. Возникает вполне законный вопрос – кому это выгодно?Разумеется, критика тоталитарных претензий любой идеологии необходима. Идеология, не оставляющая места для самостоятельных духовных поисков, несостоятельна и обречена на гибель, если только она не вызовет крушения всего общества. Огромный духовный кризис, поразивший постсоветское общество, был вызван прежде всего обвалом всей структуры социалистических ценностей, на которых выросло не одно поколение советских людей. Но не следует забывать, что это была тоталитарная идеология, имевшая всепроникающий характер. Идеология создавала из слов, пожалуй, самую совершенную реальность, какую знала светская наука и культура. Но в реальной жизни ей противостояла унифицированная, серая и бедная социальная реальность.Обычно говорят, что духовности никогда не бывает много. Но духовные поиски высших идеалов, тем более в идеологии, не самоцель. Человек – существо еще и земное, и общественное. Поэтому стремление к гармоничному сочетанию в человеке природного, социального и духовного выглядит гораздо более привлекательным, чем предельно возвышенная духовность при недостатке в обществе элементарных материальных средств к жизни.Философия, искусство и связанные с ними другие виды духовной деятельности как раз и выполняют критико‑рефлексивную функцию в обществе, прежде всего по отношению к государственной идеологии или ее заменителям, хотя их роль в общественной жизни к этой функции не сводится. Философия есть учение об общих принципах бытия и познания, она представляет собой рациональную форму обоснования и выражения ценностного отношения человека к миру. Философия вырабатывает наиболее общую систему взглядов общественного человека на мир и его место в нем. Знакомство с философскими системами приобщает человека к коллективному опыту человечества, к его мудрости, как, впрочем, и заблуждениям, ошибкам, позволяет выработать созвучные его устремлениям идеалы, цели и ценности. Специфика искусства заключается в чувственно‑наглядном, образном освоении действительности, в отличие от теоретико‑понятийного освоения, свойственного научному знанию.За многообразными социальными функциями философии и искусства нельзя не видеть их главной критико‑рефлексивной функции. Идеология, с одной стороны, философия и искусство – с другой, будучи духовно‑практическими видами деятельности, как раз и позволяют, каждая по‑своему, связать воедино все сферы жизни общества, в том числе науку и материальную практику. По мере развития сфер науки и материального производства роль ценностного освоения мира не только не понижается, но, напротив, возрастает.С этой точки зрения философия и искусство выполняют, говоря управленческим языком, функцию той обратной связи, которая занимается оценкой результатов деятельности общества под определяющим воздействием целей, сформулированных идеологией. Поэтому ценностная сфера деятельности нередко вызывала подозрения у политиков и идеологов. Чем далее отстоит общество от демократии, тем уже здесь границы дозволенного.Особую роль в сфере ценностной деятельности играет религия. Способность человека к трансцендированию приобретает в ней особую форму. Духовность с религиозной точки зрения есть абсолютная, всеобъемлющая, надындивидуальная реальность. Этот мир, составляющий подлинную основу жизни общества (а также природы), открывается только верующим. В отличие от философии, апеллирующей к разуму, исходное начало религиозного мировоззрения – вера. Верующий полностью находится внутри этой реальности, которая открывает ему вечные, неизменные нормы индивидуального поведения, принципы организации общественной жизни, т. е. все то, что называется общественно‑нравственным идеалом.В течение многих столетий религия в разных странах стремилась реализовать свои цели и идеалы посредством аппарата государственной власти. Превращение религиозного учения в господствующую в обществе систему ценностей, а тем более в государственную идеологию подчас приводило к появлению теократического государства. Религиозные взгляды, которые навязываются силой государства, ведут к дискредитации религии, к отходу от нее широких масс населения.В светском государстве религия, как, впрочем, и философия и искусство, не должна быть орудием государственной власти и политики. Каждое из них разрабатывает свою систему ценностей, свое воззрение на мир.Несмотря на неизбежные трудности так называемого переходного периода в современной России, ценностная сфера общественной жизнедеятельности людей все больше утверждает себя в качестве особой всеобщей сферы.

    Все слышали о таких понятиях, как индустриальная эпоха и индустриализация, но мало кто может их лаконично охарактеризовать. Что же, попробуем разобраться.

    Индустриальное общество: какое оно

    Эта эпоха характеризуется таким типом общественных отношений, в основе которых лежит разделение труда, а промышленность способна обеспечить людям комфортную жизнь. Является промежуточным вариантом между традиционным и информационным (постиндустриальным) обществом.

    Несмотря на то что историки называют современный уклад жизни постиндустриальным, у него много "индустриальных" черт. Мы ведь до сих пор ездим на метро, жжем уголь в котельных, а кабельный телефон иногда напоминает своим пронзительным звонком о промышленном советском прошлом.

    Предпосылки индустриального общества

    Вступление европейского общества на путь прогресса - это постепенный процесс, характеризующийся сменой феодальных отношений на капиталистические.

    (эпохой индустриализации) считается период с 16 по 19 (начало 20) вв. За эти три столетия европейское общество проделало большой путь развития, охватывший все сферы жизни человека:

    • Экономическую.
    • Политическую.
    • Социальную.
    • Технологическую.
    • Духовную.

    Процесс постепенных новаций получил название модернизация.

    Переход к индустриальному обществу характеризуется:

    1. Разделением труда. Именно это вызвало увеличение производимой продукции, а также - образование двух экономических классов: пролетариата (наемных рабочих) и буржуазии (капиталистов). Итогом разделения труда стало становление нового экономического строя - капитализма.
    2. Колониализмом - господством развитых европейских стран над экономически отсталыми государствами Востока. Понятно, что колонизатор эксплуатирует человеческие и природные ресурсы зависимой страны.
    3. Достижения науки и инженерные изобретения изменили жизнь людей.

    Индустриальное общество характеризуется следующими чертами

    • Урбанизацией.
    • Переходом к капитализму.
    • Появлением общества потребления.
    • Образованием глобального рынка.
    • Снижением влияния церкви на жизнь человека.
    • Формированием массовой культуры.
    • Огромным влиянием науки на жизнь людей.
    • Появлением двух новых классов - буржуазии и пролетариата.
    • Уменьшением численности крестьян.
    • Индустриализацией.
    • Изменением мировоззрения людей (индивидуальность человека - высшая ценность).

    Промышленная революция в европейских странах

    Как говорилось ранее, индустриальное общество характеризуется индустриализацией. Перечислим поочередно страны Старого Света, в которых проходил этот процесс:

    1. Англия - первая европейская страна, ставшая на путь прогресса. Уже в 16 веке был изобретен летучий челнок и паровая машина. 17 век можно вообще назвать веком изобретений: первый паровоз проделал свой путь из Манчестера в Ливерпуль. В 1837 году ученые Кук и Уинстон создали электромагнитный телеграф.

    2. Франция немного "проигрывала" в индустриализации Англии из-за крепких феодальных порядков. Впрочем, прошедшая революция 1789-1794 годов изменила положение вещей: появились машины, и стало активно развиваться ткацкое дело. 18 век примечателен развитием текстильной и керамической промышленности. Заключительный этап французской индустриализации - это зарождение машиностроения. Подытожив, можно сказать, что Франция стала второй страной, избравшей капиталистический путь развития.

    3. Германия значительно отставала от темпов модернизации своих предшественниц. Немецкий индустриальный тип общества характеризуется появлением в середине 19 века паровой машины. В итоге темпы промышленного развития Германии набрали внушительные обороты, и страна стала лидером по производству в Европе.

    Что общего между традиционным и индустриальным обществом

    Одинаковые черты имеются у этих двух принципиально разных укладов жизни. Традиционное и индустриальное общество характеризуются:

    • наличием экономической и политической сферы;
    • аппаратом власти;
    • - наблюдается при любом типе общественных отношений, поскольку все люди разные, вне зависимости от эпохи.

    Экономика индустриального общества

    По сравнению с аграрными отношениями средних веков, экономика нового времени была более производительной.

    Как характеризуется экономика индустриального общества, что ее отличает?

    • Массовое производство.
    • Развитие банковского сектора..
    • Возникновение кредита.
    • Появление глобального рынка.
    • Цикличные кризисы (например, перепроизводства).
    • Классовая борьба пролетариата с буржуазией.

    Предпосылкой для серьезных экономических изменений стало разделение труда, способствовавшее росту производительности.

    Прекрасно описал это английский экономист Адам Смит. Он привел пример с производством булавок, на котором можно наглядно понять, что такое "разделение труда".

    Опытный мастер производит всего 20 булавок за день. Если же разделить производственный процесс на простые операции, каждую из которых будет выполнять отдельный рабочий, производительность труда возрастет во много раз. В итоге получится, что команда из 10 человек производит на свет около 48 тысяч булавок!

    Социальная структура

    Индустриальное общество характеризуется следующими чертами, изменившими повседневную жизнь людей:

    • демографическим взрывом;
    • увеличением продолжительности жизни;
    • бэби-бумом (40-50 гг. ХХ века);
    • ухудшением экологии (с развитием промышленности возрастают вредные выбросы);
    • появлением партнерской семьи вместо традиционной - состоит из родителей и детей;
    • усложненной социальной структурой;
    • социальным неравенством между людьми.

    Массовая культура

    Что характеризует индустриальное общество, помимо капитализма и индустриализации? она является его неотъемлемой частью.

    Шла в ногу с Появились технологии звукозаписи, кинематограф, радио и прочие средства массовой информации - они объединили вкусы и предпочтения большинства людей.

    Массовая культура проста и понятна всем слоям населения, ее цель - вызвать определенный эмоциональный отклик от человека. Она рассчитана на удовлетворение мимолетных запросов, а также - на развлечение людей.

    Приведем примеры массовой культуры:

    • Женские романы.
    • Глянцевые журналы.
    • Комиксы.
    • Сериалы.
    • Детективы и фантастика.

    Жанры литературы, указанные в последнем пункте, традиционно причисляют к массовой культуре. Но некоторые обществоведы не разделяют эту точку зрения. Например, «Приключения Шерлока Холмса» - это серия детективов, написанных художественным языком и имеющих много смыслов. А вот книги Александры Марининой можно смело отнести к массовой культуре - они легко читаемы и имеют понятный сюжет.

    В каком обществе живем мы

    Западные социологи ввели такое понятие, как информационное (постиндустриальное) общество. Его ценностями являются знания, развитие информационных технологий, безопасность людей и забота о нашем большом доме - чудесной зеленой Земле.

    Действительно, в нашей жизни все большую роль играют знания, а информационные технологии коснулись практически любого человека.

    Но, несмотря на это, продолжает работать промышленность, машины жгут бензин, а картофель как собирали 100 лет назад по осени, так и собирают. Индустриальный тип общества, как говорилось ранее, характеризуется как раз промышленностью. А сбор картофеля - это сельское хозяйство, возникшее в незапамятные времена.

    Поэтому название сегодняшней эпохи «постиндустриальная» - это красивая абстракция. Логичней именовать наше общество индустриальным с чертами информационного.

    Индустриальное общество характеризуется множеством полезных открытий и посещением человеком Космоса.

    Накопленный на сегодня багаж знаний огромен; другое дело, что он может как пойти на благо человечеству, так и нанести вред. Мы надеемся, что человеку хватит разумности применить накопленный потенциал знаний в правильном направлении.